Происшествия

«наш дом, возможно, пожарные и сумели бы спасти, если бы в водопроводной системе была… Вода»,

0:00 — 19 июля 2006 eye 232

- говорит жительница Донецка Татьяна Майборода, чей девятилетний сын едва не погиб во время пожара. К счастью, на помощь погорельцам бросились соседи

Причина пожара, происшедшего в частном жилом доме N 57 по улице Курортной в Петровском районе Донецка, увы, не редка в наше время — короткое замыкание в электропроводке. Саманный домик, купленный семьей всего два года назад, вспыхнул среди ночи так быстро, что хозяйка и ее девятилетний сын едва не задохнулись в дыму в первые же минуты трагедии. К счастью, на помощь погорельцам бросились соседи. Александр Белоус, в прошлом спасатель, рисковал жизнью, получил ожоги, но таки вытащил из раскаленного окна уже потерявшего сознание ребенка. А его жена Светлана, работающая фельдшером на станции скорой помощи, фактически вернула мальчика к жизни.

«Андрюша!» — бормотала босая соседка, указывая рукой на свой горящий дом

Девятилетнего Андрея Майбороду недавно выписали из отделения термических поражений и пластической хирургии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии им. В. К. Гусака Академии медицинских наук Украины. Но лечение на этом не закончилось. Осенью мальчику предстоит очередная операция. У Андрюши, получившего более 40 процентов ожогов поверхности тела, пострадали лицо, туловище, руки и ноги. Четвертая часть из них — глубокие. Помимо этого, как рассказал заведующий отделением реанимации (отдела термических поражений и пластической хирургии) Владимир Носенко, у ребенка ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом и ожоговая токсемия. Паренек уже перенес несколько операций по удалению пострадавших тканей и пересадке собственной кожи, но они далеко не последние. Рубцы, образовавшиеся после заживления ран на руке, не позволяют ребенку нормально сгибать и разгибать конечность.

Сейчас семья — мама, папа, Андрей и его двухлетняя сестренка Анечка — ютятся в чудом уцелевшей после пожара летней кухне. Дом, купленный всего два года назад, полностью сгорел…

Во время пожара в доме были только мать и сын. Накануне глава семьи, проходчик шахты имени Засядько, Вячеслав Майборода уехал к родственникам в деревню, взяв с собой Анечку.

К счастью, мама Андрея Татьяна проснулась от странного треска и не растерялась в экстремальной ситуации. В кромешном дыму она попыталась вывести сына из домa. Но входная дверь была уже объята пламенем. Тем временем мальчик, глотнув гари, упал и уже не мог прийти в себя. Таня дотащила бесчувственного сына до окна, выбила стекло, а вот перевалить не по годам крупного Андрея через подоконник была не в силах. Поэтому, не мешкая, мать сама выскочила наружу и помчалась за помощью.

«Андрюша!» — единственное, что смогла произнести перепуганная женщина, указывая рукой в сторону своего дома, когда в полпятого утра появилась на пороге дома соседей — босиком и в одной ночной рубашке.

- За спиной у Тани я увидела зарево, поднимающееся над ее домом, — вспоминает разбуженная ночной гостьей соседка Светлана Ковальчук.  — А пока мой муж, накинув куртку, мчался к дому Тани, уже изо всех окон, за исключением одного, вырывалось пламя. Входная дверь полыхала.

Застегнув куртку, смочив лицо и руки дождевой водой из бочки во дворе и закрыв глаза, Александр Белоус подошел к окну.

- По-другому «окунуться» в раскаленный оконный проем было невозможно, — вспоминает Александр.  — К счастью, именно возле этого окна Таня оставила сына.

Мужчина стал шарить рукой в сплошном черном дыму, пытаясь нащупать Андрея. От нестерпимого жара у него покраснели руки и обгорели волосы на голове. В соседнем окне уже вовсю бушевал огонь. Но Александр таки добрался до паренька. Андрей, извлеченный на улицу, не подавал признаков жизни.

Тем временем жена Саши Светлана, вызвав «неотложку» и пожарных, стала оказывать ребенку первую медицинскую помощь. И, вероятно, именно помощь соседки вернула Андрея к жизни. Когда мальчика погружали в карету «неотложки», взрослые облегченно вздохнули: ребенок застонал, он ожил.

