говорит луганчанин Иван Плешаков, который единственный в мире переплыл почти 30 крупнейших рек СНГ со связанными руками и закрытыми повязкой глазами
На днях после долгого похода в Сибирь вернулся домой известный луганский приверженец здорового образа жизни Иван Плешаков. В свои пятьдесят лет Иван Иванович ходит босиком по снегу, плавает в ледяной воде, а во время многочисленных походов по просторам бывших союзных республик переплывает реки — непременно со связанными руками и закрытыми повязкой глазами. На его счету около трех десятков покоренных водных преград, среди которых такие гиганты, как Волга, Иртыш, Обь, Енисей, Дон, Днепр Большую часть переплывал в зимнее время. Подобных экспериментов над собой не проводил еще никто в мире.
У 50-летнего донского казака из Станицы Луганской установка такая — быть здоровым, не нарушая гармонии с природой, и прожить минимум 100 лет.
- Вы только не подумайте, что все эти эксперименты — ради тщеславия, — говорит Иван Плешаков. — Я хочу привлечь внимание людей к проблемам экологии и здоровья. Своим примером демонстрирую возможности человеческого организма. За 20 лет закаливания я ни разу не заболел, хотя в детстве был страшно болезненным ребенком, постоянно простужался.
Иван Плешаков, по профессии агроном, член комиссии Луганского областного отделения Национального олимпийского комитета Украины по массовому спорту, есаул Великого войска донского, помощник атамана Азовского юрта по массовым видам спорта и экологии.
В свое дальнее путешествие в Сибирь Иван Иванович отправился тоже по делам казачества. С собой вез обращение местных казаков и горсть земли Станицы Луганской (дело в том, что в освобождении Луганской области от немецко-фашистских захватчиков принимали участие сибирские дивизии, и многие сибиряки сложили голову, освобождая нашу землю). Домой же он привез ответный документ и землю из Сибири.
- До Москвы я добирался когда на поезде, когда — пешком (порой даже босиком), изредка — автостопом, — рассказывает Иван Иванович. — В поездах меня почти всегда возят бесплатно — помогают милиционеры, после того как я им показываю статьи о себе. Помню, в конце мая, когда я приехал в Тобольск, было уже часов одиннадцать вечера. Автовокзал закрыт. Постучал в дверь церкви — тишина. А на улице холодно. Это не наш май, там еще на реках лед местами стоит. Но делать нечего, вышел на пригорочек возле автостанции, положил на землю портфель, расстелил на траве газеты. И проспал до утра.
Но только рассвело, меня кто-то пнул: «Ты чего тут разлегся? А ну вставай! Покажи документы!» Открываю глаза — надо мной стоят два милиционера. Тот, что постарше, вижу, настроен агрессивно. Думаю, не буду обострять ситуацию. Полез в портфель за паспортом, а заодно достал и ксерокопии газет, в которых писали обо мне. «Да это же казак из Украины! — вмешался младший по возрасту милиционер. — Я его по нашему телевидению видел. Он реки переплывает». «Так вы, значит, морж-спортсмен, а мы думали, бомж-алкоголик, — засмеявшись, сказал старший и добавил: — Вы уж извините нас. Служба». А потом, уже по-доброму, предложил проехать в отделение, дескать, погреться бы не мешало
В столице России Иван Иванович переплыл Москва-реку и отправился в Тверскую область. Там преодолел еще две реки — Волгу и Тьмаку. Затем на поезде поехал в Тюмень на реку Туру, потом в Тобольск, а оттуда в Ханты-Мансийский округ, где покорил еще несколько рек — притоков Оби. После чего направился в Ямало-Ненецкий округ (города Нефтеюганск, Новый Уренгой и Салехард).
- И везде меня радушно принимали, — говорит Иван Плешаков. — Хотя были и курьезные случаи. В Нефтеюганске меня поселили в меблированной квартире для почетных гостей, которую содержат местные казаки. Располагается она в обычном жилом доме. И вот вечером я не смог открыть входную дверь! Оказывается, уборщица заперла квартиру на два замка. А ключ у меня лишь от одного Только прикорнул на лестничной площадке, как слышу топот. Несется по ступенькам мужчина — типичный сибиряк: два метра роста, плечи широченные. Схватил меня в охапку, поднял и начал трясти: «Ты пришел к моей жене!» — и показывает на соседнюю дверь. Долго пришлось объяснять ревнивому мужу, почему я вынужден спать на лестнице. Убедил-таки. Он даже пригласил к себе домой и познакомил с женой. Должен сказать, она действительно красавица, достойная такой страстной любви.
Когда я рассказал об этом ночном происшествии местным казакам, сколько шуток было в мой адрес!
- И это была не просто забава, а подготовка к возможным испытаниям, — объясняет Иван Иванович. — Именно так, со связанными руками, мой прадед уходил из турецкого плена.
На противоположном берегу по казацкому обычаю пловца встречали с чаркой обычной речной воды, которую, по признанию Плешакова, он осушал с особым удовольствием.
К слову, к купанию в водоемах круглый год Иван Иванович приобщил и своих детей. А их у 50-летнего казака пятеро: два сына и три дочери. Младшему 12 лет, а старшему — 25.
