Происшествия

«лорд бедфорд, обнаружив в конюшне наследного поместья сервиз, подаренный людовиком xv его предкам, лично(! ) перемыл все его 800 предметов»

0:00 — 9 августа 2006 eye 385

Каждый раз отправляясь в путешествие, владелицы самой большой в Европе коллекции испанского фарфора Lladro Светлана Егорова и ее дочь Дарья стараются как можно больше узнать о фарфоре и напитаться красотой мира

Туристический сезон в разгаре. Разумеется, самый быстрый и комфортный транспорт — самолет. Два-три часа — и ты в любой точке Европы, а то и вовсе на другом континенте.

Но есть и другое мнение. «Познать Европу и людей, ее населяющих, можно только путешествуя на автомобиле!» — считает хозяйка киевских бутиков лучшего в мире испанского фарфора Lladro «Дон Кихот» и «Lladro» Светлана Егорова. Да и не только считает. Вот уже 12 лет она садится за руль автомобиля и отправляется в путешествие с дочерью Дашей — совладелицей бутиков.

«За этрусскими вазами моей тети охотился Эрмитаж!»

Светлана и Дарья Егоровы — владелицы самой большой в Европе частной коллекции испанского фарфора Lladro. В их собрании более двухсот раритетов. Больше — только у самого семейства Lladro. Недавно коллекция Светланы и Дарьи Егоровых была выставлена в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Выставку посетило рекордное за всю историю музея количество человек — более 11 тысяч(!) киевлян и гостей столицы. Сегодня же этими раритетами можно полюбоваться в одном из залов салона «Дон Кихот». Ведь совершенней Lladro фарфора в мире нет! Еще никому, кроме Lladro, не удавалось воспроизвести в фарфоре кружева и шелк, цветы, толщина лепестков которых и размер тычинок точь-в-точь как у натуральных. Среди коллекционеров Lladro — президенты и голливудские звезды, дипломаты и спортсмены с мировыми именами…

Однако никто из них, увы, не сможет тягаться в коллекционировании знаменитого фарфора с удивительной женщиной из Украины, которая значительную часть своей жизни посвятила разработкам высокопрочных сталей и вдруг… увлеклась филигранным искусством фарфора.

Не последнюю роль в выборе хобби сыграли путешествия. Заработав на своих изобретениях приличные деньги (ее патенты до сих пор востребованы на всей территории СНГ), Светлана Васильевна решила вложить деньги в искусство. В поисках самого лучшего и самого совершенного фарфора исколесила всю Европу — как говорится, вдоль и поперек. Сколько выставок посетила, музеев, антикварных лавок! Сколько редчайших частных коллекций увидела…

- Светлана Васильевна, а правда, что ваша тетя, которой нынче 90 с лишним лет, свою коллекцию фарфора завещала Эрмитажу? Не она ли подтолкнула вас к собирательству?

- Я вам расскажу эту историю. В советское время тетя работала в ленинградском горном институте. Была профессором, получала хорошую зарплату. Однажды по дороге домой она зашла в антикварный магазин. С того дня коллекционирование фарфора стало ее страстью: шесть комнат в ее профессорской квартире, каждая площадью 40-50 квадратных метров, заставлены фарфоровыми статуэтками и посудой. Раритетные вещи — на полках и стенах, на специальных постаментах…

Тетин муж, тоже профессор, всегда сокрушался, что живет в музее. Но тетю, похоже, это мало волновало. В ее коллекции были бесценные вещи — даже этрусские вазы! За ними много лет охотился Эрмитаж! Но она не собиралась расставаться со всей этой красотой. Помню, я была у нее в гостях лет двадцать назад. Ее коллекция меня потрясла! Конечно, тогда я и предположить не могла, что тоже когда-то стану собирать фарфор. А то, что, несмотря на претензии сына, тетя завещала коллекцию Эрмитажу, правда.

- А где и при каких обстоятельствах произошло ваше знакомство с фарфором Lladro?

- Это был случай. Сколько фарфора я повидала до того! Например, посетив Блекхейм — дворец в Англии, где родился Уинстон Черчилль, с интересом рассматривала его коллекцию китайского фарфора. Задолго до того как занять пост премьер-министра Великобритании, Черчилль был очень состоятельным человеком, говорят, он даже приходился родственником королевской семье! И мог себе позволить хобби, требующее немалых финансовых вложений. Китайский же фарфор был о-о-чень дорогой! И был доступен в те времена только очень богатым людям. Перевезти такие хрупкие вещи через океан — одно это чего стоило!

