Ежегодно спортивный журналист отправляется вместе с женой в автопутешествие и за несколько лет уже проехал по странам Евросоюза более 60 тысяч километров
Многие мечтают отправиться в отпуск в Европу на собственном автомобиле. На первый взгляд такая поездка связана с обилием проблем, но в действительности все оказывается значительно проще. Главные условия автопутешествия — шенгенская виза в паспорте плюс достаточная сумма денег в кошельке. И, конечно, автомобиль. Желательно — надежный! О чем еще необходимо позаботиться, отправляясь в дальнее зарубежное автотурне, «ФАКТЫ» расспросили бывалых путешественников. Сегодня наш собеседник — ведущий спортивных новостей телеканала «1+1» и руководитель пресс-службы футбольного клуба «Динамо» (Киев) Сергей Полховский.
- Первый раз мы с женой решились поехать в Европу семь лет назад. — рассказал Сергей. — Тогда у нас еще была «девятка». Я только что сменил старые кованые диски на литые последней модели, обул их в новую резину Автомобиль так хорошо покатился, что я сказал жене: через неделю у нас отпуск, давай махнем в Европу машиной! Поначалу, конечно, был легкий мандраж: как все будет? Но он начал испаряться по мере того, как мы продвигались на запад. В тот раз мы проехали Польшу, Чехию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Испанию, Монако, Италию, Венгрию — почти 11 тысяч километров! (Кстати, тогда вазовские автомобили еще бегали по дорогам Европы. Нынешним летом мы встретили — за исключением Венгрии — одну-единственную «Ниву». ) С тех пор отпуск без выезда в Европу на машине не обходится. На спидометре моего Peugeot уже без малого 70 тысяч километров, из которых не меньше 50 тысяч машина намотала по европейским дорогам. Мы с женой любим ехать далеко и долго, для нас это лучший отдых. На супруге — штурманские обязанности. За рулем всегда я.
Сергей Полховский дал несколько советов для тех, кто впервые собирается пересечь западную границу Украины.
1. Последние годы мы ездим в Европу через Венгрию. От Киева до автоперехода в Чопе примерно 840 километров. Из них самый неприятный участок — от города Броды мимо Львова до Стрыя: узкое полотно, все в колдобинах и рытвинах, часто без разметки и малейших признаков соответствия тому, что эта дорога значится на картах, как европейская автомагистраль Е40. Однако все неприятности забываются, едва вы начинаете штурмовать Карпаты. Поездка до Мукачево по отличному шоссе с великолепными горными пейзажами превращается в увлекательную автопрогулку.
2. Если у вас хватает сил, то есть смысл перетерпеть еще километров сорок и пересечь границу. Обычно эта процедура занимает меньше часа. Наши пограничники проверят паспорта, документы на автомобиль и «зеленую карту» (страховой полис для выезжающих за рубеж. — Авт. ). Я всегда покупаю ее в Киеве, хотя можно и на границе. Медицинскую страховку не спросят, но ее просто необходимо иметь. Впрочем, большинство посольств без нее не дадут вам визу.
3. Для поездок по Европе не нужны права какого-то особого образца. Например, моим — еще советским! — уже 32 года. Никогда и никто ни на одной границе не просил меня их предъявить. То же касается и затемненных стекол. На моем автомобиле они именно такие, и ни у кого к ним претензий не было.
4. Первый день нашего путешествия обычно заканчивается на отметке 930-950 километров. Мы заслужили отдых, и мы его получаем. Мотели и гостиницы (в Венгрии. — Авт. ) доступны. Равно как и цены. Ночлег обходится в 25 евро. Примерно столько же — и хороший ужин на двоих (да еще и с вином!) плюс утренний завтрак. В том, что это недорого, вы сможете убедиться, продвигаясь на запад. Уже в Австрии цены вырастают примерно вдвое.
5. С гостиницами в Европе все в порядке. Даже в самом маленьком городке без труда можно найти весьма приличную. Для этого направляйтесь в центр. Его первейший признак — церковный шпиль. Здесь, на площади, которая едва ли не в каждом населенном пункте называется Рыночной, рядом с городской управой обязательно есть гастхауз или гастхоф — отель, проще говоря. Не трудитесь доставать паспорт. Его у вас не спросят. Никому нет дела до того, как вас зовут и где вы прописаны. Зато поинтересуются, будете ли вы ужинать, и сообщат, в котором часу утром можно позавтракать. В этом году в Австрии с нами произошел курьезный случай. Проснувшись утром в небольшой гостинице, мы с удивлением обнаружили, что, кроме нас, в ней больше никого нет. Оказалось, что это был выходной день, хозяйка отпустила немногочисленный персонал и уехала сама, не желая нас будить по такому пустяковому поводу, как оплата. На столе в холле нас ждал завтрак, записка и ключ. Завтрак мы с удовольствием съели, запив ароматным кофе. В записке нам предлагали оставить деньги на столе, закрыть гостиницу и спрятать ключ в указанном месте (чуть ли не под ковриком). Что мы и сделали!
