На выставку японской каллиграфии пожаловал сам Мастер. За полчаса он создал больше двадцати картин
Что можно подарить человеку, у которого все есть? «Что-то символическое!» — советуют в киевской галерее уникальных подарков «Da Vinci». После закрытия выставки современной японской каллиграфии здесь можно купить символы Богатства и Удачи, Любви и Покоя, Взлета и Подъема. И даже Долгой Счастливой жизни! Правда, когда узнаешь цены, теряешь дар речи. Стоят символы от двух тысяч до 14 тысяч долларов!
На закрытие выставки японской каллиграфии пожаловал сам Мастер — знаменитый японский каллиграф Рюсэки Моримото. В сером костюме, при галстуке, он мало напоминал богемного художника. И чем-то даже, по мнению гостей выставки, был похож на Юрия Еханурова.
В двух залах галереи негде было яблоку упасть. Япония нынче в моде! Посетители с любопытством вглядывались в иероглифы Особенно когда узнавали цены. «За что?» — шептались между собой. «Работы выполнены тушью на рисовой бумаге ручной работы или на старинной японской ткани, из которой шьют кимоно, — поясняли организаторы выставки любопытствующим. — Ткани четыреста с лишним лет! Деревянные рамы покрыты сусальным золотом»
Мастер с гордостью прохаживался возле своих работ.
- Скажите, как долго вы пишете один иероглиф?
- Бывает, год-два, — улыбается Рюсэки Моримото. — Все зависит от вдохновения
- Наверное, иероглифы повсюду в вашем доме?
- Нет, что вы! Мой дом украшен старинными антикварными картинами — пейзажами, историческими полотнами. Вывешивать свои картины нескромно!
- В Украине сейчас очень модно все японское — суши, сады, интерьеры В Японии так же модно все европейское?
- Не то слово!.. Наши женщины в погоне за европейской модой! Французской, итальянской (Смеется. )
- Ваши картины стоят так дорого! Слышала, ваша жена тоже художник-каллиграф. Вы миллионер?
- Если бы! Много денег уходит на оформление работ, мастер получает совсем немного (грустно улыбается).
- Скажите, в Японии ваши работы стоят так же дорого, как и в Украине?
- Еще дороже! — говорит переводчица с интонацией, явно отличающейся от интонации Мастера. Мой же вопрос «Как это можно объяснить?» и вообще остается без ответа.
- Так, значит, нам еще повезло насчет скидок? — уточняю.
Но переводчику Мастера мои последние вопросы явно пришлись не по душе «Мастер устал», — сказала она и увела знаменитого каллиграфа от меня подальше.
Минут через пять я подошла к художнику снова. «Мастер уже отдохнул?» — спросила я у переводчицы. «Можете задать только один вопрос — не больше!» — строго предупредила она меня.
- Вам нравится Киев? — только и успела спросить я.
- Особенно женщины! — вдохновенно ответил Мастер. — Столько красавиц на улицах я не видел еще ни в одной стране!
Чувствовалось, что Рюсэки Моримото на эту тему мог говорить еще и еще. Но лимит есть лимит
Выставки известного Мастера проходили во Франкфурте и Копенгагене, Мюнхене и Париже, Москве и Пекине. А работы его, говорят, представлены в самых престижных музеях и частных коллекциях. К примеру, в 2000 году Российский государственный музей Востока 34 произведения Моримото включил в свою постоянную коллекцию. Его работы есть и в Музее современного искусства России, и в галерее Российской академии художеств — 60 картин! А в Киевском музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко находятся 26 картин Моримото — он подарил их музею в 2002 году.
Кульминацией закрытия выставки стало шоу. Точнее, официально оно так не называлось. Это был мастер-класс художника. Господин Моримото пригласил присутствующих посмотреть, как он создает картины. Гости выставки попросили Мастера изобразить Счастье. Мастер развел тушь. Наклонился над бумагой. И как подпрыгнет с диким воплем! От неожиданности я чуть не уронила диктофон. Приземлившись, буквально за считанные секунды Мастер оставил на полотне знак. Оказалось, так требовал ритуал — тогда обладатель иероглифа действительно обретает желаемое.
Дальше — больше. Помощники едва успевали менять листы бумаги. А Мастер каждые две-три минуты создавал все новые и новые шедевры.
Приступая к созданию картины «Клич Самурая перед боем», Рюсэки Моримото предупредил: тем, кто опасается за свою одежду, лучше отойти подальше. Будут лететь брызги! В подтверждение слов художника я рассмотрела на его пиджаке сзади пятно, оставшееся, видимо, на память от предыдущего мастер-класса. Зрители шарахнулись в разные стороны, и Мастер снова подпрыгнул с диким возгласом!
За полчаса автор создал больше двадцати шедевров! По окончании шоу я поинтересовалась: сколько стоит одна работа? Работы пока без печати автора, ответили мне, и потому не продаются.
«Если бы я так быстро «шлепал» картины, уже давно бы стал миллиардером», — услышала я чей-то голос за спиной. «Шлепать» — не задача. Где бы найти тех, кто все это купит?» — ответил ему другой голос.
Покидая галерею, я поинтересовалась у ее сотрудников: много желающих приобрести символы? Мне ответили: только за один вечер купили две работы — одну за пять с половиной тысяч долларов, другую — за 13 тысяч девятьсот! Посмотреть бы на этих счастливчиков!