Происшествия

Мать фиделя кастро сзывала своих детей к обеду… Выстрелом из пистолета

0:00 — 17 августа 2006 eye 1203

На днях кубинскому команданте исполнилось 80 лет 47 лет Фидель управляет Кубой. За все эти годы он ни разу ни на секунду не передавал власть. Даже когда два года назад ему делали операцию на раздробленном колене, Кастро, отказавшись от наркоза, лично руководил действиями врачей. Поэтому, когда накануне своего юбилея вечно живой команданте, даже не появившись на людях, передал всю полноту власти своему брату министру обороны Раулю Кастро, мир решил: Кубе Фиделя Кастро пришел конец. Ведь многие годы режим держался исключительно на мощной харизме Фиделя. Только из его уст подданные, в последнее время все же несколько иронизируя, воспринимали пламенные речи о неизбежной победе революции. Его именем бежавшие на плотах и утлых лодчонках с острова в Майами кубинцы пугают американцев, почти 50 лет ждущих конца Кастро и затянувшейся революции. Вождь, мачо, плейбой. О нем мечтали женщины всех континентов. Да и сам он, говорят, мало кого пропускал. На Кубе его называют «жеребец». Делу революции это не мешало. Скорее, наоборот.

Мать команданте Кастро родился, когда его отец, выходец из Испании, был женат вовсе не на его матери Лине Рус. Брак отец и мать зарегистрировали, только когда отдали сыновей в католическую школу. Фидель так и не смог забыть свое «нелегальное» детство. Хоть Лина Рус, владелица крупной фермы, на которой выращивали табак, и сделала все возможное и невозможное, чтобы дать своим шестерым детям полноценное образование, ее жесткий нрав не давал им почувствовать себя защищенными. Рассказывают, что к обеду мать сзывала своих мальчиков и девочек выстрелом из пистолета. Может, именно родителям Фиделя Кастро Руса кубинский народ обязан теми преобразованиями, которые свалились на их головы.

Эти революционные преобразования напрямую коснулись семьи Кастро. В мае 1959 года в связи с аграрной реформой ферма его матери Лас Манакас была конфискована. Она осталась без собственности, а двести тысяч кубинских крестьян получили возможность работать на арендованной, а не чужой земле. Лина до конца жизни так и не простила своих сыновей, она и сестры Фиделя после революции покинули Кубу.

Женщины команданте

Увидев в первый раз красавицу блондинку, студентку философского факультета Гаванского университета Мирту Диас-Баларт, Фидель сказал: «Я женюсь на ней». В 1948 году Мирта и Фидель зарегистрировали брак, в котором родился сын Фиделито, единственный законнорожденный ребенок Кастро. Однако красавец муж недолго оставался верным аполитичной Мирте. После переворота Батисты, покончившего с выборами на Кубе, практикующий адвокат Фидель, потерявший надежду прийти к власти демократическим путем в составе своей ортодоксальной партии, начинает работу по расшатыванию режима. Пробной акцией, которой братья Кастро сотоварищи заявили о себе, стал штурм казарм Монкада.

Еще во время подготовки к нему Фидель познакомился и подружился с одной из самых ярких представительниц гаванской богемы, женой известного кардиохирурга Натали (Нати) Равуэлта. Увлеченная его красноречием и обаянием, красавица продала все свои фамильные драгоценности и закрыла банковский счет, все средства передав на покупку оружия для штурма, который закончился неудачей. А после того, как Фиделя вместе с Раулем и другими заговорщиками приговорили к 15 годам заключения, она стала писать ему в тюрьму на острове Пинес откровенные и нежные письма. В конвертах она посылала ему фотографии греческих танцоров и писала: «Их греческие носы напоминают мне твой. Мне все время видится, как ты танцуешь». Кастро отвечал ей: «Я считаю дни, которые ты мне не пишешь. Пиши. Люблю тебя очень сильно». Письмо Фиделя Нати попало не по адресу — Мирте. Нати утверждает, что это нарочно сделал начальник тюрьмы. Мирта не простила измены и, взяв Фиделито, уехала с Кубы. (Впрочем, в том, что уже через два года после ареста братьев Кастро выпустили на свободу, Мирта, похоже, участие таки принимала — ее брат был в то время министром внутренних дел в правительстве Батисты. )

Спустя время сестра Фиделя похитила маленького Фиделито у матери и привезла его на Кубу, по законам которой после развода родителей ребенок остается с отцом. Мирта просила не раздувать скандал, считая это дело не политическим, а сугубо личным. Других детей у нее так и не было.

