Происшествия

Прокурор киевской области юрий гайсинский: «мне еще ни один эксперт не подтвердил, что намывать песок под строительство коттеджей на днепре — это однозначно плохо»

0:00 — 7 сентября 2006 eye 506

По его словам, пока также никто не определил, где можно строить дома у воды, а где нельзя, ведь кадастровые работы не проведены, карт нет

Нынче в Украине происходит беспрецедентная земельная реформа, которую по важности можно сравнить с реформами императора Александра II, отменившего крепостное право, и Петра Столыпина, считает прокурор Киевской области Юрий Гайсинский. Для него и его коллег в последние три года «земельный вопрос» стал главным и самым трудным для разрешения. По остроте борьбы за землю столичная область сейчас занимает третье место в стране после Киева и Крыма.

«Наибольший размах раздача земли приобрела в 2003-2004 годах»

- За пределами Киева размах коттеджного строительства, даже можно сказать «дворцового», приобрел просто фантастические размеры. Неужели так просто получить землю в любом понравившемся селе?

- Знаете, по моим наблюдениям, наибольший размах раздача земли приобрела в 2003-2004 годах. А сейчас власти оглянулись, и оказалось, что свободной земли больше нет. Недавно срочно создали рабочую группу при обладминистрации, чтобы проверить, законно или нет проходил и проходит этот процесс. Землю разбазарить очень быстро получилось, а вернуть награбленное непросто. Все земельные споры вправе решать только суд, даже если инициатором дела является прокуратура. Так что процесс возврата наделов в пользу государства затягивается надолго. Защищать государственные интересы было бы значительно проще, если бы к Земельному кодексу прилагались еще 32(!) необходимых, как воздух, но доселе не принятых Верховной Радой законодательных акта. А пока их нет, землей распоряжаться и направо, и налево очень удобно. Отсюда более 300 уголовных, хозяйственных и гражданских дел, что выиграла прокуратура в судах за последние два года. Это более 3 тысяч гектаров возвращенной державе земли.

- А как же с пресловутыми гидронамывами на Днепре, когда берут песок со дна реки, засыпают им берега и строят виллы, и при этом навсегда исчезает все живое у берега, теряются нерестовые места, гнездовья птиц… Может ли прокуратура остановить этот процесс?

- А нужно ли его останавливать? Когда десятилетиями заиливалось русло реки, все молчали. А нынче его углубляют, выбирая песок. И вот поднялся шум. Прокуратура не раз обращалась к экспертам: дайте нам заключение — гидронамыв это плохо или хорошо? Ведь он уже 15 лет активно ведется! Чаще нам отвечают, что это, мол, хорошо. Иногда уклончиво. О том, что плохо, еще ни разу не написали. И с чем прокурору обращаться в суд? К тому же чиновники, уполномоченные запрещать или согласовывать гидронамывы, давали разрешения! И по документам все законно.

- А какова ваша реакция на то, что даже без гидронамывов, но в явно водоохранной зоне Днепра, его заливов, по берегам малых рек построены коттеджи с захватом подходов к воде?

- А где начинается и заканчивается водоохранная зона? Кто и когда провел кадастровые работы? Где координаты, где, в конце концов, «урез воды»? Где карты? На что ссылаться прокурору, обвиняя людей в нарушении закона? Чтобы такие сложные дела, как земельные, быстрее решались в пользу государства и общества, нужно принять не только недостающие 32 закона, но и иметь экспертов в области землепользования, лесопользования, экспертов-криминалистов, занимающихся анализом документов на предмет подделок, высокопрофессиональных прокуроров, следователей, судей. А пока этого нет, получается, к сожалению, что наказание неотвратимо не для всех, а выборочно. Вот это проблема.

«Больше всего уголовных дел связано со злоупотреблениями председателей сельских и поселковых советов и исполкомов»

- Практика показывает: больше всего уголовных дел связано со злоупотреблениями председателей советов и исполкомов — поселковых, сельских, — говорит Юрий Гайсинский.  — Они зачастую раздают землю своим «высочайшим повелением» и не выносят вопрос на рассмотрение местного совета депутатов, не дожидаются решения совета. Многие сельские головы, имея печать местного совета, «печатают» ею все бумажки, которые считают нужными: раздают и сдают в аренду землю, не обращая внимания на закон. По таким делам у нас абсолютные чемпионы Обуховский и Вышгородский районы, есть умельцы в Киево-Святошинском, Бориспольском и во многих других. Вот в Бориспольском районе недавно долго бились над тем, чтобы отменить решение сельсовета, отдавшего незаконно в постоянное пользование частникам земли стоимостью в 30 миллионов гривен. А это ни много ни мало — 1210 гектаров. Часто в ходе расследования выясняется, что должностные лица местных советов сами подделывают документы. Доказать, что это подделка, непросто — нужны классные эксперты. А недавно возникла интересная ситуация: как применять эту норму на практике в связи с отменой неприкосновенности депутатов местных советов? Если раньше депутаты отказались выдать правосудию своих проштрафившихся коллег, то теперь-то их уже можно судить? Очень распространены случаи, когда госпредприятия — не понятно, с какой стати — уступают часть своей земли бизнесменам.

Впрочем, в земельных тяжбах простых дел не бывает. Приходит ко мне недавно глава одного из районов, жалуется: «У нас мошенники земли забрали, а юрист слабый — дело в суде проиграл, хотя за услуги мы заплатили ему 600 гривен». Заключайте, говорю, договор с сильным юристом, ведь речь идет о 100 гектарах земли! Вы же сами сдались на милость победителю! Или думали, как в былые времена, на суд своим «авторитетом» надавить?

И еще одно. Об экологии, напрямую связанной с землей. Столичные власти декларировали, что к сентябрю завершат работы на крупнейшей в Украине городской свалке возле села Подгорцы Обуховского района Киевской области. Мы три раза закрывали полигон, не разрешая им пользоваться. И сейчас он закрыт. Даже после того, как город его отремонтирует, он будет закрыт.

- Вы настаиваете на этом?

- Да. Ведь все работы Киев обязан проводить по согласованию с властями и специалистами Киевской области. Но я не видел ни одного согласования. Кто определил или подтвердил, что свалка станет безопасной для людей, если Киев потратит на реконструкцию 40 миллионов гривен? А почему не 400 миллионов? Кто подтвердил, что на объекте нужно именно такое оборудование, а не более современное и дорогое? Ведь понятно, что чем меньше затрат, тем столице лучше. Двадцатилетний опыт работы свалки показал: власть в Киеве меняется, а отношение к полигону остается — выбросили мусор и забыли. По завершении работ на полигоне чиновники обладминистрации, санэпидемстанции, экологи проверят ее состояние.

С нашей подачи Киевский областной совет решил провести государственную экологическую экспертизу, учитывая беспрецедентную опасность этого могильника для людей и окружающей среды. Мы ждем этих результатов. К сожалению, Кабмин до сих пор не разработал методику определения материального ущерба от нарушения экологического законодательства, и мы не можем сказать, сколько стоит для людей и природы такое ужасающее потрясение. Столичный могильник — самый опасный объект в Киевской области. Закрыть свалку навсегда или заставить устранить экологическую проблему жизненно необходимо.