Наложить арест на имущество легендарного «6-го Киевского авторемонтного завода» мошенники хотели с помощью судебного иска к самим себе
Можно ли законно украсть кошелек? Вопрос абсурдный, однако ответ на него вовсе на так однозначен, когда речь заходит о фабриках, заводах, торговых центрах. Так называемым рейдерам, или охотникам за предприятиями, удается на первый взгляд совершенно легально захватывать чужую недвижимость стоимостью в миллионы долларов! Метод почти всегда один — вполне официальные, хотя и противоречащие здравому смыслу судебные решения, которыми рейдеры буквально бомбардируют свою жертву. С подобными атаками уже столкнулось около двух тысяч украинских предприятий, на которых работают сотни тысяч человек.
«ФАКТЫ» уже писали, что особенно активно охотники за предприятиями действуют в Киеве. Столичная земля постоянно дорожает — и любой участок, потенциально пригодный для застройки, подпадает под прицел мошенников. Трудовому коллективу «6-го Киевского авторемонтного завода» пока удавалось отстоять свое предприятие, которому скоро исполнится
50 лет. Однако территория расположенного на улице Лепсе завода площадью в несколько гектаров — слишком лакомый кусочек, чтобы аферисты прекратили свои атаки на предприятие. В результате на улице могут остаться сотни киевлян — рабочих КАРЗа.
- Некогда это было единственное авторемонтное предприятие в СССР с уникальным конвейером по сборке автомобилей, мы гремели на всю страну, — рассказывает директор «6-го Киевского авторемонтного завода» Сергей Латухин, делая для «ФАКТОВ» маленькую экскурсию по КАРЗу.
Однако к концу 2004 года, по словам Сергея Юрьевича, легендарное предприятие оказалось в тяжелейшем положении. В цехах не было ни одного работающего туалета, крыша текла, завод оброс миллионными долгами, помещения постепенно оказывались в руках фирм-арендаторов.
- Все шло к тому, чтобы нас обанкротить и отдать в чужие руки, — говорит Сергей Латухин, — однако на волне «оранжевой» революции терпение рабочих, которые являются собственниками завода, лопнуло. Народ решил устроить собрание, которые не проводились с 1992 года, назначить выборы правления и директора на альтернативной основе. В результате прежний директор добровольно написал заявление об уходе, подчеркнув, что не имеет к новому руководству претензий.
По словам Сергея Латухина, на заводе постепенно стали наводить порядок. Коллектив вернул себе площади, которые за сущие копейки сдавались в аренду частным фирмам. Вдвое повысилась зарплата рабочих, заработал медпункт. КАРЗ взял крупные заказы у китайских автопроизводителей по укомплектации китайских грузовиков кузовами. Сейчас на предприятии производится около половины всех прицепов к легковым автомобилям в Украине. В дополнение к работающим двум с половиной сотням человек в службу занятости подана заявка еще на 60 рабочих — заводу нужны слесари, сварщики. Правда, полноценно развиваться предприятию мешают как «дела минувших лет» (при финансовых проверках были вскрыты огромные необоснованные расходы, допущенные при прежнем руководстве), так и постоянные рейдерские атаки.
- Как только структурам, скупавшем долги предприятия, стало понятно, что мы собираемся возрождать завод, нас стали атаковать, — говорит Сергей Латухин.
По словам юрисконсульта предприятия Николая Чиханцова, одновременно в Херсоне и Хороле без какого-либо оповещения представителей КАРЗа были приняты потрясающие по своей сути судебные решения: как оказалось потом, против авторемонтного завода был применен классический рейдерский трюк (схема его такова: к примеру, гражданин Буркацкий продает гражданину Мисюре несколько акций предприятия-жертвы. Мисюра подает в суд, обвиняя Буркацкого в каком-то нарушении и при этом требуя наложить арест на имущество всего предприятия, сменить директора и ликвидировать завод! Имея на руках подобное решение суда, рейдеры в компании двух десятков охранников вламываются на предприятие, захватывают его печать). Причем мошенников (как, впрочем, и судей) не остановил тот факт, что завод хоть и принадлежит коллективу, но акционирования предприятия, то есть распределения паев, еще не было. А значит, перепродавать физически нечего! Тем не менее дело о продаже несуществующего в природе и, естественно, не подтвержденного никакими документами пая рассматривается, на имущество завода пытаются наложить арест, вместо действующего директора назначается его предшественник!
- К счастью, рейдерскую атаку нам удалось отбить с помощью апелляционных решений, — говорит Николай Чиханцов, — захватчиков на завод не пустили рабочие. Коллективу еще повезло, что предприятие не успели реорганизовать в акционерное общество. Иначе отбивать атаки было бы гораздо сложнее. Ведь рейдерам достаточно перекупить всего одну акцию, чтобы завладеть всем заводом.
Однако «наезды» не прекратились. По словам заводчан, они неоднократно обращались с жалобами в силовые органы, к представителям власти разного уровня. Однако вместо поддержки получили «коммерческое предложение».
- Мне прямо сказали: вас все равно сожрут, не мы, так другие, — говорит Сергей Латухин. — Вот, мол, тебе деньги — бери и уходи. Ни развитие производства, ни судьба рабочих этих так называемых «инвесторов» не интересует. Они хотят вырвать участок, а потом перепродать его, заработав несколько миллионов. При этом будет уничтожено предприятие, которое вполне может снабжать коммунальные службы Киева спецтехникой — к примеру, автоэвакуаторами, мусоровозами
Тем временем и рейдеры не оставляют надежд завладеть предприятием.
- Работавший в начале девяностых годов на заводе человек неожиданно обратился в один из районных судов Киева с требованием наложить арест на имущество предприятия, снять с должности нынешнего директора и назначить старого, — говорит Николай Чиханцов. — Теперь мы вынуждены выступать в этом совершенно абсурдном деле ответчиками. Это все равно, если бы очень дальний родственник, обеспокоясь судьбой вашей молодой семьи, потребовал у суда развести вас с женой, квартиру опечатать, а новым супругом назначить другого дальнего родственника