Выйдя из тюрьмы, Фидель стал любовником Нати Равуэлта. Впрочем, еще до штурма Монкада она дала ему ключи от своей квартиры, чтобы преследуемый властями революционер имел убежище. После победы революции в 1959 году Фидель поселился у Равуэлта, у которой было две дочери — муж Натали к тому времени уже эмигрировал в США. Нати родила от Кастро дочь Алину. Девочка узнала о том, кто ее отец, только в 10 лет. Став взрослой, она по поддельному испанскому паспорту уехала с Кубы, сейчас работает комментатором C, а о тех временах, когда мать была фавориткой самого команданте, вспоминает лишь то, что он приходил всегда ночью и всегда в военной форме. Запах сигар и кожи от его ботинок преследует Алину Фернандес, по ее словам, до сих пор.

В середине 60-х годов Нати сошлась с не менее популярным на Кубе Эрнесто Че Геварой, в то время министром в революционном правительстве. Вскоре Гевара написал свое знаменитое письмо Фиделю, бросил пост, семью и уехал в Боливию делать революцию. В октябре 1967 года в ущелье Эль-Юро автоматной очередью в упор Че был убит. То ли местными военными, то ли агентом ЦРУ, кубинцем по национальности. Мировая пресса писала, что Гевару убийцам сдал… Фидель, приревновавший к нему не только свою многолетнюю любовницу, но и страну, к которой всю жизнь относился как к женщине и от которой требовал поклонения и беспрекословного подчинения. (Кстати, еще один соратник Кастро любимец кубинцев Камило Сьенфуэгос тоже исчез при загадочных обстоятельствах. Фидель направил Камило с экспедицией в отдаленные районы Кубы, но его самолет исчез. Объяснений этому так и не нашли. )

Особое место в жизни команданте занимала Селия Санчес, его бессменная помощница и соратница. Она передавала ему еду на остров, где Фидель томился в тюрьме — Кастро всегда боялся, что его отравят (основания у него для этого были — ведь известно о сотнях неудавшихся покушений на кубинского лидера). Она же в числе немногих женщин была с партизанами в горах Сьерра-Маэстра. После победы революции Селия стала секретарем и помощницей Кастро. В 80-х годах любимица кубинского народа Селия покончила с собой. Это официальная версия. Но в народе уверены, что женщину убил психически неустойчивый Рауль, ненавидевший ее за влияние на брата.

Личная жизнь кубинского лидера всегда оставалась для его народа тайной, завесу которой приподнимали только за рубежом. Известно, например, что последней неофициальной женой и матерью его пяти сыновей стала блондинка Далия Сото дель Валле. Но официально своих детей Антонио, Алексиса, Алехандро, Энжела и Александра (все сыновья названы в честь кумира команданте Александра Македонского) Фидель не признал. Хоть отец и позаботился о том, чтобы у всех его детей была охрана и продовольственные пайки — в стране-то карточная система. Наиболее известен на острове Антонио, ортопед и врач национальной сборной по бейсболу, любимому виду спорта Фиделя Кастро.

Но кубинского команданте любили не только на родине и в сопредельных странах. Советские женщины тоже млели от одних только фотографий этого мачо в военной форме. Одна из них, сейчас уже пенсионерка, даже принимала ухаживания пламенного Фиделя. Киевлянка Елена Григорьевна (имя изменено) несколько лет работала в Гаване учительницей русского языка. Там она и познакомилась с команданте, сразившим советскую учительницу щедростью и обаянием. Кастро подарил Елене домик, уговаривал остаться. «Но я же знала, что у Фиделя я не одна, — вспоминает женщина.  — А у моего мужа, кроме меня, никого не было, да и любил он меня… »

Пирог с кокой для команданте

Отменив из-за болезни громкое празднование своего юбилея, на который собирались приехать более двух тысяч гостей, Фидель все-таки отметил 80-летие в узком кругу. Накануне Кастро впервые после операции и официальной передачи власти брату Раулю выступил по радио. А на фото в газете «Гранма», опубликованном в тот же день, в руках у него для достоверности был последний номер партийного органа.

Официально же чествовать кубинского лидера будут в декабре, вместе с 50-летием высадки революционеров с яхты «Гранма». К этому времени состояние его здоровья, по прогнозам врачей, должно улучшиться. Президент Боливии Эво Моралес, кстати, уже рассказал о подарке, который он собирается преподнести Фиделю. Это будет пирог с листьями коки.

Кубинский народ отметил юбилей команданте трудовыми подвигами, выйдя как один на воскресник. Вечером в Гаване состоялся праздничный концерт. Без преувеличения, больше всего кубинцев волнует один вопрос: есть ли жизнь после Кастро?