В Киеве открылась выставка городской одежды XIX — начала XX века
- Идея организовать выставку «Киевские франты и модницы» возникла у нас давно, когда в коллекции нашего музея появились первые три старинных платья, сейчас же их более полусотни, — рассказывает заместитель директора Музея одной улицы Леонид Красницкий. — Для выставки мы отобрали лучшие наряды. Самый старый из них — коричневое платье из тафты (плотной шелковой ткани) с открытыми плечами и неимоверно тонкой талией, которое было пошито еще при жизни Пушкина, в 1830 году.
- В том, что дамы в XIX веке физически не могли одеться без посторонней помощи, мы с коллегами убедились во время подготовки этой выставки, облачая манекены в старинные женские наряды, — говорит Леонид Красницкий. — Вначале идет нательная рубашка. Ее, конечно, женщина могла надеть самостоятельно, а вот корсет Это сущее мучение. Там же несчетное количество крючочков, сложные шнуровки. Зацепляешь, затягиваешь, поправляешь С большим трудом управившись с корсетом, водружаешь фижмы или кринолин. Это конструкция из металлических обручей, благодаря которой дамские бедра приобретали дополнительный объем.
Острословы называли фижмы фальшзадом для утешения кавалеров. Поначалу фижмы изготавливали из китового уса и вшивали в юбки. Потом стали делать отдельный каркас, поверх которого надевали платье. Преимущество каркасов в том, что они складывающиеся, поэтому в них удобнее садиться. В начале XIX века фижмы начали выходить из моды, но в 1850-е годы вновь стали популярными. Их делали из конского волоса и льна, а называли уже иначе — кринолином. Из-за моды на широченные юбки пришлось обновлять меблировку — стулья делали низкими и широкими.
На смену кринолинам пришли турнюры — накладки, которые помещали под платье в нижней части спины. Из-за этого зад выглядел неимоверно оттопыренным. Однако дамы считали, что турнюр придает фигуре дополнительную пластику и изящество. Правда, не всем мужчинам это было по вкусу. Антон Чехов, например, просто-таки высмеивал новое веяние дамской моды: «В гостиной девушка лет 20-25, одета по последней моде. Сидит сразу на трех стульях, один занимает сама, другие — ее турнюр. На груди брошка с добрую сковородку. На шляпке искусно сделанная индейка на яйцах в натуральную величину »
Впрочем, в последние годы XIX века кринолины и турнюры вышли из моды, под влиянием модерна женские одежды стали проще, разнообразнее и изящнее, с узкими юбками.
- Многие платья мы приобрели через Интернет-аукционы у владельцев из Франции, Германии, Англии, США, ведь в XIX веке высший свет Российской империи носил то же, что и привилегированные слои в Париже или Лондоне, — продолжает Леонид Красницкий. — Разыскать старинную одежду в странах СНГ крайне сложно, ведь в первые десятилетия советской власти народ жил до того бедно, что сохранившаяся с дореволюционных времен одежда много раз перешивалась, донашивалась до дыр. Тем не менее у нас есть чудом уцелевшие отечественные платья. Одно из них пошито примерно в 1850 году. Его принесла посетительница музея. Согласно семейному преданию, в этом наряде венчалась прапрабабушка этой женщины. Когда она его нам вручила, платье представляло собой набор кусков ткани, никак не скрепленных между собой — нитки швов истлели. Нам пришлось приглашать костюмеров Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки и мастеров нескольких столичных ателье, специализирующихся на пошиве свадебных платьев, напоминающих по пышности, сложности кроя, использованию кринолинов женскую одежду XIX века. Специалисты помогли собрать наряд, а реставраторы укрепили старинную шелковую ткань. Реставрировать пришлось многие вещи из коллекции, особенно это было необходимо мужским костюмам: они сшиты из шерсти — любимой пищи домашней моли. Впрочем, шерстяные ткани в те времена были до того добротными, что, скажем, в одном сюртуке человек мог проходить всю жизнь.
Значительную часть работ по пошиву одежды в XIX веке приходилось выполнять вручную, хотя швейные машинки были изобретены давно — в 20-е годы XIX столетия. Но они не отличались универсальностью, могли строчить лишь прямые швы. Обшивать края тканей, петель, а тем более вышивать на таких машинах не представлялось возможным.
- Какова ныне рыночная стоимость антикварной одежды, например, платья, которое подарила вашему музею посетительница?
- Я воздержусь от ответа, чтобы не накликать грабителей.
- И все же, одной-двух сотен долларов хватило бы?
- Что вы, нет. Однако это далеко не заоблачные суммы. Они далеки, скажем, от 10 тысяч долларов, за которые на Интернет-аукционе в Голливуде продавали брюки знаменитого в 1930-е годы актера Гарри Купера.
- Не пытались ли ваши сотрудницы примерять старинные платья?
- Это невозможно! Самый большой манекен, который мы использовали, 42-го размера, остальные — меньшего. Даже самые изящные современные дамы попросту не влезут в одежды своих прапрабабушек. Кстати, гардероб дам в прошлом был более разнообразным, чем ныне. В спальне полагалось ходить в пеньюаре, в других комнатах — в платье для дома. Были наряды для прогулок, визитов, вечерние. В Англии шились специальные платья, в которых дамы пили традиционный чай.
В коллекции музея собрано несколько пар старинной обуви — бальные дамские туфельки и добротные мужские. От времени некоторые из них ссохлись, мы возвращаем им первозданную форму с помощью пара и глицерина. Впрочем, если обувь сшита из высококачественной кожи и правильно хранилась, ее хоть сейчас надевай и носи. Возможно, поэтому, когда в одном антикварном магазине Москвы я покупал туфли, выпущенные в 1910 году, продавщица поинтересовалась: «Вы что, будете брать без примерки?»
- Что в XIX веке носили мужчины?
- Мужскую моду диктовал Лондон, из-за этого она отличалась консерватизмом (женская мода формировалась в Париже). У нас представлены все три типа тогдашнего мужского костюма: сюртук (был особо популярен у купцов), визитка (от сюртука она отличалась тем, что шилась однобортной, а ее фалды закругленными) и фрак. Популярные в наше время пиджаки появились только в начале XX века. Рубашки шили с пластроном — это двойной или тройной слой ткани на груди. Вместо пуговиц использовали запонки. А вот воротник застегивался на пуговицы, его можно было заменить на свежий. Менее состоятельные мужчины носили не рубашки, а манишки — этот предмет одежды пристегивали к внутренней части пиджака. При резких движениях он мог запросто отстегнуться, и тогда подскакивал и сворачивался. Выглядело это довольно смешно. Эпизоды с отстегнувшейся манишкой можно увидеть во многих фильмах с участием Чарли Чаплина.