Славящийся самой большой в Европе набережной областной центр отметил 230-летие
У строителей 60-х годов прошлого столетия был дерзкий проект: соединить три больших промышленных города Днепродзержинск, Днепропетровск и Запорожье одной набережной и пустить по ней троллейбус. А еще построить днепровскую Венецию. Днепропетровская набережная — уникальное сооружение. Она самая большая не только в Украине, но и в Европе: более 20 километров по правому берегу Днепра. Под ней проложен коллектор, при сооружении которого опробованы самые передовые технологии. Сегодня днепропетровская набережная — не только любимое место отдыха горожан и их гостей, но и лицо областного центра.
Молодым жителям Днепропетровска кажется, что набережная была всегда. Разве что обновилась к 230-летию города. Здесь давно стали традицией свадебные кортежи и обязательное фото на память. У каждого поколения свои снимки Я держу в руках фото 45-летней давности — на берегу вдоль Днепра горы мусора, строительные отходы. К реке не подойти, на месте нынешнего речного порта лодочные стоянки. Там, где сейчас гостиница «Днепропетровск», был склад леса. Байловщики (рабочие, сплавляющие древесину) на старых казацких лодках «дубках» подгоняли бревна к берегу и складировали для сушки и обработки. Отсюда постоянно доносился тонкий звук электропилы и шел необыкновенный запах свежей древесины. В начале 60-х годов прошлого века о чистоте днепровских вод особо не задумывались.
В Днепр стекали вредные отходы промышленных предприятий области и города. Главным загрязнителем в те времена считался старейший в Украине металлургический завод им. Петровского. Шлаковые отвалы на берегу Днепра содержали немало экологически вредных веществ. А темное пятно тянулось по реке на много километров. И никто не знал, что с этим делать. Днепр был грязным, мутным и неприветливым. Чтобы отдохнуть на природе, горожане отправлялись тогда на Шевский остров. На причале в районе улицы Ленина выстраивалась длинная очередь на водный трамвайчик. Так называли обыкновенный катер. Если он не мог вместить всех желающих, то с речного порта подгоняли вместительную баржу, предварительно убрав щебенку и немного смыв угольную пыль.
В селе Аулы обнаружили огромные запасы питьевой воды, которую решено было пустить в областной центр по трубам. Тогда-то и возник вопрос: «Где и как строить?» Одни специалисты предлагали провести водовод по прямой через весь город. Это сокращало расстояние, но требовало сноса части домов. Был и другой вариант, посложнее: проложить многокилометровый коллектор вдоль береговой линии. В железобетонном туннеле спрятать не только водоводные трубы, но и канализационные, которые потянутся к очистным сооружениям. Тогда в Днепропетровске строились крупные промышленные предприятия, набирала темпы жилищная индустрия, поэтому выбор предопределили, как писали газеты, «хозяйственный расчет и взгляд в будущее».
За строительство коллектора взялся трест «Днепроспецстрой», который возглавлял заслуженный строитель Украины Борис Мильман. Строители, да и все, кто знал Мильмана, утверждают, что благодаря его кипучей энергии, напористости и авантюризму в хорошем смысле слова возникла городская набережная. Днепропетровцы помнят мощные земснаряды в акватории Днепра, надолго ставшие частью индустриального пейзажа. Они намывали песок, подравнивали береговую линию. Затем берег укрепляли, прокладывая железобетонный коллектор. Он был такой большой, что в нем мог проехать легковой автомобиль.
