Украина

Не исключено, что семье, живущей в частном доме, где стоит старый котел, за отопление газом придется платить около 7 тысяч гривен в год

0:00 — 25 октября 2006 eye 299

Специалисты считают, что предлагаемая правительством схема дифференцированных тарифов имеет ряд недостатков

Нынешняя чехарда с ценами на энергоносители коснулась каждого жителя Украины. По всей стране повышаются цены на воду, тепло, коммунальные услуги. Однако правительство заявляет, что будет руководствоваться принципами «социальной справедливости» при формировании цен для населения и строить тарифную политику так, чтобы богатые платили за бедных.

«Одним из основных критериев должна стать не общая площадь жилья, а число проживающих»

В частности, как заявлял вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев, Кабмин «в целях защиты наиболее незащищенных слоев населения» планирует дифференцировать цены на природный газ, который используется для индивидуального отопления жилья, в зависимости от объемов его потребления, если жилье оборудовано счетчиками, или в соответствии с отапливаемой площадью — в случае отсутствия приборов учета.

За основу берется цена в 339 гривен за тысячу кубометров газа. Предполагается, что цена на природный газ для абонентов, использующих ежегодно до 3,5 тысячи кубометров газа или имеющих отапливаемую площадь до 100 квадратных метров, составит 80 процентов от базовой, то есть 271 гривню за тысячу кубов. По расчетам правительства, таких семей в Украине около 2 миллионов 600 тысяч.

Для жильцов, расходующих от 3,5 до 9 тысяч кубометров газа в год или имеющих отапливаемую площадь от 100 до 200 квадратных метров, плата составит 339 гривен за тысячу кубометров. Таких семей в стране 2 миллиона 700 тысяч.

Если же жильцы используют от 9 до 12 тысяч кубометров газа в год или отапливаемая площадь составляет от 200 до 400 квадратных метров, то стоимость голубого топлива будет превышать базовую на 73 процента, то есть около 586 гривен за тысячу кубометров. Таких семей в стране 120 тысяч.

А вот тем, кто расходует свыше 12 тысяч кубометров газа в год или имеет апартаменты площадью более 400 квадратных метров, придется раскошелиться. По словам Андрея Клюева, для этих потребителей будет установлен тариф, превышающий базовый более чем вдовое, то есть около 700 гривен. Таких семей в Украине около 40 тысяч.

Позже министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сообщил, что при утверждении нового порядка тарификации будет учитываться и состав семьи, но как это станут применять на практике, не объяснил.

Схема довольно неоднозначна, поэтому она сразу вызвала бурное обсуждение среди специалистов и простых людей. Возникает множество вопросов. К примеру, не ясно, сколько придется платить большой сельской семье, живущей в просторном доме.

Как сообщил «ФАКТАМ» директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Владимир Сапрыкин, пока не известно, какие параметры будут заложены в окончательный документ о дифференциации цен на отопление и вряд ли такое постановление увидит свет в ближайшее время. Но, по мнению эксперта, одним из основных критериев должна стать не общая площадь жилья, а число проживающих на этой площади, чтоб не получилось, что многодетная семья попадет в категорию «богачей» только потому, что для нормальной жизни им нужен большой дом.

«Фактически это первый этап введения налога на недвижимость. Ведь чем большей жилплощадью владеет человек, тем больше он платит»

Несколько другое мнение высказала старший научный сотрудник Института проблем моделирования в энергетике Национальной академии наук Украины Лидия Митько:

- То, что представители нынешней власти предлагают ввести тарификацию, зависимую от площади жилья, является предпосылкой для выполнения лозунга «Богатые поделятся с бедными». В общем-то в этом нет ничего плохого, но при расчете нужно учитывать очень много факторов, например, число прописанных и фактически проживающих на этой площади и так далее. В противном случае, может получиться, что груз тарифов ляжет именно на малоимущих.

Также есть немало технических нюансов, которые очень трудно будет учесть в схеме, предложенной Кабмином. В частности, как можно разделить газ, идущий на отопление и на подогрев воды, если используется двухконтурный котел? Объем сжигаемого газа зависит еще и от того, какой именно котел установлен в доме. В большинстве случаев используются устаревшие агрегаты, которые с трудом отапливают не очень большие дома и подогревают воду до такой температуры, что не всегда можно принять душ. При этом в холодное время года этот котел сжигает за месяц тысячу кубометров газа для отопления 50-60 квадратных метров. То есть семья, живущая в таком доме и расходующая от 9 до 12 тысяч кубометров в год, будет платить 586 гривен за тысячу кубов, то есть до 7 тысяч гривен в год. Правда, есть в данном подходе к тарификации и положительная сторона: люди будут заинтересованы в замене старых котлов на новые — энергоэффективные, чтобы сократить расход газа. Желательно, чтобы правительство помогло этим семьям, а также льготникам, например, инвалидам войны.

Стоит учесть еще один аспект дифференциации тарифов. Фактически это первый этап введения налога на недвижимость. Ведь чем большей жилплощадью владеет человек, тем больше он платит. Но если при классической схеме взимания данного налога деньги поступают в госбюджет, то сейчас они будут аккумулироваться энергетическими компаниями. При этом последние заинтересованы в том, чтобы больше продать и получить высокие прибыли, а жильцы — в том, чтобы меньше заплатить. В этом случае желательно на все виды энергии заключать договоры между жильцами и компанией. Поскольку энергокомпании заинтересованы в своевременной оплате, почему бы им за свои средства не обеспечить жилой фонд счетчиками? Тогда и необходимость во введении каких-то особых схем для расчетов просто отпала бы. А малоимущие могли бы получать субсидии.

Представители законодательной власти тоже неоднозначно относятся к инициативе Кабинета министров. Как сообщил «ФАКТАМ» председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Сербин, предлагаемый механизм несовершенен и требует доработки. По словам депутата, парламент предлагал правительству взять за основу другую, уже разработанную, методику, которая, помимо площади отапливаемого помещения, числа проживающих и благосостояния семьи, учитывала еще и технологические параметры, то есть какое именно оборудование используется для отопления и насколько он отвечает современным требованиям к энергосбережению. Хотя он признал, что введение дифференцированных тарифов — это уже шаг вперед по сравнению с существующей сейчас уравниловкой.

Пока же рядовым потребителям остается только ждать, какое решение будет утверждено властью и насколько при этом примут во внимание интересы рядовых потребителей, то есть нас с вами. Ведь учитывая нынешние цены на энергоносители, от тарифов напрямую зависит наше благосостояние. И теперь это уже не пустые слова.