«Пьяный — значит, неправ» — лишь один из многих касающихся ДТП стереотипов, в плену у которых живет большинство автомобилистов Многие водители пытаются разобраться, кто будет отвечать за ДТП, следуя житейской логике: если сел за руль пьяным, значит, виноват. Бесспорно, как метод борьбы с нетрезвыми водителями этот стереотип весьма полезен. С другой стороны, автомобилист должен понимать, что он отнюдь не освобождается от ответственности только потому, что врезался в машину, за рулем которой сидел пьяный человек. Рассказать о том, чем руководствуется суд, определяя виновника ДТП, «ФАКТЫ» попросили адвоката Игоря Бутника.
- Игорь, вам пьяных водителей приходилось защищать?
- Пьянство за рулем — это ужасно. Но нетрезвый автомобилист не обязательно является виновником аварии. Приведу пример из своей практики. В Киеве на перекрестке столкнулись две машины. Трезвый водитель проехал на красный свет, что подтвердили свидетели-пешеходы, а пьяный — на зеленый. Да, сев за руль подшофе, автомобилист нарушил правила, но не это нарушение привело к аварии. Как выражаются юристы, причинно-следственной связи между ДТП и нетрезвым состоянием водителя нет. Проехавшего на красный свет автомобилиста это очень удивило, он тоже считал: раз пьяный, значит, автоматически не прав. Но суд привлек к уголовной ответственности человека, проехавшего на красный свет, ему же пришлось возмещать и материальный ущерб. Правда, наказали и пьяного водителя, но только за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Лишили прав на год.
- Получается, если человек нарушил правила, еще не факт, что это он виноват в аварии?
- Автомобилисты должны понять главный принцип — при определении виновника аварии важно не кто и что нарушил, а является ли это нарушение причиной ДТП. Типичный пример: автомобиль разворачивается через двойную осевую линию и в него врезается машина, идущая навстречу. Кажется, все понятно: один из водителей совершил грубейшее нарушение правил, тогда как другой «законопослушно» ехал по своей полосе. Но если в ходе расследования будет доказано, что «законопослушный» автомобилист издалека видел, что впереди разворачивается машина (пусть и с нарушением правил!), и имел реальную возможность затормозить, то виновником аварии могут признать именно его. Да, водитель, совершавший разворот, нарушил правила, но это не значит, что в его машину нужно врезаться. Кстати, это довольно распространенная ситуация. На трассах после многочасовой дороги автомобилисты нередко впадают в сонное состояние, едут, что называется, «на автомате» и не реагируют на происходящее впереди. Иногда после аварии не обнаруживается даже тормозного пути, а это прямое доказательство того, что невиновный на первый взгляд водитель мог бы затормозить, но почему-то этого не сделал.
- Еще одно водительское табу — пешеходный переход
- Конечно, пешеходный переход — в некотором роде святая вещь. Водитель должен быть здесь крайне внимателен, но и пешеходы обязаны вести себя по правилам. Если человек выскакивает из-за грузовика и попадает под легковушку, у водителя есть шанс избежать ответственности. Ведь согласно правилам дорожного движения пешеходам запрещается внезапно выходить на проезжую часть, в том числе и на пешеходном переходе! Но в какую бы ситуацию вы ни попали, помните: чтобы потом в суде доказывать свою невиновность, очень важно сразу после аварии записать имена и фамилии свидетелей. К сожалению, большинство водителей забывают это сделать