Борис Мильман первым взял на себя ответственность использовать отходы доменного производства, которых немало скопилось на заводе им. Петровского и Днепровском металлургическом комбинате, как строительный материал. Новую технологию освоили при сооружении коллектора, укреплении береговой линии. Строительство коллектора шло в три смены. С наступлением ночи бульдозеры и скреперы выравнивали и уплотняли шлаковую подушку, чтобы к утру пыль над берегом успевала осесть. А днем появлялся пожарный катер, и все заливали водой, чтобы шлак быстрее схватывался. Позже завозили чернозем и сажали деревья. Некоторые ученные научно обосновывали, что на шлаках деревья не приживутся, но вопреки уже через год каштаны и тополя раскинули свои роскошные кроны и благополучно растут по сегодняшний день. Благодаря строительству коллектора в городской черте, недалеко от центральных улиц, образовались свободные территории, пригодные для застройки. Однако о набережной тогда еще никто не помышлял. Кроме одного человека
- Однажды Борис Мильман предложил главным специалистам треста прогуляться на катере по Днепру, — вспоминают ветераны-строители Иванов и Розенберг. — Разворачивая моторку в сторону берега, он, как бы невзначай, произнес: «А что, если набережную построить!» Подошли к берегу, вышли. А шлак под ногами местами горячий. Кто-то даже обувь испортил и очень огорчился. А Мильман, показывая рукой вдоль берега, продолжает: «Здесь широкую дорогу проложим. А там троллейбус пойдет».
На встречу с Щербицким, тогдашним первым секретарем Днепропетровского промышленного обкома партии, Мильман и его сторонники шли с некоторой неуверенностью. Накануне газета «Правда» опубликовала постановление ЦК КПСС «Об излишествах в строительстве и архитектуре». Партия зорко следила, как бы чего не вышло. Лично Щербицкому идея понравилась, но безоговорочно поддержать новаторство он не решился, поскольку находился в опале у Никиты Хрущева. Судьбоносное решение было принято в августе 1964 года на совещании в Днепропетровском обкоме партии. Собрались директора крупных промышленных предприятий, известные металлурги. Совещание открыл председатель Приднепровского совнархоза Лукич. Он начал дипломатично: «Я никого не принуждаю. Но задача, которая стоит перед нами, очень важная. Речь идет не только об очистных сооружениях в большом промышленном городе, но и строительстве городской набережной. Это, если хотите, наш долг перед рекой и людьми »
Управляющий трестом Мильман докладывал горячо, увлеченно, старался быть убедительным. Подготовил чертежи, расчеты, рисунки. Он понимал, что это его шанс. В заключение вокликнул: «Если не мы, то кто же!» Все выразили согласие участвовать в этом проекте, прозвучало: «Скинемся, кто сколько может». Строить в складчину — в духе социалистической экономики. Даже приняли постановление, обязывающее руководителей предприятий помогать по мере возможности. Генеральным проектировщиком стал «Днепрогражданпроект». Очистными сооружениями занимался «УкркоммунНИИпроект». Трест «Днепроспецстрой» под руководством Мильмана взялся не только за проектирование и прокладку инженерных сетей и коммуникаций, но и строительство набережной.
Строитель-ветеран Мушинский вспоминает, как в районе улицы Космической укрощали плывуны, не дававшие закрепиться на берегу. Днепроспецстроевцы первыми нашли способ бороться с коварной разжиженной массой. Плывуны глушили шлаками, теми самыми, что считались до этого непригодными. Борис Мильман строго-настрого предупредил всех: «Ни в коем случае не произносите, что строим набережную. Потому что нет на нее государственного финансирования. А вот то, что коллектор прокладываем — так это истинная правда!»
Власть предержащие догадывались, что возводится в Днепропетровске. Время от времени кто-нибудь из первых лиц государства появлялся в этих местах. Никита Хрущев, находясь с официальным визитом в Кременчуге, решил пароходом добраться до Днепропетровска. Напротив причала-дебаркадера, где должен был сойти на берег высокий гость, в срочном порядке разобрали рельсы, все выровняли и подмели. Вдруг «дорогой и любимый» зацепится и упадет, тогда прощай и набережная и те, кто ее задумал. Но когда высокий гость благополучно отчалил, рельсы аккуратно уложили на место. Паровоз, груженный шлаком, пошел по привычному маршруту. Работа продолжалась.
