Происшествия

«словно в замедленной съемке, я видела, как балкон разламывается на куски и падают юля и тетя надя. Я вскинула руки, закричала и… Очнулась на земле»

0:00 — 17 августа 2006 eye 427

В одном из харьковских общежитий обвалился балкон, на котором стояли четверо человек

ЧП произошло в двухэтажном здании общежития завода «Турбоатом». Душным летним вечером две подружки 13 и 17 лет и две взрослые жительницы общежития весело болтали на балконе, как вдруг почувствовали, что пол (в полном смысле слова!) уходит у них из-под ног… Секунда — и балкон превратился в груду обломков, погребя под собой всех четверых. То, что никто из них не погиб, местные жители называют настоящим чудом: тела были завалены огромными кусками бетонных блоков с торчащими прутьями ржавой арматуры.

«Рядом со мной лежала тетя Надя, с головой заваленная огромными бетонными плитами… »

В общежитие на улице Ивана Камышева, 3, заходить жутковато: здание буквально рассыпается. Разруха, плесень, в некоторых местах на потолке штукатурка отсутствует напрочь, обнажив черные рейки дранки. Все говорит о том, что капитального ремонта в этом доме не было очень много лет. В бедно обставленной комнате на втором этаже на кровати лежит 17-летняя Наташа Шишкина — рука и нога девушки в гипсе. Родственники Наташи еще не знают о случившемся — сама она нездешняя, просто так неудачно приехала погостить к подружке.

- В тот вечер около восьми часов мы вышли на балкон, который ведет из коридора, чтобы подстричь Юлечку, — рассказывает Наташа.  — Тетя Надя хоть и была занята сборами на поезд (собиралась ехать к родителям куда-то в Россию), но согласилась помочь. Стричься еще не начали, просто стояли и разговаривали, смеялись. В дверях остановилась тетя Лена и тоже присоединилась к нашей болтовне. А потом вдруг я увидела, как тетя Надя и Юля падают вниз, а балкон разваливается на куски. Все было словно в замедленной съемке — тихо и, как мне показалось, очень долго. Я вскинула руки, закричала и… очнулась уже на земле в огромном облаке пыли, приваленная балконной дверью. Наверное, на пару секунд потеряла сознание. Из руки у меня била фонтаном кровь, но даже не это было самым ужасным. Рядом со мной лежала тетя Надя, с головой заваленная огромными бетонными плитами. Возле нее — Юлечка. Ее завалило ниже пояса, но лицо было отвернуто от меня, и я не могла понять, живы они обе или нет… Сразу же сбежалось очень много народу, мне помогли подняться, перетянули руку жгутом, стали разгребать камни, чтобы освободить остальных. У меня началась истерика, я кричала: «Юля! Юля! Они живы?» Уже потом, немного придя в себя, увидела тетю Лену. Она стояла в своем домашнем халатике, в тапочках, и я даже вначале подумала, что она не упала. И тут тетя Лена испуганно произнесла: «Не могу идти, стоять могу, а шаг сделать — нет». Позже выяснилось, что, когда балкон обрушился, она пыталась удержаться за дверь, но дверь отвалилась, и тетя Лена упала вместе с ней. Причем очень неудачно — спиной на металлическую пожарную лестницу, которая рухнула вместе с балконом. Их с тетей Надей «скорая» увезла первыми, а нас с Юлечкой чуть позже. У меня долго не могли остановить кровь из руки.

Когда ехали в машине, Юля была на удивление спокойна, ни слезинки не проронила. Наверное, была в состоянии шока. Я как могла старалась ее подбодрить: «Все будет хорошо, Юлька. Помнишь, ты в школу не хотела идти? Ну вот и не пойдешь теперь».

Первое сентября для Юли Николенко действительно откладывается. Падение с балкона обернулось для нее переломом тазобедренного сустава, врачи говорят, девочка будет прикована к постели не меньше месяца. А 41-летняя Надежда, попавшая в больницу с сотрясением мозга и сильно рассеченной головой, сразу же после того, как ей оказали первую помощь и зашили рану на голове, уехала на вокзал, не желая откладывать поездку к родителям. На следующий день встревоженный муж Надежды позвонил из поезда соседям по общежитию: по его словам, женщине стало хуже, очень болит голова и ноют ребра, а в дороге предстоит провести еще несколько дней. У 30-летней Елены медики диагностировали множественные ушибы.

- Врачи говорят, тетя Лена сравнительно легко отделалась, но, знаете, смотреть на нее жутко — она вся покрыта огромными черными гематомами, вздувшимися, как шишки, — продолжает Наташа.  — Одна на спине совсем кошмарная — размером в две ладони. Мне руку зашивали под местным наркозом, ужасно страшно было. Смотреть на это я не могла, старалась не отводить глаз от лица врача… Кроме того, оказалось, что у меня аж два перелома — руки и пальца на ноге. Некоторое время придется полежать — жаль, лето для меня закончилось так внезапно.

