Превращение коммуналок в выставочные залы растянулось на 20 лет
В конце XIX — начале XX века одна из наиболее состоятельных семей Киева — Богдан и Варвара Ханенко — собрала богатейшую коллекцию произведений искусства Западной Европы и Востока. После смерти Богдана Ивановича в мае 1917 года его частный музей вместе с принадлежавшим ему особняком перешли, согласно завещанию, в собственность Киева.
Однако особняк Ханенко слишком мал, в нем нельзя одновременно выставить хотя бы самые ценные экспонаты. Многое приходилось держать в запасниках. Поэтому еще в 1986 году власти столицы передали музею соседнее здание, в котором в советские годы находились коммунальные квартиры. Их жильцам выделили другую жилплощадь, однако реконструкция дома затянулась аж на 20 лет.
- Но все хорошо, что хорошо кончается, — заявила в минувший вторник во время церемонии открытия новых помещений музея его директор Вера Виноградова. — Реконструкция завершена, на нее ушло 4 миллиона гривен из казны Киева и 200 тысяч евро, предоставленных Международной программой социальной трансформации. Теперь наша экспозиционная площадь увеличились на две трети, то есть на 400 квадратных метров. В новых залах будут экспонироваться только предметы восточного искусства. Сейчас мы вам их покажем. Кстати, путь туда из залов, где выставляются западноевропейские шедевры, мы в шутку называем дорожкой Али-Бабы.
Интерьеры новых залов музея выполнены в аристократическом стиле: стены обиты дорогим штофом (специальной материей), подоконники сделаны из мрамора, мебель — из ясеня, покрытого так называемым матирующим лаком, который не дает неуместного в данном случае блеска. Пол из дубовых плит. Для защиты экспонатов от воздействия солнечных лучей на стекла мебели нанесена особая пленка. Она прозрачная и не мешает осмотру.
- Теперь у нас четыре новых зала: китайского, буддийского, исламского и японского искусства, — рассказывает заведующая отделом восточного искусства Галина Биленко. — Самый древний из китайских экспонатов — металлический чан — датируется II тысячелетием до нашей эры. Кстати, в этом собрании 350 картин на папирусе, подаренных музею в 1930-е годы Таисией Павловной Жарпар, вдовой французского дипломата Анри Стефана Жарпара. Они познакомились в Китае, когда Таисия Павловна оказалась там, спасаясь от большевистской власти. После смерти мужа она вернулась в Киев.
- Будем стараться найти средства для двух новых проектов: создания современного фондохранилища и постройки выставочного зала, — говорит Вера Виноградова. — Мы со своими экспонатами участвуем в самых престижных выставках Европы, а вот возможности принять у себя экспозиции из зарубежных музеев у нас пока ограничены. Поэтому нужен еще один новый зал.
Ежегодно на нужды музея государство выделяет полтора миллиона гривен. Этих денег хватает только на выплату зарплат и обеспечение охраны.