Но прошло всего сто лет, и коллекционный сервиз, расписанный синим кобальтом, уже не ассоциируется с чудом. Его время ушло. Я поняла тогда: коллекционировать нужно то, что и через века будет волновать душу. Фигурки же Lladro я увидела в одном магазинчике в Будапеште. Их было всего шесть штук среди прочих художественных изделий, и ютились они на полке в углу. Как сейчас помню фигурку «Две сестры»: одежды девочек обдувает ветер, на личиках выражение усталости и тревоги. Я не могла оторвать взгляда от этих девчушек. Наконец увидела то, что так упорно искала — произведение искусства из фарфора!

- Я была окрылена! И уже через два дня на выставке во Франкфурте-на-Майне искала только эту заветную марку. И нашла! Это был 1996 год! Но впереди меня ждала драма. Сев за стол переговоров с представителями фирмы, я услышала: «Мы не можем всем продавать наши изделия. У нас уже заключен контракт с украинской компанией — она получила права эксклюзивного дистрибьютора… » Два дня я не жила! Не спала, не ела… В поисках альтернативы фарфору Lladro еще раз обошла все выставочные стенды, но к Lladro никакие изделия даже не приближались. В Киев вернулась в полном отчаяньи. И вдруг спустя месяц — новость! Украинская фирма, о которой шла речь, на грани банкротства. Я купила их эксклюзивные права на продажу…

- Светлана Васильевна, вы не пропускаете ни одной выставки, где представлен фарфор. И знаете о фарфоре, наверное, абсолютно все…

- На выставках знакомишься с новыми тенденциями, становишься свидетелем рождения, взлета и падения фирм. Но понять, что нравится разным народам и почему, как отображается характер нации в ее вкусах, — ответы на эти вопросы дают путешествия. И только на автомобиле! Еще занимаясь наукой, я много раз летала за рубеж. Командировки в Кельн, Мюнхен, Франкфурт были очень познавательными и интересными. Но по-настоящему открыла Европу только тогда, когда села за руль.

Проезжая деревушки, леса и поля, я начала понимать душу каждого народа. Ведь сколько могут рассказать дома в деревнях! К примеру, в Германии они новые, аккуратные, без излишеств. Таковы и немцы — опрятные, прагматичные, консервативные… У французов дома старые, но оригинальные. В старой доброй Англии — очень уютные, утопающие в цветах коттеджи. Здесь от всего веет теплом. Итальянцы все делают в порыве вдохновения. Сколько раз замирало сердце при виде их статуэток! «Что за чудо! — думала я, наблюдая эти вещицы издалека.  — Немедленно купить!» Но энтузиазм таял, когда подходила ближе. Приблизительные формы, приблизительное качество…

«Ежегодно в Город Фарфора едут миллионы почитателей искусства со всего мира»

- Ну а Испания чем поразила? Вы ведь бывали в легендарном Городе Фарфора…

- Испанцы очень чувствительны к искусству! Веласкес, Гойя, Дали, Пикассо…  — все они родом из Испании, — говорит только что вернувшаяся из Испании после встречи с владельцами и директорами бутиков Lladro Дарья Егорова.  — А Город Фарфора — настоящее чудо! В последние годы Город стал настоящей Меккой для мировой элиты, ценителей изящного искусства. Первое потрясение  — у входа три человеческие фигуры в полный рост! Две фарфоровые девушки и юноша встречают гостей фруктами и вином. И кажутся живыми, пока не подходишь к ним на расстояние трех-четырех шагов. После такого потрясения живые люди на территории Города начинают казаться скульптурами! (улыбается).

Сам Город Фарфора настолько красив, что понимаешь, почему именно здесь рождаются шедевры! Огромные пальмы, зеленые лужайки, бассейны с голубой водой, цветущие благоухающие клумбы — здесь все устроено так, чтобы художники и скульпторы черпали вдохновение. В обеденный перерыв сотрудники Lladro играют в баскетбол и теннис, плавают, отдыхают в кафешках и ресторанчиках…

- Светлана Васильевна, какая у вас машина?

