Культура и искусство

«одесский джентльмен» ян левинзон: «в молодости был ужасно худым, с оттопыренными ушами. В магазинах мне из-под прилавка продавали колбасу: всем хотелось такого красавца подкормить! »

0:00 — 13 июля 2006 eye 1120

Вчера известному юмористу исполнилось 52 года

Левинзон очаровал весь Советский Союз, когда в составе команды КВН «Одесские джентльмены» вышел на сцену и, глянув в зеркальце, произнес: «Я вот тут думал: «В чем все-таки наша главная сила?» А теперь вижу — в красоте!» Этот монолог длился одиннадцать с половиной минут, хотя планировалось читать его максимум три. Зрители умирали со смеху, а член жюри знаменитый шахматист Гарри Каспаров несколько раз падал со стула! Безумно обаятельный парень продолжал: «А, как говорится, когда сила есть… Ну, дальше вы знаете. Так вот, о красоте. Ее у нас, как известно, куда ни глянь!»

С той поры прошло двадцать лет. Ян Левинзон уже давно не играет в КВН, живет в Израиле, но часто навещает родную Одессу. В этот раз приехал, чтобы перед своим днем рождения на сцене Русского драматического театра показать спектакль «Смехач на крыше» по рассказам одесского писателя Георгия Голубенко, автора того самого монолога «О красоте».

«В КВН попал по блату. Меня привели, дали денег и устроили»

- Я — безнадежный интервьюируемый: не запойный, женат в первый и, очень надеюсь, в последний раз, скандально не известен, — начал беседу Ян Левинзон.  — И вряд ли когда-нибудь вы увидите меня среди политиков. На броневик — ни за что, в кнессет (израильский парламент.  — Авт. ) — нет категорически!

- А в Одессу?

- Категорически да!!! Кстати, мой новый спектакль об Одессе, о разных сторонах ее жизни. Название — каламбур, связанный с мюзиклом «Скрипач на крыше», поставленным по мотивам знаменитого произведения Шолом Алейхема «Тевье-молочник». Дело в том, что человек конца XIX — начала XX века, тот же герой «Тевье-молочника», доил коров, выдавал замуж дочерей, копался в деревенской жизни, но что бы ни происходило, у него на крыше жил скрипач — его душа. И он обращался к ней, находил понимание, успокоение. Прошло сто лет, и скрипача сменил смехач. Сегодняшний герой с помощью юмора, иронии защищается от современного безумия, насилия, вранья, которое льется со всех сторон.

- А у вас еще есть свой скрипач на крыше?

- Думаю, он есть у каждого человека. Но у меня он выдающийся — мой сценический партнер Александр Поволоцкий, музыкант филармонического оркестра Тель-Авива, руководителем которого является великий дирижер Зубан Меттер. Рад, что Александр не отказался сыграть со мной в спектакле и прилетел из Израиля в Одессу. Кстати, «Смехач на крыше» создан по мотивам рассказов известного одесского писателя Георгия Голубенко.

- Если не ошибаюсь, ваше сотрудничество началось в 1986 году, с того знаменитого кавээновского монолога. За двадцать лет друг другу не надоели?

- Никаких конфликтов не было! Гарика (так в узком кругу называют Голубенко) очень люблю, знаю наизусть все его рассказы. Бывает, говорю ему: «Гарик, мне кажется, здесь нужно кое-что переделать». А он отвечает: «Пошел ты в жопу!» Видите, как все просто! (Смеется. ) Кстати, после зеркальца и победы в КВН меня начали на улицах узнавать. В автобусе, правда, места не уступали, но в магазинах по блату, из-под прилавка, продавали колбасу. Я был очень худым, с оттопыренными ушами, и все хотели такого красавца подкормить! Когда увидел себя по телевизору, понял, почему люди, глядя на меня, смеются. Мое преимущество — именно смешная внешность.

- Ян, признайтесь, как в КВН попали?

- Я и не скрываю: по блату. Меня привели, дали денег и устроили.

- Родители?

- Какое там! Я же родился в очень культурной и интеллигентной семье. Шо, не похоже? Мама моя, как и положено еврейской женщине, преподавала русский язык и литературу. Она заставляла меня играть на пианино. Говорят, не напрасно: хоть чему-то да научился. Отчим был инженером, дедушка  — раввином. Свинину мы не ели. По праздникам я посещал синагогу, как, впрочем, все мои одесские друзья, не имевшие дедушек-раввинов. Дед заставлял меня учить иврит, а я отлынивал: надо было и в футбол поиграть. Убегал на стадион. Но впоследствии между мячом и учебой выбрал учебу.

