Культура и искусство

Роман виктюк: «смотрю фильмы о себе и думаю: «ну разве можно его не любить? »

0:00 — 28 октября 2006 eye 376

Сегодня знаменитому режиссеру исполняется 70 лет Пройдет еще немного времени, и многие с гордостью будут говорить: «Мы жили в эпоху Виктюка!» Да что там время! Так можно говорить уже сейчас. Знаменитый режиссер, талантливый от Бога, непостижим. Его постановки можно смотреть тысячи раз и всегда находить что-то новое. Его истории можно слушать часами и узнавать доселе не известные факты. Роман Григорьевич живет и работает в России, но сердцем и душой принадлежит Украине. Он готов, как говорится, и телом ей принадлежать, да не дают… На днях звезды театра, кино и эстрады обратилась к Президенту с просьбой присвоить Виктюку звание народного артиста Украины. Глава государства пока молчит. «ФАКТЫ» созвонились с Романом Григорьевичем накануне его дня рождения. Словоохотливый Виктюк сразу согласился дать интервью — не мог отказать своей любимой газете.

«Когда после спектакля в Нью-Йорке я назвал себя украинским режиссером, зал встал»

- Слыхали, Роман Григорьевич, что наши артисты просят Президента присвоить вам почетное звание?

- Знаю, знаю. Родственники уже сообщили. Конечно, я рад, что обо мне помнят. А еще больше — что любят меня и верят: Украина и я — неразделимы. Я вспоминаю о судьбе драматурга Василия Гоголя, отца выдающегося писателя. Когда сын Коленька собрался в Россию, отец горевал и не верил, что он будет гением. Но Гоголь-младший уехал, о его папе вскоре позабыли. Только литературоведы знают, что он писал, сохранилась одна-единственная пьеса. А Николай Васильевич Гоголь — мировая величина. Конечно, я не сравниваю себя с ним…

- Хотя могли бы.

- Ну я же не сумасшедший! Я родом с Украины и до произошедших в стране событий в разных государствах говорил об этом. А жители других стран не понимали разницы между Украиной и Россией. Они даже думали, что украинцы — разновидность русских. Когда в стране произошли перемены, после спектакля в Нью-Йорке я вышел на сцену и сказал: «Я — украинский режиссер!» Зал встал. Это было по-тря-са-ю-ще!

- Может, вам стоит перебраться на родину?

- Мною уважаемый Президент Леонид Кравчук даже показывал место, где будет мой театр! Возле бывшей библиотеки КПСС, недалеко от Национальной филармонии. Кравчук сказал: «Ви як громадянин Укращни… » А я ему: «Но я не гражданин». Он: «Та як це може бути?» Оказалось, чтобы стать гражданином Украины, я должен отказаться от России, своей квартиры в центре Москвы, своего театра. Нет закона, который бы разрешал украинцу быть украинцем!

- У вас все родственники живут во Львове?

- Конечно. Сестры, их дети. В нашей квартире в самом центре этого города. Для меня родственные связи всегда имели колоссальное значение! По-прежнему все дни рождения и другие праздники мы отмечаем вместе. Иначе и быть не может. На мой юбилей родня пожалует в Москву.

- Будет пышное празднество?

- Понятия не имею! Поверь, я суетой не занимаюсь. Все делается втайне от меня. Потому что в противном случае кричал бы: «Оставьте меня в покое!!!» Сейчас идут четыре фильма обо мне, выйдет еще один, на всех каналах — передачи. Боже мой!

- А говорите, спасибо, что любят. Разве можно вас не любить?

- Смотрю фильмы о себе и думаю: «Ну разве можно ЕГО не любить?» И еще об этом думаю, когда за границей захожу в дорогой магазин и вижу какую-нибудь феноменальную одежку — рубашку или пиджак. Я себе говорю: «Неужели это тельце, Ромочка, не заслужило этого говна?» И тут же все проблемы уходят: если надо, одалживаю деньги и покупаю. Так радостно сразу становится! Говно уже не кажется говном, а чем-то замечательным.

- Значит, вы шмоточник, Роман Григорьевич.

- Конечно! Обожаю все красивое. Ведь главное — чтобы человек ощущал себя причастным к красоте. Об этом еще Достоевский кричал, уговаривал людей.

«В день рождения надену молодежные рваные джинсы. Имею на это право, потому что мне… 19!»

- В чем будете встречать день рождения?

- Ни одной мысли об этом в голове нет. Что я, сумасшедший, чтобы специально что-то покупать? Думаю, надену что-нибудь хулиганское. Типа рваных джинсов «Дольче & Габбана», в таких молодежь ходит. Поскольку мне всего… 19, я имею на это право. Надену очень дорогой изысканный пиджак от Армани. Всегда удивляюсь, как ему удается создавать не вещи, а произведения искусства? Еще выберу такую же гениальную рубашку «Этро» и фиолетовые туфельки от «Миу Миу». А может, решу облачиться во что-нибудь скромное. В общем, ничего не знаю, поскольку репетирую с утра до вечера. Что? «Служанок» Жене и пьесу Габриэли Запольской «Масенькие семейные преступления». Два подарка, которые готовлю на день рождения. Адский труд! Но пошел на это сознательно.

