Мир

«нам ничего не оставалось делать, как заливать пеной горящие обломки самолета, из которого еще выпрыгивали люди. Они были похожи на живые факелы… « — говорят пожарные иркутского аэропорта, где в воскресенье взорвался аэробу

0:00 — 11 июля 2006 eye 593

В тот же день еще один А310 той же авиакомпании совершил аварийную посадку в Симферополе

Вчера в России был объявлен национальный траур в память о погибших в воскресенье в Иркутске пассажирах и членах экипажа самолета авиакомпании «Сибирь». На борту аэробуса А310, прибывшего из Москвы, находились, по уточненным данным, 204 человека, в том числе восемь членов экипажа. Среди пассажиров было много детей, которые летели отдохнуть на берегу озера Байкал…

«Среди 196 пассажиров аэробуса была дочь известного писателя Валентина Распутина»

По официальным данным, погибли 124 человека. Десять считаются пропавшими без вести. В их числе (по данным на вчерашний вечер) дочь известного советского писателя Валентина Распутина Мария. Она уже несколько лет живет в российской столице, преподает в Московской консерватории. Мария — известный музыковед и органистка. В Иркутск она прилетала каждое лето — проведать родителей. Давала концерты в городской филармонии. Местные ценители музыки ее хорошо знают. В этом году Мария также собиралась выступать в Иркутске.

Валентин Распутин и его жена встречали дочь в аэропорту. Узнав о трагедии, родители сразу отправились в городской морг, куда свозили тела погибших. Родственников внутрь не пускали, но для писателя сделали исключение. Тела Марии в морге не оказалось. Не нашли ее пока и в больницах. Родители надеются на чудо.

Рассказывает 15-летняя жительница Иркутска Маргарита Светлова, пассажирка московского рейса, оставшаяся в живых: «Мы сели нормально, но вдруг снова стали разгоняться. Думаю, взлетаем. Потом бетонная полоса закончилась, нас стало сильно трясти. Крылом зацепились, врезались в забор. Начался пожар. Страшно было, очень страшно. Люди стали кричать, я на минуту сознание потеряла. Потом отстегнула ремень и побежала. Двигалась почти на ощупь. Из-за дыма ничего не было видно. Тут какой-то мужчина пытается открыть дверь аварийного выхода. Я кричу ему: «Быстрее! Что ты возишься!» Потом матом на него. Дверь открылась, он выпрыгнул. Три человека за ним. Резиновый трап не надулся. Я тоже выпрыгнула. Мне повезло, ударилась ногой немного. Уже на земле сообразила, что не знаю, где мои родители… Сижу и не понимаю, как я могла их бросить… Кто-то крикнул, что сейчас все взорвется, я и побежала со страху. Вдруг вижу папа идет и несет маму на руках. Они тоже спаслись, мама только сознание потеряла… »

Как рассказывают спасатели, прибывшие к месту трагедии, лайнер не удержался на посадочной полосе, выехал на грунт, пробил бетонный забор, отделявший территорию аэропорта от жилых кварталов (в Иркутске аэропорт находится в черте города), и врезался в одноэтажные постройки — гаражи, сараи. Переднюю часть фюзеляжа смяло. Начался пожар: в баках самолета было около тонны горючего. Аварийно-спасательные службы подъехали через девять минут после аварии. В тот момент у аэробуса пострадала еще только носовая часть. Крылья, большая часть фюзеляжа лежали на крышах гаражей. Пассажиры уже начали выпрыгивать из самолета. Тяжелее было тем, кто воспользовался аварийным выходом в хвосте. Там резиновый трап тоже не раскрылся, а до земли было метра четыре, не меньше. Люди падали, ломали руки и ноги.

Из баков начало вытекать горючее. Вспыхнули легковоспламеняющиеся пары. Они и стали причиной серии взрывов, расколовшей корпус самолета. Эксперты считают, что возгорание вызвали искры от оголившихся электрических проводов на гаражах.

«Нам пришлось заливать пеной горящие обломки аэробуса, из которого еще выпрыгивали люди, — говорят пожарные.  — Они были похожи на живые факелы… »

