Происшествия

Коллекционер из казахстана купил «двадцать первую» «волгу» за… Миллион долларов!

0:00 — 20 октября 2006 eye 2059

Ровно 50 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль ГАЗ-21

За 50 лет своего существования «двадцать первая» «Волга» стала культовой не только в России и Украине — клубы владельцев ГАЗ-21 сейчас существуют в Финляндии, Швеции и даже Франции. До 1968 года, когда на конвейере Горьковского автозавода «двадцать первую» сменила «двадцать четвертая» «Волга», было выпущено порядка 630 тысяч машин. Многие из них благодаря тщательно обработанному кузову (а отнюдь не толщине металла, как принято считать) дожили до наших дней. Но если пару лет назад эти машины продавались едва ли не по цене металлолома, то сейчас в России на старые «Волги» настоящий бум: запчасти для ГАЗ-21 иногда дороже, чем для новых «мерседесов», а антиквары зарабатывают на скупке и последующей перепродаже машин десятки тысяч долларов. Однако в Украине, по словам председателя киевского клуба любителей автомотостарины «Староход» Дениса Коваленко, отношение к «двадцать первым» «Волгам» куда более прохладное.

«У Владимира Путина есть личная «двадцать первая» «Волга», и российские чиновники стремятся ему подражать»

- После реформы 1961 года «Волга» стоила порядка пяти тысяч рублей (самая дорогая экспортная версия — 6,5 тысячи). Теперь, я знаю, за машину дают такую же сумму, но в долларах.

- Цены на «двадцать первые» начинаются от 100 долларов. А за великолепно отреставрированную «Волгу» первых годов выпуска сейчас в Москве просят 135 тысяч «зеленых». Но это, конечно, очень много. В Европе хорошо сохранившийся автомобиль стоит от четырех до семи тысяч евро. В США (я недавно видел в Интернете) продавали «Волгу» за пять тысяч долларов. Примерно столько стоит отреставрированный автомобиль и в Киеве. Как ни парадоксально, самые высокие цены на «Волгу» — в России.

- Почему? Ведь машин там больше, чем где-либо!

- Коллекционеры шутят, что такими ценами они обязаны Владимиру Путину. У российского президента есть личная «двадцать первая» «Волга», и неудивительно, что многие крупные чиновники, подражая главе государства, стараются обзавестись такой же машиной. Московские коллекционеры рассказывали, что один российский олигарх разрезал на части новенький «Бентли» (цена новых автомобилей марки Bentley — минимум 200 тысяч долларов.  — Авт. ), чтобы переделать свою «двадцать первую» «Волгу» самой поздней, третьей, серии. К слову, автомобилей третьей серии сохранилось больше всего, почти 90 процентов от общего количества «Волг» — на киевской Троещине в каждом дворе стоит такая. Так что коллекционной ценности машина не представляла — просто блажь богатого человека. По слухам, только за установку коробки передач на «Бентли-Волгу» олигарх заплатил 15 тысяч долларов. В Украине же у одного из действующих членов правительства есть даже два ГАЗ-21: одна машина родительская, вторую он специально купил.

- Знаю, что несколько лет назад известное московское тюнинговое ателье оснастило «Волгу» внутренностями от шикарного спортивного BMW восьмой серии, в том числе мощнейшим 12-цилиндровым мотором.

- Этот автомобиль продан в Казахстан — местному коллекционеру. По некоторым данным, сумма сделки составила около миллиона долларов! Сейчас в Москве готовится еще один подобный автомобиль, только кабриолет.

«Машины-догонялки», сделанные специально для КГБ, могут стоить в Москве до 50 тысяч долларов»

- Какие модификации «Волги» представляют коллекционную ценность?

- Скажем, «Волги» до первой половины 1957 года с форсированным «победовским» двигателем. Эти модификации производились специально для КГБ и в свободную продажу не попадали. В моду сейчас входят «Волги»-универсалы. Также ценятся машины с автоматической коробкой переключения передач (КПП), таких было выпущено совсем немного — порядка 700. Кстати, для ремонта КПП эти автомобили приходилось отправлять обратно в Горький, на завод. Интересны ранние «Волги» с центральной системой смазки (нажатием специальной педали водитель раз в две недели смазывал ходовую часть машины — при этом на дороге оставались лужицы масла). Большая ценность — полноприводные «Волги», которые дорабатывались на АРЗах, авторемонтных заводах. По моей информации, в Киеве есть всего одна такая машина — правда, битая, гнилая, но даже в таком состоянии это редкая и ценная вещь. Еще одна мечта коллекционера — «Волга» по прозвищу «догонялка» с 8-цилиндровым мотором от «Чайки» мощностью 160 лошадиных сил, коробкой-автомат и гидроусилителем руля, выпускавшаяся только для КГБ. Рассказывают, что пороги этого автомобиля заливали свинцом, чтобы машина вела себя на дороге более устойчиво. В Киеве есть одна такая «Волга» в очень хорошем отреставрированном состоянии. Автомобиль работал в службе сопровождения высших государственных лиц Украины, затем его списали. Очень много лет «Волга» стояла в гараже у одного пенсионера, который затем продал ее за… 900 долларов. Он не мог на ней ездить, ведь «аппетит» у машины огромный — около 30 литров бензина на 100 километров пути.

- Сколько реально стоит такая «Волга»?

- В Москве она может стоить около 50 тысяч долларов. Но в России, повторюсь, цены безумные. За бампер на «Волгу» там просят 300-600 долларов. Ничего странного, что на рынках в Киеве запчасти к ГАЗ-21 тоже подорожали. На бульваре Перова за оригинальный «волговский» руль просят 800 долларов, рессора стоит две тысячи гривен. Олень на капот — 200 долларов! И это бэушные запчасти.

- А что, есть и новые?

- Я могу найти на «двадцать первую» любую новую запчасть. Раньше они были в дефиците, и народ запасался ими на будущее. Запчасти лежали в гаражах десятилетиями! Однажды я нашел к «Волге» новый кузов, лет сорок хранившийся на одном автопредприятии. А в Фастове на базаре купил великолепный белый руль всего за… 50 гривен. Его реальная рыночная цена в сто раз больше!

- Стоит ли вкладывать деньги в реставрацию старой «Волги»?

- Вкладывать деньги в советские автомобили очень рискованно. В мире они не ценятся, да и уровень качества реставрации в Украине довольно низок. «Волгу» можно держать для собственного удовольствия — она и сегодня по плавности хода даст фору многим современным автомобилям.