Происшествия

Незрячий от рождения владимир воржеинов, пробежавший в харькове марафонскую дистанцию — 42 километра 195 метров, — получил в качестве приза… Телевизор

0:00 — 6 сентября 2006 eye 1393

Заняться спортом Воржеинова заставил полиартрит — болезнь, из-за которой он еле переставлял ноги

Пример 52-летнего харьковчанина Владимира Воржеинова показывает, что даже слепой может быть бегуном. Да еще каким! На марафоне, состоявшемся в Харькове в конце августа и посвященном Дню Независимости и годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, Воржеинов единственный из участников-инвалидов пробежал всю дистанцию — 42 километра 195 метров. Причем его результат — 4 часа 45 минут — оказался даже лучшим, чем у некоторых здоровых бегунов.

«У некоторых марафонцев после 37-38 километра начинаются галлюцинации»

Владимир Воржеинов — единственный в Украине незрячий марафонец. Как ему удается бежать в нужном направлении, не оступаться, если нет ни сопровождающего, ни собаки-поводыря? Даже тросточку, которой обычно пользуются слепые, Владимир не берет, ведь руки во время бега должны быть согнуты в локтях.

- На марафонах за рубежом к спортсменам-инвалидам прикрепляют волонтеров, готовых в любой момент оказать помощь, — рассказывает Владимир Воржеинов.  — В Украине и России такое пока не практикуют. Как правило, в марафонских забегах стартует очень много людей. Существует опасность, что собьют с ног, поэтому я стараюсь не вырываться вперед, пристраиваюсь за группой бегущих. В этот раз накануне старта выбрал одну из здоровых участниц, которая бегает примерно в таком же темпе, как и я. Эта женщина была для меня своего рода ориентиром. На бегу мы с ней переговаривались, она рассказывала о своих семейных делах, я — о своих. Помогало и то, что у меня сохранилось два процента зрения. Это позволяет, хотя и очень смутно, видеть силуэты, различать цвета. Свою сопровождающую отличал по белой майке и синим шортам. Правда, где-то на середине дистанции я ее потерял. Но вокруг были другие марафонцы (в соревновании приняли участие две с лишним тысячи человек). К тому же я знаю эту трассу напамять. Что же касается самого тяжелого в марафоне, так это 37-38 километры: наваливается неимоверная усталость, у некоторых даже начинаются галлюцинации, из-за перегрева повышается температура тела, порой до 38, а то и до 39 градусов. Тут важно собрать силы, тогда открывается второе дыхание. Несколько дней после марафона болят все мышцы, чувствую себя разбитым. Но это вскоре проходит. Главное, что спорт делает мою жизнь насыщенной и интересной, а организм — здоровым и сильным.

К марафону Владимир Воржеинов готовился месяц. Пять раз в неделю пробегал на стадионе по 15-20 километров и проплывал в бассейне по километру-полтора. Сбросил за это время пять килограммов, а непосредственно на марафоне — еще два. Несмотря на серьезные физические нагрузки, ест не больше, чем другие мужчины. Рацион обычный, из «химии» — только поливитамины.

Серьезно заниматься бегом Воржеинов начал пять лет назад под руководством тренера Николая Зудина. На счету Владимира уже четыре марафонских забега. Раньше он решался участвовать даже в соревнованиях, которые устраивают в лесу. Воздух изумительный, бежишь, и, как говорится, душа поет. Но во время одного из таких забегов Воржеинов слишком увлекся общением с природой и вдруг понял, что оказался не там, где должен быть. Через некоторое время его нашли, однако после этого случая спортсмен решил по лесу не бегать. Впрочем, бывало, что сбивался с пути и на городских улицах. Например, на полумарафоне в Петербурге пропустил поворот, побежал не в ту сторону, несмотря на то, что предварительно прошел трассу пешком и постарался как можно лучше запомнить маршрут. А в прошлом году на трассе на него чуть было не налетел велосипедист. Хорошо, что Владимир успел среагировать, отскочил на тротуар. А там скользкая от дождя плитка. Нога «поехала», и он со всего маху грохнулся обо что-то твердое. Жуткая боль, вой сирены «скорой»… Рану обработали и тут же зашили. Обидно было сходить с дистанции — пробежал почти 40 километров. Как говорится, на автопилоте, превозмогая боль, все-таки доковылял до финишной черты.

На реке Северский Донец слепой спортсмен спас тонувшую женщину

За участие в харьковском марафоне Владимиру Воржеинову дали приз — телевизор.

- Организаторы марафона ни с кем из нашей семьи не согласовывали, что вручат моему мужу, так что телевизор стал для нас сюрпризом, — говорит жена Владимира Ярослава, тоже незрячая.  — Но почему вы считаете, что он не нужен слепым? Мы его слушаем. Я, знаете ли, раньше была зрячей и считала, как большинство здоровых людей: если человек потерял зрение, то влачит жалкое существование. А теперь знаю, что это не так. Слепые женщины выходят замуж, рожают детей, готовят, убирают, стирают, гладят… У нас те же радости и печали, что и у всех людей.

- Телевизор был весьма кстати, — добавляет Владимир.  — Старый-то у нас перегорел, на покупку нового пришлось бы еще долго копить деньги, ведь доходы у нас маленькие. Спортивную амуницию купить не на что. Но мир не без добрых людей. Например, руководитель спортклуба «Ахиллес-трек» Игорь Удовиченко, тоже марафонец-инвалид (у него нет обеих рук), подарил мне новые кроссовки, которые стоят 400 гривен. Кстати, марафонские дистанции пробегает и жена Игоря Ольга. У нее нет одной ступни и окостенело колено, так она наполовину бежит, наполовину идет, надев протез и помогая себе палочкой. В Украине нет марафонцев с такими травмами, как у нее. (»ФАКТЫ» рассказывали об участии Ольги Удовиченко в знаменитом Нью-йоркском марафоне.  — Авт. )

В детстве незрячий от рождения Владимир Воржеинов не отличался пристрастием к спорту. К тому же в 15 лет у него стали отказывать ноги. Врачи поставили диагноз полиартрит. После успешного курса лечения доктор порекомендовал заняться спортом. Владимир выбрал плавание. Серьезно увлекся им, был членом сборной слепых пловцов Украины, которую возглавлял тренер Виктор Титов. Ныне заплывы на один-два километра для Воржеинова — дело обычное.

- В бассейне ориентироваться несложно, главное — не заехать головой в борт, — рассказывает Владимир.  — Для этого надо подсчитывать гребки. Знаешь, что от бортика до бортика, например, 50 гребков, и считаешь. Ну а если ошибаешься, спасает страховка — мягкий резиновый амортизатор, который слепые пловцы крепят на шапочку. А на соревнованиях на реках, водохранилищах, озерах помогают ориентироваться окружающие, прежде всего, спасатели, которые уделяют мне особое внимание.

Однажды и Владимиру довелось выступить в роли спасателя — вытащить из воды тонувшую женщину. Это случилось на Северском Донце. Воржеинов услышал истошный женский крик: «Помогите!», на слух определил нужное направление. Несколько гребков — и спортсмен схватил тонувшую за волосы. Она была в сознании, Владимиру оставалось лишь «отбуксировать» ее к берегу.