Донецкий конвертационный синдикат прокручивал около полутора миллиардов(!) гривен в год
Пожалуй, одна из самых мощных за последнее время финансовых теневых организаций была на днях ликвидирована в Донецке. В состав преступной группировки входило четыре конвертационных центра. В каждом из них были свои руководитель, бухгалтер и курьер. Все четыре группы действовали независимо одна от другой, но непосредственно подчинялись организатору преступной группировки — 40-летнему жителю Донецка.
Как налоговикам удалось выяснить, именно этот человек в 2004 году объединил несколько крупных донецких конвертационных центров в один мощный финансовый механизм. На протяжении двух лет организатору удалось расширить клиентуру своей конвертационной сети до 1900 предприятий, которым предоставлялись услуги по минимизации налогов и конвертации безналичных денежных средств в наличные. Таким образом, невзирая на то, что каждая преступная группа действовала автономно, все они платили так называемому крестному отцу определенный процент от прибыли за использование его клиентской базы и защиту от правоохранительных и контролирующих органов. Как рассказал «ФАКТАМ» первый заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины, начальник налоговой милиции Валерий Корячкин, нелегальный оборот преступного синдиката, только по предварительным подсчетам, составлял свыше полутора миллиардов гривен в год.
Чтобы постепенно ликвидировать всю нелегальную сеть, налоговикам пришлось действовать в несколько этапов. Для начала они ликвидировали один из входящих в группировку центров, возглавляемый 32-летней жительницей Донецка (ранее неоднократно судимой за экономические преступления). Курьер и бухгалтер конвертационного центра были задержаны, организатор группы пыталась бежать за границу. И только благодаря оперативным действиям налоговикам удалось этому помешать.
Окончательным и самым сложным этапом стали задержание организатора нелегального синдиката и ликвидация двух оставшихся конвертационных центров. Налоговикам пришлось действовать одновременно в нескольких регионах Украины. Для этого были задействованы свыше 200 оперативников и взяты под наблюдение 20 активных деятелей преступной сети. На протяжении одного дня работники налоговой милиции задержали в Харьковской и Днепропетровской областях всех организаторов и членов группировки.
Выяснилось, что члены группировки взаимодействовали непосредственно с руководством филиала одного из донецких банков. Работник банка даже входил в состав преступного формирования и был ответственным за контроль во время выдачи «отконвертированной налички» в кассе.
О масштабах деятельности нелегального финансового синдиката свидетельствует перечень изъятого: свыше 100 печатей и штампов фиктивных и транзитных фирм, документы 53 предприятий, подконтрольных теневикам, а также более 5 миллионов гривен наличными. На счетах группировки заблокировано около 2 миллионов гривен.
После того как дело рассмотрит суд, предприятиям, пользовавшимся услугами конвертаторов, нужно будет уплатить вместе со штрафными санкциями около миллиарда гривен в бюджет государства.
Как отметил начальник налоговой милиции Валерий Корячкин, сейчас бюджет недополучает огромные средства из-за того, что большое количество предприятий пользуется разными схемами по минимизации базы налогообложения.
- Эти схемы в значительной степени построены на несовершенстве налогового законодательства. Чтобы выявить и разрушить преступную цепочку, все ее звенья нужно отрабатывать одновременно. Если одно звено работает в Харькове, а другое — во Львове, значит, нужно параллельно проверять и харьковский, и львовский «филиалы» группировок. Необходима комплексная работа по всей Украине. Только тогда мы сможем получить реальные результаты, что и было продемонстрировано на примере донецкой группировки.
- Прямо как в кино — настоящая борьба со «спрутом»
- А вы как думали? Борьба с «минимизаторами» требует качественно нового подхода к оценке деятельности предприятий.
- Так что же делать?
- То, что мы уже начали предпринимать: нужно сосредоточить внимание на отработке именно тех предприятий, для которых эти схемы создаются.
- То есть нужно отследить все связи минимизатора и прийти к заказчику услуг?
- Вот именно! Если мы ликвидируем только минимизатора, его клиенты просто найдут себе другого исполнителя. А в бюджет ничего не добавится.
Сейчас переносится акцент на тесное взаимодействие всех подразделений налоговой службы, чтобы не только ликвидировать схемы минимизации и признать недействительными учредительные документы фиктивных фирм, но также отследить все соглашения между этими фирмами и существующими субъектами предпринимательской деятельности. И от этого в значительной мере будет зависеть прозрачность финансовой и экономической систем в Украине и наполнение государственной казны. Практика свидетельствует, что только тщательно подготовленная работа оперативных и следственных подразделений службы, скоординированная в пространстве и времени с другими контролируемыми органами, приводит к желаемому результату.