Происшествия

Незадолго до трагедии киностудия «мосфильм» зафрахтовала пароход «адмирал нахимов» для съемок художественного фильма под названием «катастрофа»

0:00 — 31 августа 2006 eye 1316

Ровно 20 лет назад, 31 августа 1986 года, недалеко от Новороссийска потерпел кораблекрушение крупнейший советский круизный лайнер

1986 год потряс мир двумя катастрофами, произошедшими в Украине, — аварией на Чернобыльской АЭС и крушением парохода «Адмирал Нахимов». Вечером 31 августа на выходе из Цемесской бухты пароход столкнулся с балкером «Петр Васев», который своей мощной носовой подводной частью протаранил «Нахимов»…

После этой трагедии, которую сразу же окрестили советским «Титаником» (с той лишь разницей, что «Титаник» тонул три часа, а «Нахимов» ушел под воду за восемь(!) минут), своих родных и близких потеряли жители Украины, России, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Белоруссии… Погибли 423 человека.

Огромный белоснежный «Адмирал» и сегодня лежит на морском дне при входе в Цемесскую бухту. И сегодня, спустя 20 лет, всплывают новые факты этой крупнейшей за всю историю судоходства катастрофы на Черном море…

«Для дальнейшего использования на транспортной работе пароход непригоден»

С первых же дней катастрофа с «Адмиралом Нахимовым» стала обрастать слухами и домыслами. Говорили, что к отходу парохода опоздали молодожены, появившиеся на морском вокзале почти сразу после подъема судового трапа и так и не отправившиеся в круиз. Уже после трагедии, 1 сентября, сквозь траурную толпу действительно пробились парень и девушка, предъявившие путевки и билеты на «Нахимов»…

Широко обсуждалась и версия о причастности к случившемуся КГБ. Тогда, в последнюю летнюю ночь 1986-го, действительно погиб начальник управления КГБ Одесской области генерал-майор Анатолий Крикунов со своей семьей. Он был доставлен на борт катером уже после отхода судна от причала. Появление Крикунова на пароходе было неожиданным. Известно лишь, что решение о путешествии на «Нахимове» генерал принял в Москве, в Главном управлении КГБ СССР, в день отхода парохода из Одессы.

С чем только не связывали факт его смерти! Писали и о мести коррумпированной партийной номенклатуры, и о попытке передачи крупной партии контрабанды, и о расследовании фактов вывоза военной техники через Новороссийский порт… Версий достаточно много, а реальные обстоятельства остались неизвестными. Впрочем, материалы, которые могли бы раскрыть тайну появления высокого чина на пароходе, наверняка существуют и хранятся в каком-нибудь секретном сейфе.

В не менее надежном хранилище — архиве — содержатся и 59 увесистых томов — материалы нашумевшего уголовного дела Ь 18/58369. Дела, которое курировали первые лица СССР, в частности, руководитель специально созданной правительственной комиссии, член Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Гейдар Алиев.

В этих документах четко значится, что от удара, нанесенного бульбом (специальный выступ в носовой подводной части судна.  — Авт. ) балкера «Петр Васев», на «Нахимове» погас свет. Сила удара достигала миллиона тонн(!), и пришелся он прямо в водонепроницаемую переборку, разделяющую отсеки машинного и котельного отделений. В отверстие, образовавшееся от столкновения, хлынула тысячетонная масса воды. Пароход стал резко валиться на правый борт и тонуть, продолжая двигаться вперед. Не успев погасить скорость, «Васев» продолжал вспарывать корпус «Нахимова» в направлении носового отделения. Были снесены все четыре водонепроницаемые переборки, что в конечном итоге предрешило участь корабля. По подсчетам специалистов, площадь разрушения корпуса «Нахимова» составила 162 квадратных метра, а скорость поступления воды — 29 тысяч тонн в минуту!

Среди тысяч запросов, справок, протоколов, списков, заключений и экспертиз почему-то отсутствуют документы Регистра (государственной инспекции, которая определяет пригодность судна для эксплуатации). Без таковых ни одно судно не может выйти в плавание. Имеются лишь ссылки, как-то: «Очередная классификация «Адмирала Нахимова» была проведена в апреле 1985 года, срок действия — 31 ноября 1986 года. Последнее техническое освидетельствование — в апреле 1986-го, за четыре месяца до гибели. Состояние двигателей, механизмов, в том числе спасательных средств, признано удовлетворительным». Другая экспертная подкомиссия утверждала: «Состояние и мореходные качества судов (»Нахимова» и «Васева».  — Авт. ) позволяли осуществлять безаварийное плавание».

А вот абсолютно иное заключение вышеназванного уголовного дела, датированное 8 июля 1986 года, о техническом обследовании парохода «Адмирал Нахимов», проведенном в Одессе самим Черноморским пароходством.