- Сейчас Renoult Megan Scenic — новая модель. Очень хорошая. В ней даже скорость движения дворников автоматически регулируется в зависимости от силы дождя. До нее были «Форд», «Пежо», «Хонда», «Митцубиси». А самая первая моя машина — «пятерка». Мне рекомендовали ее купить: мол, будешь учиться, побьешь — не жалко. Я и последовала совету. Побить не побила, но очень радовалась, что, путешествуя по Украине, могла рассчитывать на ее ремонт в любом селе. Мне и в голову тогда не приходило, что есть машины, которые практически не ломаются!

Правда, первое и единственное путешествие по Европе на «пятерке» мне не забыть никогда! В поездку я отправилась с исполнительным директором моей фирмы Сашей Кобриным. Приключения начались по дороге домой. Одолев несколько тысяч километров, машина стала глохнуть. В Люксембурге мы остановились посреди дороги и не могли «пятерку» завести. Нет зажигания. Чтобы сдвинуть автомобиль, его нужно толкнуть. Саша сел за руль, а я начала обращаться к мужчинам-люксембуржцам с просьбой толкнуть машину. Видели бы вы глаза этих мужчин, полные недоумения! Никто так и не рискнул!

- Что же вы делали?

- Сами справились. Другого выхода не было. А вот в Бельгии нам помог один солидный господин. Мы с Сашей очень хотели посмотреть парк «Мини-Европа», где в масштабе воспроизведены архитектурные сооружения, мосты, каналы… Но заблудились. Видим: у симпатичного здания, утопающего в цветах, через окошко общаются двое мужчин — один внутри, другой снаружи. Я подошла, попросила объяснить дорогу. Брюсселец ответил: мол, вы все равно сами не найдете, следуйте за мной. Едем, и вдруг через метров триста наша «пятерка» останавливается. Саша открывает капот, брюсселец терпеливо ждет. Только отъехали  — опять двадцать пять. И так раз шесть. Когда остановились в последний раз, брюсселец тоже полез под капот — ему было интересно, что же за механизм у машины такой «хитрый». За терпение мы отблагодарили провожатого горилкой с перцем, он был в восторге! Самое же смешное в этой истории то, что симпатичное здание, увитое цветами, оказалось… тюрьмой.

- Куда отправитесь в ближайшее время?

- У нас с Дашей есть мечта — побывать в Вубернском замке в Англии.

- Наверняка там какая-то редкая коллекция фарфора?..

- Вы угадали. Лорд Бедфорд, наш с вами современник, получил этот замок в наследство. При восстановлении его в одной из конюшен нашли уникальный сервиз, состоящий из 800 предметов. В раскрытых коробках он пролежал несколько столетий! Его подарил предкам лорда сам Людовик XV! По тем временам этот сервиз из знаменитого севрского фарфора стоил баснословных денег — 28 тысяч 374 фунта стерлингов! Это было целое состояние! Таких сервизов в мире было всего три: один из них находится в коллекции Эрмитажа, второй (от него осталось лишь несколько предметов) — в одном из французских музеев, а третий посчастливилось обнаружить лорду. Так вот, лорд с супругой собственноручно, никому не доверяя, вымыли все 800 предметов! Представляете?

И это еще не все! Когда посуда была вымыта, супруга лорда решила подшутить над мужем и за его спиной разбила обыкновенную тарелку. Лорд застыл в испуге — ведь сервиз бесценен! Сейчас сервиз выставлен во дворцовом музее. Такое вот трепетное отношение к фарфору! Было бы очень интересно пообщаться с самим лордом…

- Скажите, а вашу коллекцию многие иностранцы приезжали посмотреть?

- Да, были такие коллекционеры. Одна же встреча запомнилась мне особенно. Обычный будний день. Я в салоне — как говорится, на работе. Вдруг двери открываются, заходит мужчина — и час ходит по залам, в деталях рассматривая каждую фигурку. Потом интересуется: кто здесь владеет английским? Я выхожу. Мужчина представляется. Он секретарь посольства Индии, первый день в Киеве. Приехал из Вены, где проработал три года. Поселившись в квартире в центре нашей столицы, решил прогуляться. И вдруг увидел Lladro и… остолбенел! Оказалось, он коллекционирует Lladro много лет и всю свою коллекцию возит с собой, куда бы его не командировали на работу. Мы подружились, путешественник «со стажем» стал нашими клиентом. В наших бутиках он, когда работал в Киеве, проводил часы…