Происшествия

«я понимал, что от меня зависит жизнь малышей, и эта мысль придавала мне силы», — говорит 15-летний володя дудко, на скаку остановивший «взбесившегося» коня, запряженного в повозку, на которой было двое маленьк

0:00 — 30 августа 2006 eye 424

Двухлетний Миша и трехлетний Владик лишь чудом остались живы и невредимы. Местные жители убеждены: их оберегала высшая сила

Этот поразительный случай произошел в селе Буцин Старовыжевского района Волынской области. Два братика, двухлетний Миша и трехлетний Владик, играли на повозке, в которую был запряжен конь. Вдруг он рванул с места и понес. Люди пытались остановить животное, но у них ничего не получалось. Утихомирить скачущего галопом жеребца удалось 15-летнему Володе Дудко. Малыши чудом остались живы и невредимы. Местные жители убеждены, что Мише и Владику, а также их спасителю Володе помогала высшая сила.

«Подросток смог сделать то, что оказалось не под силу взрослым мужчинам»

- Ох, и кошмар мы пережили, — тяжело вздыхает бабушка спасенных малышей Любовь Васильевна.  — Дело в том, что отец Владика и Мишеньки принимает от населения молоко. В качестве транспортного средства использует повозку. В то утро он на минутку остановился возле своего двора, чтобы взять что-то в доме. Коня не привязывал. Миша с Владиком играли на улице.

- Сами, без взрослых?

- Да, поэтому никто не видел, как все произошло. Скорее всего, дети, взобравшись на повозку, спугнули жеребца. Возможно, играючи, стеганули кнутом. А чтобы испугать коня, много не надо, вот он и понес.

- Раньше с ним такое бывало?

- Нет, у этого жеребца спокойный и миролюбивый характер, никаких странностей в его поведении не наблюдалось. А тогда конь вдруг сорвался с места и галопом поскакал по селу. Владик находился в конце повозки, Миша — ближе к передку. От резкого рывка они упали, но, к счастью, на землю не свалились. Произойди это, могли бы разбиться насмерть. Владик тихо плакал, а Миша громко рыдал, раз за разом повторяя: «Мама, мама!» Подумать только: жеребец несся, как угорелый, километра три, если не больше! На узкой ухабистой дороге подводу бросало, будто корабль во время шторма. Как она только не перевернулась! Потом жеребец выскочил на трассу, ведущую к границе с Белоруссией. А на ней оживленное движение: и легковушки, и тяжеленные «фуры». Но и здесь Господь уберег моих внуков.

- Неужели никто из взрослых не пытался остановить коня?

- Пробовали, конечно. Кто-то выскакивал наперерез, но тут же вынужден был отскочить обратно, чтобы не быть раздавленным. Другие старались догнать на мотоциклах и машинах. Но все зря. Повозка неслась слишком быстро, а улицы в селе узкие и ямы на них глубокие. А вот у Володи получилось! Рискуя жизнью, он запрыгнул жеребцу на спину и заставил-таки его остановиться. Мужики потом удивлялись: как это 15-летний мальчик смог сделать то, что им оказалось не под силу?!

«Перекрестившись и попросив у Господа помощи, я одной рукой покрепче ухватился за гриву, а другой потянулся к волочившимся по земле вожжам… »

- Я ехал по селу на велосипеде, — вспоминает Володя Дудко.  — Вдруг навстречу вылетает повозка. На ней — двое плачущих малышей. Лошадь скачет галопом, люди пытаются ее догнать. Я сначала ничего не понял. Удивился только, что дети на повозке сами, без взрослых. Кто-то крикнул: «Помогите!» Стало ясно, что животное понесло. Я бросил велосипед. И когда лошадь поравнялась со мной, запрыгнул на нее и попробовал остановить.

- Она сразу послушалась?

- Нет. Наоборот, попыталась меня сбросить.

- Как же ты удержался без седла?

- Даже не знаю. Но, слава Богу, не упал, а то ведь и расшибиться мог. За спиной слышал детские крики: «Володя, Володя!» Я понимал, что от меня зависят их жизни, и эта мысль придавала мне силы. Так мы доскакали до леса. За селом жеребец понес еще быстрее. Он совсем не слушался моих команд, как будто взбесился. Оставалась единственная возможность заставить его остановиться: натянуть вожжи. Но они волоклись по земле. Доставать их нужно было на полном скаку. Пытаться делать это без седла и стремян очень рискованно. Но и медлить было нельзя: мы неслись прямо на глубокий ров, до которого оставалось немногим больше ста метров. Другого выхода просто не было, поэтому я, перекрестившись и попросив у Господа помощи, одной рукой покрепче ухватился за гриву, а другой потянулся к вожжам.