6. А вот в первые поездки, когда денег было маловато, и на гостиницы не всегда хватало, мы приспособились ночевать на заправках. Ставим машину в удобное место, чтобы свет фонарей не бил в глаза, раскладываем в автомобиле сиденья, включаем негромкую музыку и так дотягиваем до утра. Во-первых, на заправках безопасно, во-вторых, просто удобно: всегда можно выпить горячего кофе и перекусить, есть туалеты, наконец
7. Карту дорог лучше иметь изданную в Европе. Они надежнее наших, да и все названия в них даны в оригинальном написании.
8. В каком ритме путешествовать по Европе, целиком и полностью зависит от ваших планов и приоритетов. Дороги позволяют без особого труда делать по тысяче километров в день. Максимально разрешенная скорость в большинстве стран на магистралях — 130 км/час (но ездят, конечно, и быстрее). Выбор автобана, в принципе, оправдан, если необходимо быстро добраться из пункта А в пункт Б. Это плюс. Минус — с автобана можно и страну-то не увидеть. К тому же во Франции, Италии, Испании за пользование автобанами надо платить (приблизительно 1 евро за 10 километров). Между тем в нужном направлении можно проехать и по бесплатной дороге, однако на ней вы будете время от времени натыкаться либо на светофор, либо на перекресток. Во многих странах они кругового движения: въезжая, ты пропускаешь всех слева, а затем все пропускают тебя. Если проморгал нужный тебе дорожный указатель, можно покружиться и выбрать, наконец, нужное направление.
9. Кстати о топливе. Меньше всего вы потратите на него в Австрии. В июне
95-й бензин стоил там 1,21 евро, во Франции — 1,40 евро. Но зато вы покупаете настоящий, а не украинский бензин. Хорошие дороги и хорошее «питание» для наших автомобилей в Европе — как курорт. Во всяком случае, двигатель явно оздоравливается, буквально выжигая их бензином всю ту гадость, которую оставляет в нем наше топливо.
10. Не пробуйте не платить там, где это требуется. К примеру, в Венгрии и Австрии платных дорог нет, но дорожный сбор обязателен для всех. За 7-10 евро вы можете кататься по магистралям без ограничения километража. Но если многочисленные контролеры на заправках и стоянках увидят, что на ветровом стекле вашего автомобиля нет соответствующей квитанции, готовьтесь платить штраф в десятикратном размере.
11. Вообще-то, с европейскими полицейскими лучше не спорить. Это не Украина. Если хватит словарного запаса, попытайтесь объяснить, что правила нарушили невольно, что растерялись Главное — показать дружелюбие и продемонстрировать раскаяние. Они видят, что вы — иностранец, иногда это может стать смягчающим вину обстоятельством. Так было со мной в Чехии. Нарушение, по их меркам, я совершил очень серьезное: превысил скорость в населенном пункте — ехал 70 км/ч вместо 50-ти. Штраф внушительный, платить нужно в кронах, обмен — в банке, а деньги в кошельке не то чтобы последние, но отдавать неохота. К счастью, полицейские были чехи того поколения, которое в школе еще обучали русскому языку. Когда я показал им свое удостоверение «Дружинник ГАИ» (были такие в ходу несколько лет назад), они сначала искренне удивились странному документу, а повеселившись, отпустили своего украинского «коллегу» с миром.
12. Если вы запарковали машину на уличной стоянке, не оплатив ее в находящемся рядом автомате, не удивляйтесь, если увидите под дворником квитанцию. Пугаться ее не стоит. Квитанция страшна местным жителям, вас же разыскивать не станут. Но не ждите пощады, если вы поставили машину под знак: эвакуатор прибывает быстрее, чем можно себе представить. Будьте готовы к тому, что его «услуги» облегчат ваш кошелек на 100-200 евро — в зависимости от страны. Поэтому, прибыв в любой город, ищите платный паркинг (чаще всего подземный). 1-2 евро в час в общем бюджете вашего автопутешествия — согласитесь, сумма небольшая. Кроме того, ряд паркингов предложит вам для передвижения велосипед (стоимость его проката входит в стоимость парковки авто).