Новый депутатский законопроект предусматривает внедрить новый налог, а полученные
от него средства направить на возвращение утраченных сбережений нашим согражданам
Что-то в последнее время желание ввести налог на недвижимость вспыхивает в стране с завидной регулярностью — если не в правительственных кругах, так среди парламентариев. За последний год было представлено минимум три варианта взимания и ставок этого налога. И пока еще ни один не был рассмотрен Верховной Радой. Но это никого не смущает — законопроекты по налогу на недвижимость продолжают поступать в парламентские закрома. В этот раз с законодательной инициативой выступил народный депутат социалист Василий Цушко, который представил общественности свое видение этого налога.
По мнению народного депутата, ставка налога на имущество (а точнее, недвижимость) должна составлять один процент стоимости этого имущества в год. Стоимость определяется по оценке органов государственной регистрации. А если таковой оценки госорганом не установлено, тогда оценивать недвижимость поручается налоговой инспекции по месту расположения объекта. Правда, в проекте не указано, по каким критериям налоговикам следует оценивать имущество. Разве что «на глазок»
Налог предполагается взимать с недвижимости, находящейся в собственности граждан: жилых домов, квартир, дачных (садовых) домов, гаражей, а также других помещений и сооружений, перечень которых определяется Кабинетом министров Украины. О земле в данном законопроекте речь вообще не идет.
Интересно, что облагать налогом планируется недвижимость не только на территории нашей страны, но и за ее пределами, если такое имущество было приобретено резидентами Украины. Это новый нюанс в налогообложении, который непонятно как можно воплотить в жизнь. Ведь во многих странах такой налог уже существует. Так что в том государстве, где находится недвижимое имущество резидента Украины, оно уже обложено налогом. И как тогда прикажете бороться с двойным налогообложением? Кроме того, не совсем ясно, кто сможет оценить стоимость зарубежной недвижимости: украинских налоговых инспекций по месту ее расположения (то бишь в других государствах) нет.
Налог на украинскую недвижимость должны платить не только граждане нашей страны, но и иностранцы и лица без гражданства, которые владеют этим имуществом. А на зарубежную недвижимость — ее владельцы, которые постоянно (то есть более 183 дней в календарном году) проживают в Украине, независимо от того, являются ли они нашими гражданами или нет. То есть приедет к нам американец на год-другой поработать, а мы тут с него налог на его виллу во Флориде и возьмем сполна, невзирая на то, что он исправно платит этот налог в свой местный «штатовский» бюджет.
Существует в проекте так называемый необлагаемый минимум. Это стоимость всех объектов недвижимости, находящихся в собственности гражданина, в сумме менее 70 тысяч долларов. Если учесть, что в настоящее время средняя стоимость обыкновенной однокомнатной квартиры в столице (»хрущевки» или «чешки») составляет около 60 тысяч долларов, а вот двухкомнатной — уже 70-90 тысяч долларов, то льготой смогут пользоваться немногие киевляне
Кроме того, законопроект предусматривает ряд льгот для некоторых категорий наших сограждан. Так, от налога на имущество предлагается освободить:
инвалидов войны;
участников боевых действий;
участников войны;
лиц, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
лиц, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной (к которым относятся Герои Социалистического Труда, Герои Украины, полные кавалеры ордена Трудовой Славы)
ветеранов труда;
одиноких граждан пожилого возраста, на которых распространяется действие Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста»;
«чернобыльцев» первой и второй категорий;
«чернобыльцев» третьей и четвертой категорий, получивших категорию до их отселения из зоны гарантированного добровольного отселения и зоны усиленного радиоэкологического контроля;
инвалидов с детства;
инвалидов I и II групп.
Непонятно, впрочем, почему автор среди льготников не упомянул лиц, которые имеют особые заслуги (заметьте — не «особые трудовые», а просто «особые») перед Родиной по Закону «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»: Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, лиц, награжденных четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Героев Социалистического Труда, удостоенных этого звания за работу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
И теперь самое интересное: средства, собранные от нового налога, депутат предлагает использовать исключительно по целевому назначению — на погашение утраченных сбережений граждан Украины. При этом в проекте не сказано, о каких именно сбережениях идет речь — только ли о «сбербанковских» или обо всех, которые были утрачены вследствие неоднократного банкротства финансовых учреждений уже в постсоветские времена, например, печально известные трастовые «пирамиды».
Сам автор законопроекта народный депутат Василий Цушко прокомментировал свое детище так:
- Вследствие так называемой либерализации экономики за относительно короткий срок произошло быстрое перераспределение государственной собственности в пользу отдельных лиц, создалось значительное материальное неравенство между гражданами Украины. Дифференциация в доходах населения на сегодняшний день составляет один к тридцати. Общеизвестно, что большинство граждан, которые разбогатели, стали такими не за счет добросовестного труда, а за счет «приватизации» государственной собственности.
Существующая на сегодня в Украине налоговая система дает возможность тем, кто «прихватил» государственное имущество, в дальнейшем его накапливать, поскольку налог на имущество отсутствует.
В то же время во всех демократических государствах соотношение между богатыми и бедными регулируется путем использования гибкой системы налогообложения. Именно таким налогом во многих развитых странах является налог на имущество. В отдельных государствах поступления от него в местные бюджеты составляют почти треть всех поступлений. Он не является фискальным налогом или рычагом, направленным против собственника и собственности, а служит инструментом справедливого перераспределения социальных благ.