- Получилось?

- К счастью, удалось с первого раза. Натянул вожжи и направил лошадь в кусты. Она не сразу послушалась. Проскакала еще метров 50 и наконец замерла на месте. Я крикнул мальчикам, чтобы спрыгивали с повозки. Сам оставался на лошади — на случай, если вдруг опять понесет. Владик спрыгнул, а вот Миша сам этого сделать не смог. Он плакал и все спрашивал: «А я?! А я?!» Тем временем подбежали люди. Тетка Валя взяла Мишу на руки. Вот и все.

- Ты-то сам испугался?

- Сначала — да, очень. Но не бросать же малышей! Помогла молитва — стало не так страшно. Меня этому научили в церкви, где я с пятого класса помогаю священнику. После того что произошло, я немного побаивался лошадей, но потом все прошло. Сейчас опять дружу с ними, — улыбнулся мальчик.

- Ты действовал, как настоящий джигит. Раньше часто имел дело с лошадьми?

- Как многие в селе, землю вспахать могу, покататься, но останавливать на полном скаку не приходилось.

- Родители Владика и Миши, наверное, не знают, как тебя благодарить.

- Дали 20 гривен и большой кусок очень вкусного шоколадного масла. Спасибо им за это. А с малышами мы теперь, как родные братья. Они, увидев меня, еще издалека зовут, бегут навстречу, радуются…

«Останавливать «взбесившихся» лошадей у нас с сыном — уже семейная традиция»

- Когда подвода наконец замерла в кустах, Мишу с Владиком сразу же увезли домой, — говорит бабушка спасенных мальчишек Любовь Васильевна.  — Я, когда узнала, что произошло с внуками, упала в обморок. Так что и меня пришлось приводить в сознание. Первое, что услышала, очнувшись, было: «Бабушка, не волнуйтесь, ваши внуки живы». От радости я аж расплакалась. Каким-то чудом мои мальчики не получили ни царапины! Правда, сильно испугались. Потом плохо спали. Им снились кошмары, мерещились несущиеся галопом лошади. Хныкали по малейшему поводу и без повода. Мы их даже к знахарке водили. Она испуг яйцом выкатывала. После третьего сеанса мальчикам стало лучше. Сейчас, слава Богу, все в порядке. Лошадей они больше не боятся, спят хорошо, стишки рассказывают, как и раньше.

У нас в селе, да и во всей нашей округе, это первый такой случай. Бывало, конечно, что лошади несли, но их быстро успокаивали. Самое удивительное во всем этом то, что двоих малых детей спас от смерти подросток — тоже еще ребенок. Сколько живу, не помню ничего подобного. Люди говорят, что мальчиков оберегал сам Господь, и я с ними полностью согласна.

- Остановить скачущего галопом жеребца очень непросто даже взрослому мужчине, опытному в таких делах, что уж говорить о мальчишке, — говорит отец Володи Василий.  — Дело в том, что лошадь, которая понесла, себя не контролирует и, соответственно, ни на какие команды не реагирует. Володя молодец: поступил, как и подобает настоящему мужчине.

Оказалось, что старшему Дудко в молодости тоже приходилось утихомиривать лошадь.

- Я тогда еще холостой был, — вспоминает Василий.  — Еду на подводе. Вдруг лошадь ударяется головой о дерево. От резкой боли ее несет. На команды не реагирует. Перебираюсь на спину. Лошадке это не нравится, и она пытается меня сбросить. Несколько раз казалось, что все, лечу на землю. Господь миловал. А остановились мы лишь после того, как я догадался ножом перерезать удила. Вот такая история. Так что у нас с Володькой останавливать «взбесившихся» лошадей — уже семейная традиция, — смеется глава семьи.

- Мальчики родились в рубашке, — убеждена сотрудница Буцинского сельсовета Вера Олексюк.  — Я этот случай восприняла особенно близко к сердцу. Недавно погибла моя двоюродная сестра, учительница из соседнего села. В сентябре ей исполнилось бы 50 лет. Женщина вместе с зятем отправилась на повозке за сеном. Когда выехали за село, лошадь неожиданно понесла и на полном скаку зацепилась оглоблей за дерево. Сестра ударилась головой о ствол. Смерть наступила мгновенно — череп буквально раскололся пополам… А дети, которых взбесившийся жеребец носил по селу не один километр, уцелели. Поразительно, как малыши не сорвались с подводы! Не зря говорят: пути Господни неисповедимы. Не иначе, им помогала высшая сила.