Балкон упал через несколько секунд после того, как на него хотела выбежать двухлетняя Настенька

Вспоминая о произошедшем, жители общежития наперебой рассказывают о предчувствиях, которые были у них накануне беды.

- Мне две ночи подряд снился один и тот же сон, — говорит Наташа.  — Будто мне позарез нужно попасть на другой берег широкой реки. Я перебираюсь туда по какой-то реечке, но на середине реки она обламывается подо мной, и я падаю в воду — долго и очень страшно. Увидев этот сон второй раз подряд, испугалась, все спрашивала у подруг, к чему бы это.

- А еще у нас живет песик Скутер, — подхватывают местные ребятишки.  — За три дня до этого он загрустил и совершенно перестал есть. Он вообще очень чувствительный к чужим неприятностям, всегда так демонстрирует свои переживания, но в этот раз вроде у всех все было хорошо, и его хозяйка решила, что он заболел. А после того, как балкон упал, Скутер снова начал есть и выходить на прогулку.

Самым удивительным обитатели общежития считают чудесное спасение двухлетней Настеньки, любимицы всего дома. Малышка обожала Надежду и целыми днями бегала за ней хвостиком. Вот и в этот раз Настя, увидев на балконе свою любимую тетю Надю, побежала к ней с радостным криком, но в последний момент мама схватила девочку за руку и отправила в комнату. Балкон обрушился буквально через несколько секунд.

- Что на меня нашло — не пойму, — удивляется Настина мама Леся.  — Всегда знала, что, если Настя с Надеждой, за нее можно не переживать. Никогда в жизни от нее ребенка не прогоняла, а здесь как будто что-то подстегнуло.

- Да и у меня было неспокойно на душе, — вздыхает Светлана Николенко, мама Юли.  — Дочка в тот день хотела пойти к подруге, я не пустила почему-то. Но разве же на предчувствия обращаешь внимание, когда еще ничего не случилось. Потом я устала (с ночной смены пришла, а днем выспаться не было времени) и прилегла поспать. Меня разбудили соседи, когда самое страшное было уже позади — всех откопали и было ясно, что никто не умер.

«Рано или поздно подобное должно было случиться»

На место происшествия сразу же прибыли сотрудники жилищного хозяйства, представители завода и районной администрации. К пяти часам утра от обвалившегося балкона не осталось и следа — все куски были начисто убраны. А на следующий день в общежитие прибыли строители и до половины замуровали выходы на оставшиеся балконы.

- Эх, вот если бы жилищные работники проявили такую оперативность раньше, когда мы жаловались, что дом рушится, но никто не обращал на нас внимания, — сетуют обитатели общежития.  — На то, что у нас когда-нибудь снова появятся балконы, надежды никакой. Скорее всего, так и будем теперь жить без них. А ведь это были еще и аварийные выходы на случай пожара. Как быть, если случится такая беда — кто ответит?

Между тем начальник ЖКО ОАО «Турбоатом» Александр Смоляков утверждает, что ни сам дом 1948 года постройки, ни его балконы не считались аварийными. По его словам, в последний раз осмотр дома делался весной, и члены комиссии не увидели никаких причин для беспокойства. И хотя, судя по всему, металлическая конструкция, поддерживающая балкон, уже тогда насквозь проржавела, заметить опасность его обрушения и предотвратить беду не удалось.

- Пока мы заложили выходы на балконы, написали предупреждение, чтобы ими не пользовались до проведения экспертизы, которую будет проводить «Турбоатом», — говорит Александр Смоляков.  — Если выяснится, что и оставшиеся балконы нельзя использовать, значит, и их будем обрезать и убирать.

Жители общежития к утверждению о том, что дом не был аварийным, относятся с искренним возмущением.

- Как же так? — удивляется Лариса Чернышева.  — Крыша протекает, потолок обваливается, купаться нам приходится на кухне, стирать — в туалете! Балконы буквально шатались под ногами, когда выходишь на них развешивать белье, а недавно двое малышей чуть не вывалились сквозь дырку в балконных перилах. Рано или поздно что-то подобное должно было случиться.

- Вы, наверное, заметили, что у нас не хватает не одного, а двух балконов, — продолжает Светлана Николенко.  — Первый упал полтора-два года назад и только чудом не убил человека. Мужчина с первого этажа шел выбрасывать мусор, асфальтовая дорожка проходит как раз под этим балконом. Прошел в одну сторону — все нормально. Через полминуты возвращается — балкон грудой камней и арматуры лежит внизу. Поскольку тогда обошлось без жертв, случай не получил огласки. Нужно было дождаться, чтобы пострадали люди…

Заместитель генерального директора по социальным вопросам ОАО «Турбоатом» Иван Ольховский заверил, что завод уже оказал материальную помощь пострадавшим. Правда, только тем, кто является работниками предприятия или членом их семей. Наташа Шишкина, оказавшаяся в этом общежитии случайной гостьей, с таким подходом не согласна и говорит, что, как только встанет на ноги, постарается добиться возмещения материального и морального ущерба через суд.