Политика

Михаил сирота: «чтобы украина не потеряла государственности, надо менять конституцию»

0:00 — 7 октября 2006 eye 462

Один из основателей «Украинского форума» считает, что урегулировать системный конфликт между Президентом и премьером может только переход страны к чисто парламентской форме правления

Первые серьезные проблемы, вызванные тем, что государство пытается жить по нормам измененной Конституции Украины, не заставили себя долго ждать. Конфликт вокруг отставки пяти губернаторов, увольнение которых инициировал Кабинет министров, но которых не хотел освобождать Президент, со всей очевидностью продемонстрировал: в стране существует два центра власти. Чем это грозит в дальнейшем Украине, «ФАКТАМ» рассказал один из основателей «Украинского форума» Михаил Сирота.

- Михаил Дмитриевич, так кто же все-таки прав в ситуации с освобождением губернаторов? Президент или премьер?

- Я бы так не ставил вопрос. Данный кризис заложен в самой измененной в ходе политреформы Конституции, в которой как раз предусмотрено два центра руководства исполнительной властью. То есть и Президент, и премьер являются полноценными руководителями. Подобное положение вещей в нынешних реалиях может привести только к одному — параличу исполнительной вертикали как таковой.

Ведь, по сути, сейчас мы наблюдаем жесточайшую борьбу между Президентом и премьером. И дело вовсе не в том, кто занимает эти посты. Кто бы ни оказался на месте Ющенко и Януковича, они вынуждены были бы бороться за то, чтобы в стране остался единый центр управления исполнительной вертикалью. Выход из сложившейся ситуации надо искать только в конституционной плоскости. На мой взгляд, необходимо переходить к парламентской модели управления. Ее следствием станет наделение областных и районных советов дополнительными функциями. В частности, им необходимо дать конституционное право формировать свои исполнительные комитеты, которые сотрудничали бы с правительством. Это одна из фундаментальных функций парламентской формы правления. Тем более что она сейчас активно развивается в Европе. Я еще раз подчеркиваю, конфликт с отставкой губернаторов нельзя решить на межличностном уровне — он решается исключительно в рамках становления парламентской республики.

- Но сейчас, как известно, Украина не планирует переход от президентско-парламентской к собствен-но парламентской республике…

- В мире существует две основные формы правления — парламентская и президентская. Переходные формы, в частности, как сейчас у нас, очень неэффективны и ненадежны. Рано или поздно Украина сделает выбор в пользу либо президентской, либо парламентской формы, поскольку нынешняя провоцирует системный конфликт в органах исполнительной власти. А ведь вместе с ними обречено на конфликт и государство. Поэтому выйти из него можно, лишь перейдя на такую модель правления, как, например, в Германии: президент есть, но у него сугубо представительские функции, и не больше.

- Что же сейчас делать, чтобы исключить этот конфликт двух центров влияния?

- Сейчас решение найти проблематично. Необходимо менять Конституцию. К сожалению, легких путей уже нет. Да, это очень болезненный процесс, которого может не выдержать само государство. Но косметические методы уже не действуют. Необходимо на институциональном уровне исправлять грубые ошибки. Это сложно, но если ошибки, допущенные ранее в ходе внедрения политреформы, не исправить, Украина может потерять свою государственность.