Более 20 тысяч брацлавских хасидов ежегодно совершают паломничество в маленький украинский городок к могиле своего Учителя и провидца Рабби Нахмана, чтобы вознести молитву Всевышнему и очиститься от грехов
И вновь маленький древний городок Умань на Черкасщине окунулся в шумные переливы шофара (бараний рог) и вдохновенную, неистовую молитву, сопровождающуюся веселыми песнопениями и зажигательными танцами. Более 20 тысяч брацлавских хасидов — приверженцев одной из ветвей иудаизма из Израиля, США, Франции, Великобритании, Австралии, Японии, Туниса и некоторых других стран — приехали на могилу цадика Нахмана (на иврите «цадик» означает «праведник». — Авт. ), чтобы вместе с духом Учителя и провидца встретить 5767 еврейский Новый год Рош-Гашана. Ведь, как завещал великий Рабби Нахман, если хасид в Рош-Гашана зажжет свечу на его могиле, прочитает молитву Божьего откровения «Тикун Аклали» и пожертвует на «удоко» (благотворительность) хотя бы несколько копеек, то и он сам, и дети его, и внуки, и внуки внуков удостоятся большой милости.
Район Умани, ставший для хасидов-паломников настоящей Меккой, сегодня напоминает религиозный центр Иерусалима. Повсюду люди в непривычных для нас черно-белых одеждах, с пейсами — черными и седыми, выбивающимися из-под широкополой шляпы или маленькой шапочки-кипы, с молитвенниками в руках. Рядом со многими мужчинами их сыновья — совсем маленькие и постарше. А вот жен и дочерей хасиды-паломники оставляют, как правило, дома. Чтобы не отвлекали от молитвы. А еще, согласно учению великого цадика Нахмана, присутствие женщины, и тем более ее прикосновение, сразу же сводит на нет все усилия, приложенные паломником на пути искупления грехов. Поэтому, увидев женщину, хасиды тут же прячут глаза
Нынешние последователи и ученики цадика Нахмана — бизнесмены, учителя, врачи, банковские служащие, торговцы недвижимостью, военные, безработные, живущие на пособия от государства, инвалиды. Кстати, многим неимущим приехать в Умань помогают спонсоры. Для тех же, кто едет сюда впервые, делаются существенные скидки. Возглавляемая раввином хасидская ячейка какого-либо города мира может организовать такую поездку. Правда, сами хасиды удивляются, что авиаперелет, к примеру, из Израиля в Великобританию стоит 200 долларов, а за почти такое же расстояние в Умань каждый из них должен выложить в три раза больше. Хасиды-паломники считают, что это «происки мафии».
Долгое время хасидское движение было разрозненным, но цадик Нахман объединил своих последователей. Все они обращаются к Всевышнему с мольбой, чтобы воцарился мир в каждом сердце, ведь только тогда можно будет остановить войны и хаос. Просят, чтобы он послал исцеление калекам и прозрение слепым, очистил души от грехов и дал им силу для новых дел. Паломники считают, что цадик Нахман заступится за них перед Всевышним и в эти дни сможет помочь каждому. А еще они очень любят рассказывать, как Рабби Нахман, правнук основателя хасидского движения Исраэля Баал-Шем Това, в 1802 году по пути в Брацлав, тогда центр хасидизма, на несколько дней остановился в Умани. Посетив кладбище, где были похоронены жертвы еврейских погромов времен колиивщины, он избрал это кладбище местом своего будущего погребения, потому что, считал праведник, «души умерших здесь за веру ждут его». Когда Рабби умер (ему было всего 38 лет) от туберкулеза, ученики и последователи похоронили его в Умани на городском еврейском кладбище, чтобы он мог спасать загубленные души. Правда, сейчас представители одних ответвлений хасидов за то, чтобы перевезти мощи праведника в Израиль, другие же настаивают, что они должны остаться в Умани, ведь это же его завещание!
