22-летнюю украинскую спортсменку обвинили в использовании помощи экстрасенсов
В Киеве завершился матч за звание чемпионки мира по стоклеточным шашкам между украинкой Дарьей Ткаченко и россиянкой Тамарой Тансыккужиной. Одержав победу в трех сетах (в каждом — по четыре партии) со счетом 2:1, Дарья Ткаченко отстояла свой титул, завоеванный год назад в Италии. Призовой фонд в 30 тысяч долларов был разделен поровну между обеими шашистками. Правда, этот поединок, так уж повелось в интеллектуальных видах спорта, не обошелся без скандала.
Из официального заявления Тамары Тансыккужиной, опубликованного после окончания поединка: «В течение всего матча с Дарьей Ткаченко я ощущала на себе экстрасенсорное воздействие, что, несомненно, повлияло на ход отдельных партий и итог в целом. Прошу не оценивать данное заявление как оправдание своего поражения. Хочу лишь объяснить низкое качество сыгранных мною партий». Тренер россиянки Юрий Черток подтвердил предположение о «космическом» характере поражения своей подопечной.
- Ой, да какие там еще экстрасенсы! — улыбается Дарья Ткаченко. — Публики в зале было совсем немного, все известные шашисты. И Тамара, и я знаем их уже много лет. Сначала соперница предложила играть в комнате отдыха, а потом все-таки решено было удалить из зала обе делегации, а зрителей пересадить за красную линию. Но, несмотря на то что россиянка сражалась отчаянно, отыграться ей не удалось.
- Тебя не удивило такое поведение трехкратной чемпионки мира?
- Она постоянно отставала в счете, но каким-то невероятным напряжением сил его сравняла. Причем только дополнительные партии игрались почти семь часов. Перед двумя заключительными встречами я сказала тренеру: «Чувствую, что она еле живая». И даже мелькнула мысль, что российская команда попытается как-то выбить меня из колеи.
- Да и ты, наверное, устала
- Даже сегодня, в день торжественного закрытия, не было сил сходить в салон красоты. Успела только немножко подкраситься. Полмесяца, пока длился матч, руки все никак не доходили. Первая треть поединка проходила в Якутске, потом — перелет в Киев, а это семичасовая разница во времени и резкая смена климата. Прийти в себя было довольно трудно.
- Что помогло выиграть?
- Постоянно звонили родители, брат с сестрой, друзья. Особенно когда сюжеты о матче стали показывать по телевизору. Родные постоянно смотрели новости, а я телевизор не включала и газет старалась не читать. Чтобы не расстраиваться: мало ли что обо мне понапишут. Зато многие мои сокурсники по Киевскому университету узнали о том, что я известная шашистка, только из телевизионных сюжетов.
- У тебя, говорят, довольно необычная тема дипломной работы?
- Если коротко: «Микроскопические водоросли». На следующий год собираюсь поступать в аспирантуру.
- Ты уже год как чемпионка мира. Что-то в твоей жизни за это время изменилось?
- По-прежнему живу в студенческом общежитии. Но если раньше все тренировочные сборы, поездки на соревнования оплачивала сама, то теперь помогает государство.
- Даша, а как у тебя на личном фронте?
- Интересного ответа на этот вопрос вы от меня все равно не получите.
- Тогда спрошу по-другому. Что за импозантный иностранец входил в состав твоей команды?
- Легендарный шашист — пятикратный чемпион мира голландец Харм Вирсма. Когда в 12 лет я играла на своем первом турнире в Голландии, он подошел и воскликнул: «Смотрите, это девочка — будущая чемпионка мира! Только ей нужно очень много работать». Из Киева Вирсма отправлял корреспонденции в крупнейшую голландскую газету, где работает обозревателем. Нашему матчу там посвящалось по две полосы в день, а местным турнирам — всего пара строчек.
- Советы голландского гроссмейстера были для нас весьма полезными при подготовке, — признался главный тренер чемпионки Петр Кравец. — Мы обеспечили его проживанием и питанием, а за перелет он платил сам.
- Вот только в Якутию Вирсма с нами лететь не захотел, — рассмеялась Даша. — Сказал, что очень опасно. Самолеты, дескать, там плохие
- Что собираешься делать с 15 тысячами долларов призовых?
- Расплачусь с тренерами. Что-то потрачу. Но держать в общежитии под подушкой точно не буду!
- Можно ли как-то извне повлиять на игру шашиста? — спросили «ФАКТЫ» у киевского ученого — психолога и гипнотизера — Григория Рожковского, помогавшего Анатолию Карпову в его двух матчах на первенство мира с Гарри Каспаровым в 1985 и 1986 годах.
- Экстрасенс может на непродолжительное время нарушить концентрацию внимания и заставить игрока допустить ошибку, — считает Григорий Рожковский. — Но на практике такие попытки чаще всего обречены на неудачу. Уж очень мощно во время партии работает защитное поле самого шашиста или шахматиста, полностью сконцентрированного на игре, на противнике. В таких случаях подпитка чужеродным полем со стороны крайне затруднена. Но подспудно сам факт того, что может быть оказано психологическое воздействие, заставляет спортсмена быть в постоянном напряжении, ловить себя на мысли: «А вдруг на меня влияют во время игры?» И затем, в случае поражения, хочется возложить ответственность на потусторонние силы. Дескать, на меня воздействовали, оттого я и проиграл