- А говорят, по велению вещего сна.

- И такое было. Месяцев пять назад во сне явился Жан Жене и сказал на французском матерном языке: «Романо, почему ты меня забыл?» Я проснулся и подумал: а действительно, почему? Ведь выросло поколение, которое не приобщено к творчеству гения. Собрал ребят и начал репетировать. Дмитрий Бозин играет главную роль. Дмитрий Жойдик из Владивостока — еще одну. Когда мы были на гастролях во Владивостоке, у меня была встреча со студентами. И этот парень постоянно задавал вопросы о Жане Жене. Я разозлился и закричал: «Фамилия твоя?» Он сказал, я не расслышал и вновь крикнул: «Паспорт покажи!» Он как послушный артист показал паспорт, а в том месте, где должна быть его фотография, вклеена моя… Увидев Диму в спектаклях Владивостокского театра, я сказал: «Жойдик, собирай вещи и приезжай ко мне в театр!» Мосье играет выпускник Киевского театрального института Иван Никульча. Служанку Клер — выпускник Вахтанговского училища Алексей Нестеренко. Тоже украинец, как и Жойдик, и Никульча. Кстати, и Бозин уже говорит: «Я украинец».

- Всех приучили!

- Если становишься частью души украинца, то ты сам украинец. И когда актеры приезжают на гастроли в Украину, они убеждаются в том, что имеют отношение к этой земле.

«Шифрина не брали ни в одно театральное училище. Мол, с таким лицом на русской сцене делать нечего»

- Тем не менее вы кричите на них на репетициях.

- Всегда! Иногда матом ругаюсь. Но редко. В одном из фильмов обо мне Дмитрий Бозин говорит, в чем великий смысл моего энергетического выброса. Замечательно сформулировал! И Ефим Шифрин его поддержал. Они — мои дети…

- Ведь именно вы взяли Шифрина на учебу, когда его не принимали ни в один из театральных вузов Москвы.

- Он учился у меня в эстрадном училище, я ему подписывал диплом. Причастен и к его популярному творчеству.

- Он благодарен?

- Ефим ТАКОЙ потрясающий человек! «Благодарен» — это всего лишь последовательность букв. Сколько в нем благоговения, света и доброты! Фантастический ребенок! Пришел ко мне, когда ему было всего 18. Не брали ни в одно училище, говорили, что с таким лицом на русской сцене делать нечего. Он поступил в университет в Риге, но через год вернулся в Москву. Ему снова все дали от ворот поворот, лишь я один сказал: «Оставайся». И лицо меня совершенно не смутило. Оно у него просто потрясающее!

- Роман Григорьевич, вернемся к теме вещих снов. Часто их видите?

- Постоянно. В 14 лет приснилось, что стану главным режиссером театра. Видел дом, колонны, маски… Поехал в Литву, в Вильнюс, и все сбылось.

- Что или кто в последний раз снился?

- Габриэля Запольская. Она долго объясняла мне по-польски, что пьеса «Мораль пани Дульской»  — не лучшее ее произведение, что в России и киевском Театре имени Леси Украинки эксплуатировали социальный мотив, мол, она против буржуазного мира. Запольская сказала: «Я — писательница страсти. Как и ты. Прочитай мою пьесу!» Эта работа называлась «Скиз» (козырная карта). Прочтя ее, я подумал: как же Габриэля права! Но поскольку карты сейчас не так популярны, я переименовал пьесу в «Масенькие семейные преступления».

- Получается, вы ведомы высшими силами?

- Совершенно верно. Сам ничего не делаю. Верю в ангела-хранителя. Если как режиссер и как человек ты слышишь сигналы из другой реальности, это и есть самое главное. Я имею право на легенду, которую себе придумал. Все, что происходит в нашем материальном мире, — временно. А то, что в другой реальности, знание своего возраста оттуда, — правдиво. Мне 19 лет, поэтому все начинаю сначала. Вижу одну и ту же картину: натянута ленточка, стоит человек с пистолетом и командует: «Приготовиться!» Выстрел — и я лечу… В 19 НИКОГДА не думаешь, куда летишь. Главное — лететь. И долетишь ли, не имеет значения.

Хотите, расскажу свой самый страшный сон? Идет спектакль и помощник режиссера кричит: «Виктюк, на сцену!» Я бегу по коридорам, лестницам… Прибегаю и говорю: «Я всегда на сцене».

- Чем же этот сон страшен?

- Ты права, он прекрасен. Он заставляет меня помнить: ленточка, выстрел, бег, 19 лет…

- И 20 не исполнится?

- НИКОГДА!

P. S. Прощаясь, Роман Григорьевич с тревогой спросил:

- Как думаешь, каким будет результат этого письма к Президенту? Недавно мы с Юрой Башметом были на праздновании 750-летия Львова, нас «обзывали» великими деятелями великого города. Президент это слышал.

- По крайне мере, его положительное решение было бы вполне логичным.

- В этой жизни все против логики, — вздохнул режиссер.  — Я думаю, все сложится не так. Вспомнишь мои слова…