Чтобы набрать воды, пожарным пришлось ехать за километр от места ЧП

Проводив «скорую», увезшую Андрюшу в Институт неотложной и восстановительной хирургии, Александр Белоус продолжал тушить пожар. Он протянул к горящему дому шланг от соседей, у которых во дворе есть водопроводная колонка, погасил вспыхнувшую перед домом ель и отрезал путь огню к летней кухне, в которой теперь и поселилась семья. Тем временем подоспели пожарные.

Даже не зная еще, что Александр 11 лет проработал начальником караула в 12-й пожарной спецчасти Петровского района, пожарные сразу заметили, что помогал им явно профессионал.

- За годы службы в пожарной охране мне не раз приходилось тушить крупные пожары, и при этом ни разу не получал ожогов, — признался Александр Белоус.  — А вот вызволять из огненного плена человека довелось впервые.

Возможно, последствия пожара были бы и не такими разрушительными, если бы не слабый напор воды в пожарном гидранте. И пожарные, и погорельцы с возмущением вспоминают об этом случае.

- Требовалось дозаправить автоцистерны, и нам пришлось потратить драгоценные полчаса, чтобы съездить к шахтному отстойнику (в километре от места ЧП!), подъездные пути к которому не были оборудованы, — рассказывает начальник караула 6-й пожарной спецчасти Петровского района Донецка Александр Рябошапка.

- Мы с Таней сколько раз обивали порог кабинета начальника районного водоканала, умоляя заменить нам часть водопроводных труб, — возмущается Светлана Ковальчук.  — Ведь, чтобы вода нормально поступала в наши дома, нужны трубы другого диаметра. Таня с малышкой на руках в шесть утра(!) занимала очередь, надеясь попасть на прием в заветный кабинет. По злой иронии, именно она пострадала первой.

- Для того чтобы в квартирах на нашей улице появился хоть слабый напор воды, должен был… сгореть мой дом, — плачет Таня.  — А ведь пожарные, возможно, и сумели бы спасти наше жилье…

Правда, спустя пару часов после пожара, по словам Светы, рабочие водоканала таки появились на их улице. Исправно разрыли водопровод, но воды от этого в злополучных нескольких домах, увы, так и не прибавилось.

Даже местные алкоголики отдавали по 20-25 копеек для погорельцев

Утром после трагедии к соседям пострадавших (Андрей с мамой были в больнице) приезжали и представители местного райисполкома. Обещали помочь мальчику с лечением, а семье — с временным жильем. Впрочем, не дожидаясь помощи от официальных лиц, сердобольные соседи стали собирать ее сами. Мать Светы Ковальчук, Анна Михайловна, вместе со своими подругами-пенсионерками, забыв о многочисленных недугах, обошли весь поселок шахты им. Челюскинцев.

- Не отказал никто, подавали даже алкоголики — кто по 20 копеек, кто по 25, — с гордостью вспоминает Светлана.  — И каждому, дающему даже копеечку, наши бабушки говорили: «Спасибо».

В первый день активистки вручили погорельцам 1029 гривен 27 копеек, на следующий собрали еще 160 гривен. А вечером вернувшиеся из деревни отец с дочкой смогли переночевать в уцелевшей летней кухоньке на подаренных добрыми людьми креслах-кроватях. Вскоре у семьи появилось другое имущество и даже старенькая стиральная машина. На беду откликнулись и коллективы больниц Петровского района, в которых трудятся родственники погорельцев, и школа № 17, где учится Андрей.

- Пообещали рассмотреть вопрос с нашим жильем у меня на шахте, — говорит глава семьи Вячеслав Майборода.  — Все-таки руководит советом арендаторов нашего предприятия народный депутат Украины Ефим Леонидович Звягильский, который, как я знаю, помог многим попавшим в беду людям. Так что у нас появилась надежда зимовать не в летней кухне — фактически на улице. Кроме того, деньги на лечение сына выделил профком.

Немного помогли с лекарствами и районные власти. Но глядя на пострадавшего мальчика, который одной рукой помогает родителям полоть грядки в огороде, и на его маму, которая после пожара носит одежку исключительно с чужого плеча, понимаешь: купить этой семье даже скромное жилье добрые самаритяне бедного шахтерского поселка даже «всем миром» все равно не смогут. А сколько еще нужно денег на дальнейшее лечение Андрея…