Происшествия

Бывший президент литвы роландас паксас, совершивший кругосветное путешествие на личном самолете: «в сша разрешение на пересечение территории дали без проблем, но указали аэродром для посадки, который оказался… Недействующим"

0:00 — 4 октября 2006 eye 342

Прибалтийский политик облетел вокруг земного шара, продемонстрировав незаурядное мужество, после того как прошел через процедуру импичмента Из досье «ФАКТОВ» Роландас Паксас родился 10 июня 1956 года в литовском городке Тяльшай. В 1979 году окончил Вильнюсский инженерно-строительный институт, в 1984-м — Ленинградскую академию гражданской авиации, получив диплом пилота. Входил в сборную СССР по акробатическому пилотажу. Политическую деятельность начал в 1997 году. Дважды был премьером Литвы и мэром Вильнюса. В январе 2003 года победил на президентских выборах. Покинул свой пост после вынесения импичмента. Затем Верховный суд страны снял с него все обвинения. Роландас Паксас — лидер партии «Порядок и справедливость» (либерал-демократы).

В день своего 50-летия, 10 июня 2006 года, бывший президент Литвы сел в одномоторный самолет «Феникс» (СМ-200) и полетел вокруг земного шара. Его партнером был летчик Владимир Макагонов. Через 47 суток, преодолев более чем 55 тысяч километров, они приземлились вблизи литовской деревни Кивишкес.

«Человек, который говорит, что прыгать с парашютом не страшно, лжет или нездоров»

- Цель полета вокруг Земли вы обозначали так: «Решил сделать себе подарок к 50-летию, лечу не для рекорда или пиара, а для себя, этот перелет — вызов: я поставил цель и хочу достигнуть ее».

- И сегодня подпишусь под сказанным. Но ранее я был уверен, что идея облететь земной шар у меня возникла после переворота в нашем государстве. Да, импичмент, заставивший меня покинуть президентуру, — это антиконституционный переворот, как бы его ни называли. Тогда, после ухода, я составил себе план, который намерен выполнить в ближайшие пять лет. В том числе — стать президентом Литвы, совершить кругосветный перелет. А я привык: если что-то делаю, то основательно. Недавно один журналист показал мне книгу, где есть интервью со мной, которое я дал в 1997 году, будучи мэром Вильнюса. На вопрос: «Есть ли у вас мечта?» я ответил: «Хочу на личном самолете облететь мир». Теперь я эту мечту реализовал.

- Выдержкой, стойкостью, уверенностью в своей правоте вы неприятно удивили оппонентов во время импичмента.

- Эта долгая процедура была ежедневно нацелена на то, чтобы показать, насколько я плохой. Оппоненты добивались моего добровольного ухода в отставку. Конечно, им хотелось бы увидеть, как глаза у меня бегают, руки дрожат. Не дождались. Хотя пережить это было нелегко. Некоторые говорят, что прыгать с парашютом не страшно. Не верьте. Этот человек лжет или нездоров. Человек должен бояться. И если ты боишься, но делаешь, это  — смелость. Так и с импичментом. Наверное, не каждый сможет пережить такое.

- Вы облетели 36 стран, в 26 совершили 50 промежуточных посадок. Планировалось, что протяженность маршрута составит 70 тысяч километров, но получилось несколько меньше.

- Мы отменили полет в Южную Австралию. В Мельбурне требовалось выполнить регламентные работы, а мы их провели в Хабаровске. В дневнике полета у меня есть запись: «Как будто все боги Тихого океана не хотят, чтобы мы туда летели». Погода была ужасная, к тому же на этом отрезке дважды лопались тормозные камеры. И тогда мы решили через Малайзию повернуть в сторону нашего края.

Проблем хватало. В Индии отравился чем-то, температура выше 40 градусов, как и на улице. Девять часов утра, слушаешь метеоинформацию по радио — 33 градуса жары. В Абу-Даби, где нам пришлось совершить посадку, в тени было 44 градуса. Держаться в самолете за металлические части невозможно. Просто обжигает руку.

«Летя над океаном, всегда есть шанс сесть»

- Считается, что над водой лететь сложно, а вы ведь пересекли три океана, а сколько морей!

- Наоборот, если возникнут проблемы над водой, есть шанс сесть. Есть плот, спасательный костюм, маяк, передающий сигнал бедствия, какие-то консервы. Конечно, при урагане все усложняется. А сесть в пустыне, когда у тебя одна бутылка минеральной воды, а вокруг ни одной живой души? А в тундре, в джунглях? В горах вообще не сядешь.

Во время бури в Тихом океане нас бросало в тряске вверх-вниз по триста метров. Ведь наш самолет не может обойти бурю сверху, а со стороны не хватит топлива. Пришлось идти прямо и искать путь, чтобы самолет не сломало.

- Но вы преодолевали не только разгул стихии.

- Китай не дал разрешения на пролет, а Япония потребовала большую сумму — 8 тысяч долларов. Пришлось собирать деньги. В США мы получили разрешение без всяких проблем, но нам обозначили определенное время для пересечения границы с указанием аэродрома, на котором лучше всего сделать посадку для прохода таможенных процедур. Диспетчеры должны были подсказать нам, что аэродром не работает, поэтому мы можем садиться на свое усмотрение. Подобного мы не услышали и кружили полчаса над этим аэродромом. Как только досадное недоразумение было устранено, мы сели. Но тут таможенники, заждавшиеся нас, показали свои права. И лишь узнав, что я бывший президент Литвы, изменили свое отношение.

«За 47 суток полета я потерял 10 килограммов»

- Как встречали вас на Дальнем Востоке?

- По-всякому. Теплые встречи были в Хабаровске, Южно-Сахалинске, пришли представители власти, журналисты.

- Что вы ели во время перелета?

- Самое главное — вода. Ее брали много. Холодильник у нас отсутствовал, но мы с Володей аскеты в еде. Завтракать не успевали, про обед совсем забыли, во время полета только вода. Я потерял 10 килограммов, а Володя и так худой, ему и сбрасывать нечего.

- После полета вы сказали, что все хорошо, а ваш партнер ответил: «Мы выжаты как лимоны».

- Я, даже зная, что умру, если сделаю еще один шаг, никогда не скажу, что чувствую себя плохо. Володя не политик. Он — летчик, который профессионально обозначил свое самочувствие. Я еще нахожусь в политике, поэтому ни за что не дам оппонентам повод поговорить о моем самочувствии.

- А удовольствия были в этом длительном испытании?

- Когда все идет, как надо, есть время, чтобы посмотреть вокруг, и ты приближаешься к дому — это очень здорово. Последний отрезок пути из Венгрии до Вильнюса проходил при прекрасной видимости. Вот тогда мы получили большое удовольствие. Но на большинстве этапов шла черная работа. И не только в воздухе, но и на земле. Слава Богу, что наш самолет выдержал все испытания.

- Можно ли утверждать, что Эверестом Роландаса Паксаса-летчика стал кругосветный перелет?

- Нет, хотя в определенном смысле это правильно. К примеру, пролет под мостом на реке Нерис, который мы выполнили, можно сопоставить с многодневным перелетом вокруг земного шара, поскольку он требует огромного напряжения. И какая вершина выше, определить очень трудно. Я считаю, что каждому человеку надо облететь свой мир, покорить свой Эверест. Тогда по-другому смотришь на многие вещи, которые ежедневно засоряют тебе мозги, и на удары судьбы. При взгляде оттуда, со своего Эвереста, все просматривается яснее.