- Земля «заряжает», когда мы касаемся ее босыми ногами, — делится своими наблюдениями казак. — А воздухом надо не просто дышать — его надо кушать. Я все это проверил на себе. Хотя порой мои изыскания выглядят весьма парадоксально, с точки зрения официальной медицины. К примеру, перед тем как совершать заплывы, принято плотно питаться. Но я, наоборот, перед тем как переплывать зимой Волгу, не ел двое суток и молился..
Повлияла на жизнь Плешакова и впоследствии сделала из него спортсмена-экстремала удивительная встреча, произошедшая еще в детстве.
- Как-то 12-летним мальчиком по дороге в школу я увидел человека, бегающего морозной зимой по снегу в одних трусах, — вспоминает Иван Иванович. — Это был знаменитый Порфирий Иванов — родоначальник учения о закаливании. Вид «снежного человека» врезался мне в память на всю жизнь, но тогда я и предположить не мог, что пойду по его стопам. Уже спустя годы я познакомился с вдовой Порфирия Иванова и с последователями его учения. Начал мыть ноги холодной водой, обливаться, а после и плавать в ледяных реках. Кстати, мой дед тоже ходил босиком по снегу, не пил, не курил, всегда говорил: «Все недуги уходят через ноги». И прожил 103(!) года.
Восемь лет назад один за другим стали уходить из жизни многие мои друзья, родные. Даже те, кто вроде бы не имел серьезных проблем со здоровьем. И я понял, что дол-жен пропагандировать здоровый образ жизни. Поначалу, правда, везде наталкивался на глухую стену. Вроде все чиновники согласны, но делать никто ничего не хочет. Тогда я пошел в церковь и поставил свечку Николаю Угоднику. Не поверите, но через несколько дней судьба свела меня с тремя людьми, которые очень помогли. Самое интересное, что у всех троих имя — Николай, а отчество — Михайлович. Это председатель луганского отделения олимпийского комитета Николай Кравченко, народный депутат прошлого созыва Верховной Рады Николай Гапочка и руководитель одного из луганских предприятий Николай Пономарев.
Благодаря Николаю Кравченко мы, начиная с 2000 года, проводим первые в Европе соревнования в беге по снегу босиком, которые стали уже у нас в области традиционными. Николай Пономарев всегда нас поддерживает. А Николай Гапочка, с которым случайно познакомился на улице, узнав, что я с ребятами-сиротами отправляюсь в пеший
поход в Киев, тут же вызвался помочь. И помогает нам уже не один год Помню, в том походе в Киев в группе был один парнишка Андрей Боев, которого по состоянию здоровья не хотели брать в армию, куда он так рвался. А спустя каких-то два месяца — после похода и наших закаливаний — он окреп и был призван в Вооруженные силы.
По словам Плешакова, занятия по закаливанию под силу каждому человеку. Важно только «разбудить» свой мозг и тело. А после определенной подготовки можно переходить и к более серьезным водным процедурам. Нужно взять два ведра холодной воды, выйти на улицу, вдохнуть воздух, задержать дыхание и окатить себя с головы до ног. Ощущения, по словам собеседника, потрясающие!
- Меня часто приглашают за рубеж, — говорит Иван Плешаков. — Вот на днях собираюсь поехать в Германию. Поделиться методиками здорового образа жизни зовут и белорусы. Да и в соседней России тоже проявляют большой интерес. Особенно в Сибири. В Салехарде местные власти, узнав о моей давней мечте преодолеть Альпы путем, которым шел со своими «чудо-богатырями» Александр Суворов, предложили стать спонсорами этого путешествия.
Кстати, в Сибири мне не только люди приходили на помощь, но и животные (смеется). Был такой полукурьезный, полусказочный случай. Собрался уезжать из Тобольска, а билетов на поезд нет. Переночевал в кресле на вокзале, а потом разузнав, где Иртыш, пошел к реке. Разделся догола и нырнул. Вода ледяная, чистейшая. И тут смотрю, прямо на меня плывет здоровенная щука. Но, увидев меня и, видимо, испугавшись, она стала удирать. Я заметил неподалеку кусок какой-то сети и давай туда загонять щуку. Получилось!
Достал я рыбину из воды, оделся и иду с ней под мышкой. Подхожу к вокзалу, а сам про себя шучу: «Ну, щука, я тебя поймал, так что теперь ты должна исполнить мое желание: по щучьему велению, по моему хотению, хочу чтобы был мне билет на поезд!» И только я это подумал, вдруг слышу, кто-то кричит: «Кому билет на Нижневартовск?» Это было похоже на чудо. Я даже опешил. Больше у моей волшебницы ничего не просил (смеется), поскромничал. Времени до поезда было еще в достатке, поэтому пошел я снова на берег Иртыша и, как и положено в сказке, после исполнения желания, выпустил рыбу на волю.
Планы на будущее у экстремала просто грандиозные. После перехода через Альпы Иван Плешаков собирается несколько недель в одиночестве пожить в тайге, а затем совершить заплыв в Ледовитом океане. Мало того, из сибирских казаков Плешаков уже собрал команду, которая готовится к походу через Берингов пролив