Там, в частности, указано: «Арматура, каркас, кирпичные кладки котлов имеют предельные износы… Дизель-генераторы выработали двойной моторесурс… » И самое важное: «Установки кондиционирования и вентиляции в пассажирских помещениях полностью не отвечают современным требованиям. Система общесудовой вентиляции недостаточна для обеспечения нормальных условий… Требуют капитального ремонта и полной замены шлюп-балки и 24 шлюпки… » Вывод: «Для дальнейшего использования на транспортной работе пароход непригоден, подлежит разделке на металлолом»…

Пароход «Берлин», впоследствии полученный СССР по репарации, впервые был спущен на воду в 1925 году

По одной из версий, «Адмирал Нахимов» стал жертвой проклятия, связанного с тем, что пароход был назван в честь российского адмирала Павла Нахимова, погибшего 28 июня 1855 года на Малаховом кургане. Во время обороны Севастополя в 1854 году адмиралу было поручено затопить корабли русского флота, дабы преградить путь в гавань англо-французской эскадре. Этот страшный приказ явился тяжелым ударом для героя, еще недавно разгромившего турецкий флот при Синопе. В документах якобы разыскали свидетельства того, что после затопления русских кораблей упавший духом Нахимов стал намеренно искать смерти.

Кстати, сам адмирал Петр Нахимов считал себя неудачником и просил ничего не называть своим именем… И действительно, судьба всех судов, носящих имя адмирала, трагична. Вот хроника тех печальных событий.

1897 год. У берегов Турции во время шторма затонул большой грузовой пароход «Нахимов». Никто из членов экипажа не спасся.

1905 год. Во время Цусимского сражения броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» блокировали японские миноносцы. Командир крейсера приказывает открыть кингстоны, а для верности еще и взорвать боевой корабль — один из самых мощных и быстроходных на то время.

1914 год. На верфях Николаева заложен флагманский крейсер «Адмирал Нахимов». С этого момента его преследовали неприятности. Отступавшие белогвардейцы буксировали в Одессу корпус корабля, готовность которого составляла уже 80 процентов, но посадили его на мель. Достроили корабль лишь в 1926 году и назвали «Червона Украина». Этот крейсер затонул в результате бомбежки фашистской авиации 12 ноября 1941 года в Севастополе.

В 1925 году, в Германии был спущен на воду пароход «Берлин» (впоследствии полученный СССР по репарации «Адмирал Нахимов»). Пароход принимал на борт 1300 пассажиров. Численность экипажа составляла 250-300 человек. Ресторан первого класса, курительные салоны, комнаты отдыха и другие общественные помещения были спроектированы и построены с большим вкусом, панели отделаны ценными сортами дерева. При создании судна использовались самые современные достижения техники. Свои первые пассажирские маршруты «Берлин» совершал через Атлантику, курсируя между Гамбургом и Нью-Йорком. В годы Второй мировой войны «Берлин» был госпитальным судном. Затем служил базой подводных лодок немецкого военно-морского флота. Под конец войны пароход затонул вблизи порта Свенемюнде: подорвался на донной мине, но под воду полностью не ушел. На глубине 13 метров он сел на грунт.

1946 год. Во время подъема со дна Балтики от мощного взрыва тот же пароход тонет во второй раз. (Только в конце 1947 года судно было окончательно поднято, отбуксировано в Кронштадт и восстановлено. ) В 1947 году пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов». С 1947 по 1957 год судно проходило восстановительный ремонт в ГДР.

В 1973 году в Цемесской бухте затонуло научно- исследовательское судно «Нахимов»

После ремонта и реконструкции «Адмирал Нахимов» ходил в составе пассажирского флота Черноморского морского пароходства. Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии, заходило в Ялту, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Были и спецзадания — в период Карибского кризиса пароход неоднократно совершал рейсы на Кубу, а также в Африку. На «Адмирале Нахимове» путешествовали такие известные люди, как президент Вьетнама Хо Ши Мин, советский академик Игорь Курчатов.

Следующим «Нахимовым» оказался крейсер, входивший в состав ВМС Черноморского флота. По одной из версий, этот корабль в качестве мишени был использован при испытаниях ядерной мины в декабре 1960 года в… прибрежных водах Крыма. Другие утверждают, что корабль использовали в качестве плавучей мишени и расстреляли противокорабельными ракетами в июне 1961 года. (Это самое таинственное судно бывшего Военно-Морского флота СССР. «Адмирал Нахимов» — единственный корабль, вахтенные журналы и другие документы которого были изъяты из Центрального государственного архива ВМФ Комитетом госбезопасности СССР. )

1973 год. В Цемесской бухте в результате обледенения затонуло у портового мола научно-исследовательское судно «Нахимов». Более половины экипажа погибло.

В семидесятые годы прошлого столетия самым несчастливым у моряков Северного флота считался большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». На его борту возникали большие пожары, выходила из строя техника, часто гибли люди. В 1985 году корабль во время учений столкнулся в тумане с подводной лодкой. Он получил огромную пробоину и с немалым трудом дотянул до базы. После столкновения судно не подлежало ремонту и было списано на металлолом, но во время перехода к месту разделки село на мель.

1986 год. После столкновения с «Петром Васевым» вблизи Новороссийска пароход «Адмирал Нахимов» тонет. Уже в третий раз. Окончательно.

… Незадолго до трагедии киностудия «Мосфильм» зафрахтовала пароход «Адмирал Нахимов» для съемок художественного фильма под названием «Катастрофа». Съемки должны были начаться в сентябре-октябре 1986 года…