Сейчас модно признаваться журналистам в том, что был двоечником, хулиганом и так далее. А я не хочу врать! На «отлично» учился в физико-математической школе, позже успешно закончил факультет атомной энергетики Одесского политехнического института. Выступал в Студенческом театре эстрадных миниатюр. Потом, когда появился Театр одесских джентльменов, перешел туда. Мы с ребятами объездили весь Советский Союз!

«Глядя на «одесских джентльменов», просто невозможно не захотеть стать их членом… »

- А еще вы лет десять состояли в Компартии…

- Между прочим, почти все «джентльмены» (я имею в виду команду КВН Одесского госуниверситета) были в КПСС. По Одессе даже ходила такая шутка: «Глядя на «одесских джентльменов», просто невозможно не захотеть стать их членом. Пардон, членом их партии!» Эта шутка, кстати, принадлежит Славе Пелюшенко, нашему тогдашнему капитану. Беспартийному. Он все причитал, мол, Левинзон — партиец, Филимонов — тоже, а я? Но его так и не приняли. Я тепло вспоминаю капээсэсовские годы и наши кавээновские игрища — бои на грани фола. Ведь это сейчас можно говорить что хочешь и не бояться, ибо всем на все наплевать.

- Кто писал сценарии для вашей команды? Говорят, Жванецкий.

- Нет, сами ребята. Отлично писал Юра Сычев, он сейчас в США руководит крупной рекламной компанией. Автором кавээновских приколов был также Толя Контуш. Он в Германии работает, доктор наук, профессор.

- Один в Израиле, другой — в Штатах, третий — в Германии. А в Одессе-то родной кто-нибудь из вас остался?

- Ну, Олег Филимонов и еще двое-трое ребят продолжают «шутить». Я же не живу здесь с 1991 года. Пару лет работал в США, затем уехал с семьей  — женой и двумя дочерьми (старшая сейчас служит в израильской армии, а младшая — в полиции) — в Израиль.

- И чем там занимаетесь?

- Сначала устроился на завод, был рабочим, инженером-технологом. Потом перешел в крупную туристическую компанию. Договоры заключал, а как только язык выучил, меня повысили.

- А говорят, владеете крупной фирмой…

- Возможно, только я об этом ничего не знаю! Хоть бы название указали! (Смеется. ) После 2000 года в Израиле усложнилась политическая ситуация, туризм «на прием» практически умер. Во всяком случае, жить за счет него стало невозможно.

Сейчас работаю на самом крупном государственном телеканале — «Израиль-плюс». Передачи на нем выходят на двух языках — русском и иврите. Веду еженедельную двуязычную программу «Семь сорок». По пятницам, в 19. 40. (Поскольку пятница в Израиле все равно что в Украине суббота, это прайм-тайм.  — Авт. ) Это своеобразное телевизионное кафе, куда приходят интересные люди как из Израиля, так и из стран бывшего СССР: политики, артисты, журналисты, врачи, инженеры. Они сидят за столиками с выпивкой и закуской. Смысл программы заключается в том, что гостям не разрешается говорить об их сфере деятельности. Мы просто отдыхаем. В студии побывали Беньямин Нетаньяху, Шимон Перес, певица Мария Лукач, композитор Владимир Шаинский… Передачу смотрят не только в Израиле, но и в США, Канаде, Австралии, Германии — всюду, где ступала нога русскоязычного человека.

- А современный КВН вам нравится?

- Как сказать… Игра превратилась в эстрадно-развлекательное шоу, где больше музыки и танцев и меньше хлестких слов. А впрочем… Может, так и нужно. Пусть смешат другие. Я во время перелета в Одессу читал газеты, чтобы знать, что в Украине происходит. Согласитесь, смешнее того, что делается в вашей Верховной Раде, не придумаешь! Да и в нашем кнессете ситуация не лучше. И везде так, даже в Штатах, Великобритании, Германии, Японии… Смех сквозь слезы, да и только.

- Так расскажите что-нибудь веселое, без слез — для поднятия духа!

- Ну, хорошо. Встречаются на Брайтон-бич две дамы. Одна говорит: «Клара, я слышала, у вас во время тура по Израилю был бурный роман с Володей».  — «О чем вы говорите? Это я могу себе позволить роман? У меня же все деньги в бюстгальтере!» И второй анекдот.  — «Рива Соломоновна, почему вы эмигрировали в Америку?» — «Ради детей».  — «Ну, и шо, дети довольны?» — «Конечно! Они же остались в Кишиневе!»