Два дня Рош-Гашана — это, как сказано в Талмуде, «один долгий день». Паломники проходят очищение через Микву — смывает грязь с тела. Кто-то голышом окунается в холодную воду пруда, находящегося неподалеку от святого места, кто-то с удовольствием моется в баньке, сооруженной по такому случаю хозяевами жилищ, в которых остановились паломники. Потрясающее зрелище, когда тысячи паломников молятся на берегу пруда, в котором, по преданию, купался цадик Нах-ман! Прочитав Святое Писание, братья в вере бросают в воду записки с указанием в них своих грехов. Водой их унесет, и души хасидов будут чисты весь следующий год.
Праздник всегда выпадает в шабат — в субботу, когда у хасидов выходной и им ничего нельзя делать руками: ни включать свет или зажигать газ, ни фотографироваться, ни нажимать кнопки лифта. В этот день принято отдыхать, а значит, даже думать о какой-либо работе нельзя. Пока хасиды молятся, думая о духовном, местное население помышляет о материальном.
- За несколько дней до приезда паломников мы готовим для них свои дома и квартиры, которые потом сдаем внаем, — охотно рассказывает жительница Умани бабушка Галя. — Мебель выносим на улицу и ставим в комнаты заготовленные заранее койки. Чем больше коек, тем лучше, ведь за несколько дней праздника каждая койка приносит от 200 до 300 долларов дохода, а хозяева двух- и трехкомнатных квартир (приезжие их называют виллами) зарабатывают за семь-десять дней праздника от двух до пяти тысяч долларов.
- Завлекая паломников, развешиваем на заборах плакаты с приветствиями на английском и иврите, — присоединяется к разговору уманчанин Владимир. — Впрочем, большинство паломников направляются по старым адресам к тем же хозяевам, у которых жили в предыдущие годы. Но, услышав цену на жилье, они, виновато улыбаясь, объясняют, что так много денег у них нет. Некоторые рассказывают, что по чем у них. Обычную рубашку, например, говорят паломники из Израиля, у них можно купить за один или два доллара, джинсы стоят 5-6, кроссовки — 4-5 долларов. Почему же, спрашивают они, в Умани такое дорогое жилье? Некоторых хозяев даже приглашают к себе на родину и уверяют, что не потребуют с них никакой платы.
Но нам тоже есть что рассказать. Мы даже выучили некоторые слова и фразы на иврите. Объясняем, что в Украине сильно подорожали газ, электричество, коммунальные услуги, повысились цены на продукты питания, вот поэтому, дескать, и вынуждены требовать больше денег. Правда, большинство паломников не понимают, что у многих из нас это единственный заработок, ведь на эти деньги кормим свои семьи весь год, до следующего их приезда. Ради этого и переселяемся на несколько дней в сараи, гаражи
Поближе к городку паломников перекочевывают и местные рыночные торговцы. Правда, цены на некоторые товары тут взмывают до заоблачных высот. Так, обычная полуторалитровая бутылка воды (а это самый ходовой товар) стоит один доллар. Почти в два раза возрастает стоимость любимой паломниками кока-колы. И хоть многие из них в огромных сумках привозят продукты, из которых готовят праздничный новогодний стол, в Умани они докупают овощи, фрукты, рыбу, яйца. Уманчане об этом знают, и все, что может сгодиться хасидам, выставляют для продажи прямо на столиках у своих дворов. Кстати, готовят паломники не на открытом огне, а прикрывают его кусками жести, вот предприимчивые местные жители и пробуют себя в эти дни в новом успешном бизнесе — торгуют нарезанными кусками жести. Любопытно, что запрещена продажа игрушечных пистолетов и револьверов. В прошлые годы чуть ли не каждый ребенок или подросток вооружался ими и с превеликим удовольствием «расстреливал» прохожих пластмассовыми пулями.
Оживились перевозчики вещей на тачках. Цепляют на это средство перевозки целую гору сумок. Некогда унывать и таксистам. Правда, микроавтобусы некоторых уманчан, поехавших встречать паломников в аэропорт «Борисполь», пострадали: не желая делиться заработком, киевляне прокололи колеса. Но уманчане быстро отремонтировали свои «бусы», понимая, что переживать из-за этого себе же дороже. И даже местные мальчишки пропускают занятия в школе, предпочитая все это время толкаться на пятачке у милицейского кордона на улице Пушкина, куда съезжались гости на микроавтобусах из аэропорта «Борисполь». Они первыми приветствовали хасидов в Умани, наперебой расспрашивали, куда ехать и, конечно же, не бесплатно проводили их по нужному адресу. А вот местные краеведы предлагают паломникам групповые экскурсии в «Софиевку», выставляя свой счет — 50 долларов.