А в 1965 году в Днепродзержинск наведался Брежнев. Выступая перед преподавателями Индустриального института, который он когда-то заканчивал, советский лидер признался: «Надеюсь, доживу до того часа, когда областной центр с моим родным городом широкой набережной соединится. И по ней пойдет троллейбус». Со стороны Днепродзержинска даже начали отсыпку шлаков вдоль Днепра. Но потом все застопорилось. В поисках гранита для набережной Мильман отправился в Запорожскую область. Привез и первые каменные глыбы из серого гранита, и лучших каменотесов. А вскоре образовали и собственный участок обработки камня.
Гребной канал на Днепре, который впоследствии стал ареной международных соревнований, значился по документам как дамба от подтопления. А уникальная водная карусель как очистное сооружение.
- Чтобы деньги «не ушли в песок», мы разработали уникальные методы для подводных контрольных замеров, — вспоминает В. Матвиенко, возглавлявший областную контору строительного банка. — Даже подготовили скафандры для финансистов.
Идея строительства водной карусели принадлежала Юрию Ершову, тогдашнему председателю днепропетровской федерации водно-лыжного спорта. Он смастерил вручную действующую модель, состоящую из ящика, ведра воды и электромоторчика. Самоделку показал серьезной комиссии и та дала добро. Первая водная карусель в бывшем Союзе была изготовлена в Днепропетровске на заводе трубного института. В пользу строительства на Днепре гребного канала всесоюзного значения говорили многие известные специалисты и спортсмены. Скажем, в Крылатском вода «тяжелая» за счет илистого грунта. А вот Днепр!.. Здесь легкая вода, потому что грунты песчаные. В таких условиях тренироваться и достигать высоких спортивных показателей легче. Страна готовилась к предстоящим Олимпийским играм в Москве. Этим нельзя было не воспользоваться. Местные власти, снаряжая делегацию в Москву, рассчитывали на поддержку всемогущего земляка.
- Пробиться к Брежневу было непросто, — вспоминает А. Валовик, бывший первый заместитель председателя Днепропетровского горисполкома. — Встреча произошла случайно в коридоре. И мы наспех рассказали Леониду Ильичу о причинах нашего визита. «Георгий Эммануилович, — обратился он к своему помощнику Цуканову, который был депутатом от Днепропетровщины, — дело хорошее. Благословляю Под твою ответственность». Пошли к Павлову, председателю спорткомитета СССР. Он тут же распорядился выделить 68 миллионов рублей за счет Спортлото. По тем временам это были большие деньги. Строили гребной канал масштабно, с привлечением мощной техники, по всем правилам гидротехнического искусства и в кратчайшие сроки, как было принято в то время.
К Брежневу ехали со знанием дела. Леонид Ильич отношение к спорту имел. Рассказывали, что в молодые годы Брежнев, возглавлявший Днепропетровский обком, в порядке шефской помощи взялся руководить подготовкой спортсменов к всесоюзной регате. Передовой бригаде нагребальщиц, которые на рыбацких лодках переправляли тяжелые изделия с каменотесных участков вверх по Днепру, предложил попробовать себя в любительском спорте. Новоиспеченные спортсмены так гребанули на старте, что обогнали чемпионов Союза на два корпуса. Брежнев тогда произнес: «Для спорта важны не столько деньги, сколько трудовые достижения. Спортивные победы сами догонят».
С тех пор как на Мандрыковском массиве появился гребной канал, водная карусель, пляжи, Днепр стал любимым местом отдыха горожан. Часто можно было видеть, как поутру к берегу идут люди для принятия водных процедур. Ведь когда-то так и задумывалось: окунулся, взбодрился и на работу. Сейчас аквакомплекс на Мандрыковском заливе — часть большой набережной, где собираются жители близлежащих массивов, гости города, любители водных видов спорта.