Цены на топливо расти перестали, но возник дефицит горючего
Похоже, цены на горючее таки стабилизировались. Во всяком случае на большинстве столичных заправок ценники уже несколько дней не менялись. Не исключено, что это связано с недавними договоренностями правительства и нефтетрейдеров. Как ранее сообщали «ФАКТЫ», премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что в ближайшее время цены на заправках стабилизируются и самый ходовой бензин А-95 не будет стоить дороже 4 гривен 80 копеек за литр. А по словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, до конца нынешней недели цена бензина А-95 составит не более 4 гривен 70 копеек за литр, а дизтоплива — 4 гривен 10 копеек. Возможно, на следующей неделе эти цифры будут пересмотрены.
И действительно, все заправки, входящие в сети крупных нефтяных компаний, привели цены в соответствие с договоренностями: бензин
А-95 стоит 4 гривни 70 копеек. Мелкие торговцы иногда ставят цену повыше. В регионах ситуация тоже стабилизировалась. Даже в Донецке, где стоимость бензина А-95 доходила до 5 гривен 20 копеек, большинство нефтетрейдеров ее снизило.
Между тем с началом «ручного» регулирования рынка стали проявляться и традиционные проблемы, с которыми украинцы сталкивались уже не раз. Как только правительство говорит ценам «стоп», нефтепродуктов становится меньше. Во всяком случае, некоторые заправки перестали продавать бензин А-95 либо предлагают его исключительно по безналичному расчету. Но у большинства простых автолюбителей талонов на горючее нет, люди привыкли рассчитываться «живыми» деньгами. Как же им быть в этом случае?
За разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к эксперту рынка нефтепродуктов Сергею Куюну:
- На самом деле проблемы с бензином возникают в сети только одного оператора — компании «Укрнафта» (нефтепродукты компании реализуются на 525 АЗС, расположенных в 24 областях страны. — Авт. ). Поэтому водитель всегда может проехать пару сотен метров и найти горючее на другой заправке. Даже в Донецкой области, где больше всего АЗС, торгующих топливом «Укрнафты». В остальных сетях цена бензина А-95 — 4 гривни 70 копеек.
- А простые граждане могут купить талоны на горючее?
- Конечно. Только непосредственно на заправке это сделать нельзя. Водителю придется поехать в офис компании, там выпишут счет, который нужно оплатить в банке. Вернувшись в офис и предъявив квитанцию об оплате, человек получит талоны.
- Существуют ли какие-либо ограничения объема топлива, оплачиваемого по «безналу»?
- Нет. Можно оплатить хоть 20 литров. Только какой в этом смысл? Лучше сразу купить больше горючего.
- И по какой цене продается топливо при безналичном расчете?
- По той же, которая установлена в сети АЗС компании на день оплаты.
- То есть люди, желающие подстраховаться, могут сегодня купить талонов на пару сотен литров?
- Могут, но я бы не советовал. Считаю, что в ближайшее время нефтепродукты начнут дешеветь. И повлияют на это и внешние, и внутренние факторы. В последние дни стоимость нефти на мировом рынке начала падать, а значит, и оптовая цена нефтепродуктов снизится на 5-10 процентов. Соответственно, топливо подешевеет и в рознице. Хотя понятно, что владельцы АЗС не спешат сбрасывать цены, так как получают дополнительную прибыль каждый день, пока удерживают стоимость на высоком уровне. Но тут должен вступить в силу внутренний фактор. В начале следующей недели правительство и нефтетрейдеры проведут переговоры. И если на этой неделе цена бензина А-95 составляла 4 гривни 70 копеек, а дизтоплива — 4 гривни 10 копеек, то в дальнейшем можно требовать от владельцев АЗС умерить свои «аппетиты» и снизить стоимость топлива. Я считаю, что литр самого ходового бензина А-95 будет обходиться в 4 гривни 60 копеек или даже меньше.
Кроме того, уже сейчас в Украину начинают поступать партии более дешевого импортного топлива. Поэтому, не понизив цены, АЗС рискуют вовсе не продать свое горючее.
Как отметил Виктор Янукович, одна из причин нынешней ситуации на топливном рынке — неполная загрузка отечественных нефтеперерабатывающих мощностей. По его словам, сегодня НПЗ работают всего на 20 процентов своих возможностей, четыре из шести заводов простаивают. Премьер-министр пообещал создать условия для того, чтобы на 100 процентов загрузить предприятия.
А для решения проблем с дизельным топливом, которое необходимо аграриям для осенних полевых работ, планируется обратиться за помощью к соседям. По словам премьер-министра, Украина и Татарстан договариваются о поставках на наш рынок 200 тысяч тонн дизельного топлива. Оно должно быть направлено сельхозпроизводителям.
По-прежнему напряженная ситуация и с бензином А-76(80). Это горючее тоже есть не на каждой заправке. Дефицит связан с тем, что заводы борются с изготовителями суррогатов. Ведь многие фирмы закупают на заводах бензин А-76 именно для того, чтобы с помощью всевозможных присадок повышать октановое число и делать из него А-92
или даже А-95. Естественно, что спрос на высокооктановый бензин, продаваемый заводами, снижается, так как производители смесевых бензинов предлагают водителям более низкую цену на свою продукцию. В связи с этим один из крупнейших заводов планирует в ближайшее время сократить производство бензина марки А-80 до минимума, с 45 до 15 тысяч тонн в месяц.