Паломники считают, что уманчанам очень повезло жить на святой земле, вот только очень огорчает, что на улицах Умани нет биотуалетов, да еще в ночное время улицы с почти в человеческий рост зарослями травы и кустарников не освещены. Вот и передвигаются паломники по местному бездорожью группками и обязательно со своими фонариками. Кстати говоря, хасиды уже поняли, что с уманским бездорожьем придется бороться собственными силами. По дороге на местный рынок один из паломников за свой счет установил добротный железный мост (вместо давно прохудившегося деревянного) через небольшую речушку
- Праздник паломников-хасидов — это яркое и красочное зрелище, к тому же количество его участников с каждым годом увеличивается, — рассказывает советник городского головы Умани Светлана Липинская. — И хоть хасиды полностью на своем обеспечении, они везут с собой продукты питания и своих поваров, разворачивают свою медицинскую службу, на время празднеств приезжают даже их полицейские, несущие службу по охране правопорядка, все наши службы тоже активизируются. Городская больница служит базовой для оказания им медицинской помощи, санитарно-эпидемиологическая служба следит за соблюдением санитарных норм и правил, в усиленном режиме работает милиция в самом городке паломников и на подступах к нему, неусыпно держат вахту пожарные, ведь в палаточных городках много обогревательных устройств
Наверное, такого больше нигде в мире нет: на небольшой площади примерно в два с половиной гектара размещаются более двадцати тысяч паломников! Увы, вот уже несколько лет подряд при подготовке к Рош-Гашана городские власти Умани вынуждены обращаться к представителям Всемирного совета брацлавских хасидов за гарантийным письмом, в котором бы было изложено, что только они в ответе за возможные непредвиденные результаты, которые могут возникнуть в связи с молением огромного количества людей в недостроенной синагоге. Они соглашаются и объясняют, что во время их молитвы в Рош-Гашана Умань становится самым безопасным местом на Земле! Кроме того, каждый раз перед праздниками хасиды обозначают желтым пунктиром границы бывшего еврейского кладбища, и с каждым годом эти границы увеличиваются на 15-20 сантиметров. Они представили аэрофотосъемку, сделанную немецким летчиком в 1944 году, и требуют присвоить территории бывшего еврейского кладбища статус историко-культурного значения. Но как можно признать кладбищем густонаселенный жилищный микрорайон?..
И это не единственная проблема. Паломники, например, никак не могут понять, почему они должны лететь в аэропорт «Борисполь», а не сразу в Умань. Ведь за деньги, которые они оставляют в Украине, в Умани можно было уже построить самый лучший в мире международный терминал.
- Украина для многих тысяч паломников — это только Умань, а ведь организация нынешнего празднества — это имидж Украины! — убежден городской голова Умани Юрий Бодров. — Увы, на государственном уровне паломничество в Умань хасидов никого не интересует. Мы неоднократно обращались и в Кабинет министров Украины, и в Верховную Раду, чтобы в связи с празднованием еврейского Нового года хасидами-паломниками, да и в связи с приездом многочисленных делегаций со всех концов мира в дендропарк «Софиевка» нашему городу был присвоен особый статус. Чтобы под этот статус выделялись необходимые средства на строительство дорог и другие коммунальные нужды. Пока эти обращения остаются без ответа
Паломники-хасиды отмечают Рош-Гашана весело, с песнями и танцами, и уманчане искренне радуются вместе с ними. Местные жители не скрывают, что с грустью провожают своих гостей домой, и от всей души желают им скорейшего возвращения. По окончании празднеств в Умани остается несколько десятков паломников, чтобы помолиться на могиле цадика Нахмана за тех, кто поручил им искупить здесь свои грехи. Некоторые задерживаются в Умани до Йом Кипура — Дня искупления, отмечаемого через десять дней после Рош-Гашана. «Всевышний жалостлив и милосерден, долготерпелив и велик в благодеянии и истине», — вдохновенно повторяют паломники