Правила экстремальных автосоревнований, прошедших в Киеве, довольно просты: побеждает тот, у кого в салоне громче играет музыка Самая зрелищная и самая экстремальная часть состязаний по автозвуку называется «ди би драг», или «звуковое давление». Здесь в отличие от других автосоревнований судей не интересует, насколько качественно звучит музыка в салоне. Главное — выжать из динамиков максимальные децибелы. Единственное условие: автомобиль-ревун все-таки должен оставаться автомобилем. По правилам, он обязан самостоятельно заехать на подиум, где будет замеряться сила его грохота. В Киев на финал первенства Европы по автозвуку съехались несколько десятков таких машин-монстров. Почти в каждой в багажнике и салоне установлено больше полутонны разной аппаратуры — колонок, усилителей, аккумуляторов. Если в обычном автомобиле мощность музыкальной системы всего несколько десятков ватт, то, например, в бронированном «Фольксвагене Жуке», который привез в Киев поляк Томаш, — в ДВЕСТИ раз больше!
Кстати, именно Томаш с результатом 158,5 децибела и стал абсолютным чемпионом Европы. Чтобы превратить салон своего «Жука» в гигантский динамик, поляку Томашу понадобилось около семи тысяч долларов. Из машины выбросили все лишнее, в том числе сиденья. Теперь «Жук» изнутри напоминает очень тесную бронированную коробку. Чтобы управлять автомобилем, Томаш открывает лючок под рулем — там в глубине прячутся педали тормоза, газа и сцепления. Как же на таком ехать?
- Нормально, еду сто километров в час, — смеется Томаш.
- Вы посмотрите на кузов — это же броневик! — поясняет киевлянин Игорь Семагин, тоже ставший чемпионом Европы с результатом 157 децибел, правда, в другой, менее «сильной» категории (машины перед соревнованиями разбивают на классы в зависимости от площади динамиков и некоторых других параметров).
- Да и у вас лобовое стекло, как на БТРе! — парирую я. — Боитесь, обычные просто вышибет?
- Стекла у моей машины действительно толщиной в два сантиметра. Но машины для «ди би драга» укрепляют не только для того, чтобы не разорвало кузов. Просто звуковая энергия не должна уходить на вибрации. Обычное же стекло при включенной на полную громкость музыке подпрыгивает примерно на сантиметр. Крыша — на два.
- Я знаю, что грохот музыки внутри такой машины, как ваша, сравним с ревом двигателей реактивного самолета
- Думаю, сильнее. Даже в наушниках можно получить сотрясение мозга! По правилам, в автомобиле запрещено сидеть без наушников, если звук превышает хотя бы 121 децибел. Но я настраиваю акустические системы для своих клиентов и при 140 децибелах, то есть при звуке, в сто раз превышающем норму (каждые три лишних децибела означают в два раза более громкое звучание. — Авт. ). Выше уже не рискую. Как-то в ночь перед соревнованиями мы заканчивали работу над автомобилем, и нужно было, чтобы наш водитель в наушниках находился во время замера мощности в салоне. Парень просидел там всего пять секунд, но вылез бледный и сказал, что его подташнивает. Подозреваю, что он заработал сотрясение мозга
По словам Игоря, большое количество колонок не всегда означает большую мощность. Очень многое зависит от их расположения. Во время отборочных соревнований Семагин убрал из салона один динамик — и звук усилился в два раза!
Как правило, все участники соревнований по звуковому давлению — профессиональные инсталляторы автомобильных аудиосистем, фанатичные асы этого дела. «ФАКТЫ» попросили Игоря Семагина дать несколько советов тем, кто покупает недорогую машину и подумывает об установке магнитолы и динамиков.
- Самый главный совет, — начал Игорь,- никогда не смотрите на показатели мощности, которые пишут на коробках магнитол или динамиков. Когда указано: «4 по 50 Ватт», реальная мощность — 15-17 Ватт. На самом деле почти все недорогие магнитолы по мощности примерно одинаковы, а вот звучат по-разному
- Но продавцы об этом не предупреждают!
- Правильно, поэтому лучше всего обращаться к мастеру-установщику. К примеру, если вы предпочитаете инструментальную музыку, знайте, что многие относительно недорогие магнитолы даже известных марок (ценой 100-120 долларов) вам не подойдут. Из звучания натуральных инструментов они делают синтезаторный звук. Или другой вариант: человек любит ехать в машине под дискотечные ритмы, а ему предлагают магнитолу, у которой нет басов. Еще один важный критерий — чувствительность приемника. Выехав за окружную дорогу километров на десять, вы можете с удивлением обнаружить, что прием FM-радиостанций закончился. Ищите магнитолу, которая и на расстоянии 70 километров от города ловит сигнал.
- А надежность?
- С каждым годом магнитолы становятся все дешевле и дешевле, и происходит это за счет экономии на материалах — внутри сплошь пластик. Естественно, падает надежность. И в первую очередь это касается известных производителей, которые сейчас бросились выпускать дешевую электронику. Так что известная марка — отнюдь не гарантия качества.
- Сколько должна стоить музыкальная система для машины уровня «Ланоса»? Так сказать, чтобы цена соответствовала качеству
- Запомните золотое правило: динамики дороже 80 долларов за комплект нет смысла покупать без обесшумливания автомобиля. Поэтому наиболее оптимальный вариант — магнитола ценой 100-120 долларов, акустика — 50-80 долларов. Итого вместе с установкой за сумму до 300 долларов можно получить неплохую систему.
- Некоторые предпочитают покупать машину уже с установленной магнитолой
- Штатная музыкальная система в недорогих авто, думаю, не устроит ни одного любителя музыки. Как правило, все они ощущают нехватку как низких частот, так и высоких. За те же деньги можно поставить куда более достойную систему. Правда, возникает проблема сохранения гарантии на автомобиль