Люди, сумевшие выбраться из самолета, в шоке побрели прочь от места трагедии

Многие называют чудом спасение 70 человек, находившихся на борту аэробуса. Пассажиры говорят, что у этого чуда есть имя — Виктория Зильберштейн, стюардесса, которая, рискуя собой, решительно действовала в те страшные мгновения после посадки. 22-летняя Вика сейчас находится в отделении нейрохирургии. Врачи разрешили журналистам российской газеты «Комсомольская правда» задать бортпроводнице несколько вопросов. Вот что рассказала Вика: «Самолет уже шел на посадку. Даже приземлились, коснулись колесами взлетной полосы. Машина накренилась, потом сразу выправилась, я даже испугаться не успела: сильная вибрация — обычное дело при посадке. И вдруг нос ткнулся вперед, в землю. Толчок был таким сильным, что ремни безопасности не выдержали рывка — лопнули, как нитки. А пассажиры попадали вперед. Сразу погас свет… Несколько секунд в салоне было тихо-тихо. А потом из хвостовой части потянуло дымом. И с громким ревом по трубе салона двинулся огонь. Началась паника. Люди кричали: «Двери открывай, двери!» Я с трудом выбралась из-под кресел и чужих сумок. На ощупь пробралась к аварийному выходу — люку над крылом. Нашарила рычаг… Молилась: «Господи, только бы не заклинило!» Нас постоянно учат, что во время таких ЧП главное  — сделать в самолете дыру и спасти пассажиров. Повезло. Люк открылся. И все, кто успел спрыгнуть на землю до взрыва, остались живы. Там высота от крыла до земли метра три, наверное. Впереди меня в люк вылезли два парня. Одного, помню, Ваней зовут. Они спрыгнули и меня потом поймали. Поэтому я и без царапин… »

Через люк, который открыла Вика, сумели выпрыгнуть 20 человек. Вот что рассказывает гражданка Польши Алдона Видавская, летевшая со своим другом Томашем Горжкиевичем: «Стюардесса Вика спасла нас. Она единственная, кто в том аду не потерял голову. Представляете, дым, ничего не видно, дышать нечем. Вдруг появляется светлый проем и голос зовет: «Сюда! На выход!» Мы думали, что это ангел! Спасибо ей! Неземное!»

Спасшиеся пассажиры испытали шок. Несколько человек, которые были в состоянии передвигаться, самостоятельно покинули место трагедии. Они брели по дороге в разорванной обгоревшей одежде. Дачники с удивлением смотрели на незнакомцев, поили их водой, давали что-то из вещей, обуви. Уход пострадавших впоследствии затруднил определение точного числа погибших. Только в понедельник утром некоторые из покинувших место катастрофы позвонили по телефонам горячей линии и сообщили о себе. Эксперты сейчас ломают голову над тем, что же произошло с А310. Лайнер был в хорошем техническом состоянии, налетал всего 10 тысяч часов из положенных 50 тысяч с лишним. Руководство авиакомпании «Сибирь» уверяет, что и экипаж был одним из лучших. На сегодняшний день рассматриваются две основные версии: отказ гидравлики в системе тормозов и ошибка пилотов, не справившихся с управлением во время посадки на мокрой полосе.

Специалисты отмечают тот факт, что аэропорт в Иркутске всегда считался у летчиков местом неприятным, даже опасным. Там короткая посадочная полоса для самолетов типа А310 — всего 2750 метров. Из-за реки Ангара часто стоит туман, бетон на полосах мокрый. Усложняет ситуацию и то обстоятельство, что аэропорт находится в черте города. А местные старожилы и вовсе называют это место проклятым. Раньше там находилось кладбище, где хоронили жертв сталинских репрессий…

В воскресенье едва не произошло еще одно ЧП с лайнером авиакомпании «Сибирь». Такой же А310 произвел вечером аварийную посадку в аэропорту Симферополя.

Собкор «ФАКТОВ» Елена Озерян связалась с пресс-службой ГУ МЧС в Крыму и узнала подробности.

- У совершавшего чартерный рейс «Анталья-Москва (аэропорт Домодедово)» самолета отказал первый двигатель, — сообщила представитель пресс-службы Ирина Шахно, — и командир экипажа принял решение о срочной посадке. В течение восьми минут были приведены в боевую готовность все пожарные части города и дежурный экипаж вертолета МЧС. В 21. 54 самолет совершил аварийную посадку в Симферопольском аэропорту. На борту лайнера находилось 243 пассажира и восемь членов экипажа. Как доложили в оперативно-координационный центр, угрозы жизни и здоровью людей нет. В 5. 30 утра следующего дня пассажиры были отправлены в Москву другим лайнером.

Вчера под Симферополем сгорел самолет, с которого успел эвакуироваться главком ВМФ России

Вчера в Симферополе и Иркутске произошли еще два инцидента с российскими самолетами. При взлете с аэродрома «Гвардейское» (18 км северо-западнее крымской столицы) потерпел аварию Ту-134, принадлежавший Военно-морскому флоту России. На борту находился главком ВМФ адмирал Владимир Масорин и его помощники. У самолета отказал один из двигателей. По словам представителя ВМФ Игоря Дыгало, в него могли попасть птицы. Экипаж принял решение совершить аварийную посадку. Неисправный двигатель загорелся. Снизить скорость до безопасной отметки летчикам не удалось. Ту-134 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Офицеры флота организованно покинули самолет, который потом полностью сгорел вместе с документами и багажом. Три человека получили незначительные ожоги.

А в Иркутске совершил аварийную посадку Ту-154 «Уральских авиалиний». У самолета, на борту которого находились 132 пассажира и девять членов экипажа, отказал хвостовой двигатель. Лайнер кружил над городом более трех часов, чтобы выработать запас топлива. После этого посадка прошла нормально. Никто не пострадал.