Происшествия

Слепая актриса ольга костенко: «обожаю ходить в театр, кино, смотреть телесериалы. Ведь для этого не обязательно видеть, достаточно внимательно слушать»

0:00 — 8 ноября 2006 eye 1481

В Киеве состоялся Международный фестиваль театров, в которых играют инвалиды

В Международном фестивале «Сонячна хвиля» участвовали театры инвалидов-колясочников, глухонемых, слепых, умственно отсталых, людей, страдающих синдромом Дауна… Всего 18 коллективов из шести стран. В клубе Украинского общества глухих давали по нескольку спектаклей ежедневно. Зрительный зал был неизменно полон, несмотря на отсутствие рекламы.

«Справляюсь с любой домашней работой»

- По ходу спектакля я зачастую забывала, что на сцене глухонемые, — с восторгом рассказала студентка Алина Стриха после спектакля театра «Дебют» из Белоруссии.  — Ведь актеры так пластично двигались под музыку, мастерски танцевали! Я понимала все сюжетные повороты, диалоги, ведь представление сопровождал «голос за кадром».

- Озвучивание вовсе не обязательно, — вступает в разговор художественный руководитель Киевского театра незрячих «МцСТ» Евгений Свет.  — Мне довелось видеть постановку одного театра глухонемых из Москвы. Актеры, используя пантомиму и задорную чечетку, были до того красноречивы, что не нужны были никакие слова. Слепого, глухого, умственно отсталого человека можно многому обучить. Посмотрите, например, репертуар сценических коллективов, в которых играют люди с проблемами интеллекта или синдромом Дауна. Пьесы для них адаптировать не приходится, актеры отлично справляются со сложными ролями. Главное же, что занятия театральным искусством помогают инвалидам преодолеть комплексы, которые мешают им добиться успеха в жизни.

Возглавляемый Евгением театр победил в самой романтической номинации фестиваля — «За лучшее раскрытие темы любви», — представив спектакль об истории современной городской семьи, начиная с первого свидания будущих мужа и жены. Главную роль исполнила 24-летняя Ольга Костенко, незрячая с самого рождения. Она играет в театре и учится в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова, получает специальности психолога и педагога для слепых.

- Мне было семь лет, когда пришлось уехать из родного Корсуня-Шевченковского Черкасской области, потому что там нет школы для слепых, — рассказывает Ольга Костенко.  — Меня направили в школу-интернат в Киеве. Каждые выходные приезжала мама, снимала номер в гостинице. Представляете, как ей было тяжело жить в таком ритме!

- Оля, глядя на вашу игру, трудно поверить, что вы незрячая. Как вам и вашим партнерам удается ориентироваться на сцене, уверенно двигаться?

- Мне не приходится думать: «Сейчас повернусь на полкорпуса вправо и пройду семь с половиной шагов». Если на этом концентрироваться, то неизбежно будешь делать ошибки, наталкиваться на предметы или партнеров. Поэтому на репетициях все перемещения по сцене я довожу до автоматизма. Скажем, по ходу действия партнер просит: «Подай, пожалуйста, шарф». Я иду и беру, будто вижу, где он лежит. Также важно психологически чувствовать партнеров, даже если их десять человек. Это помогает не только лучше играть, но и безошибочно определять, где в данный момент находится каждый из них. Обычно внутренним зрением я вижу сцену, предметы, актеров.

Знаете, все незрячие скованы в движениях. Преодолеть это можно благодаря занятиям танцами. Пока в нашем театре нет хореографа, так что азы танцевального искусства осваиваем самостоятельно. Мне помогает то, что в школе ходила в танцевальный кружок, даже в концертах участвовала. А еще увлекалась шейпингом, аэробикой. Сейчас занимаюсь плаванием, беру уроки английского языка. Словом, девушка активная. Обожаю ходить с подругами в театр (мой самый любимый — Театр имени Ивана Франко), кино, запоем смотрю телесериалы.

- Это не шутка?

- Вовсе нет. Незрячие живут такой же жизнью, как зрячие. Потребности у нас те же: нам нужны и телевизор, и видеотехника… Не удивляйтесь. Чтобы смотреть фильмы, не обязательно видеть, достаточно внимательно слушать. Скажем, герой встал, отодвинул стул, прошелся по комнате, открыл окно… Все его действия сопровождаются звуками. По ним я и представляю, что происходит на экране. В театре еще проще: улавливаю малейшие шорохи, доносящиеся со сцены, настроение зала, порой даже движение воздуха от одежды актеров.

- У вас и любимые актеры есть?

- Конечно. Богдан Ступка, Богдан Бенюк, Лесь Заднепровский. Из недавно увиденных фильмов сильное впечатление произвела лента «Сволочи». Я не могла ее смотреть без слез! Впрочем, представить себе могу не все. Но и это не проблема: у меня много зрячих друзей, они описывают, как выглядит тот или иной актер.

- Вы умеете готовить, убирать?

- Да. Невелика премудрость. Домашней работе меня мама научила, когда я приезжала на каникулы. Сейчас живу в студенческом общежитии, соседки тоже незрячие. Мы прекрасно справляемся с любым делом: пылесосим, подметаем, моем полы, чистим ванну, раковину. Все отмечают, что в комнате царит чистота. Каждая вещь лежит на своем месте, это практическая необходимость. А как иначе незрячему быстро отыскать нужный предмет? Единственное, что сложно, — мыть окна, но мы и с этим справляемся.

Готовить я люблю, особенно печь картошку. Знаю немало способов, как приготовить ее в духовке. А какие салаты у меня получаются! Самый любимый — из куриного филе, грибов и ананасов. Вот только с покупкой продуктов возникают небольшие проблемы. Даже в крупных супермаркетах не предусмотрено ничего для помощи слепым. Так что предпочитаю ходить в магазин со зрячими друзьями.

«В этом году познакомилась с молодым человеком, который сделал мне предложение»

- В университете (я единственная незрячая в группе) лекции конспектирую сама, — продолжает Ольга.  — Для этого есть специальные тетради, бумага в них плотнее, чем в обычных. Вместо ручки использую грифель, похожий на шило. Делаю записи шрифтом Брайля, прокалывая в бумаге дырочки.

- Сценические костюмы сами подбираете?

- С этим у нас непросто. Постоянного спонсора у театра нет. Вот и приходится у кого-то что-то одалживать, приспосабливать, перешивать. Вообще, все необходимое — вещи, грим — мы покупаем сами.

- И гримируетесь самостоятельно?

- Наш режиссер пригласил для этого художника Анатолия Онищенко. Он разработал эскизы грима и гримировал нас.

- Вы с партнерами великолепно раскрыли тему любви на сцене. А в жизни вам везет в любви?

- Пожалуй, да. В этом году познакомилась с молодым человеком, он сделал мне предложение. Увидел меня в Корсуне-Шевченковском. Я была с мамой, и он не подошел. Как оказалось, потом ходил по городу, расспрашивал, где живет симпатичная незрячая девушка. В Киеве у него небольшой бизнес. Пообещал своим сотрудникам премию за идею, как меня отыскать. Кто-то предложил спросить в поликлинике Корсуня-Шевченковского, и там ему дали мой адрес. Вначале мы переписывались, письма были длинные, серьезные. Вообще, он парень целеустремленный и умный.

- Не мечтаете стать знаменитой актрисой?

- Когда речь заходит о незрячих на сцене, все, как правило, вспоминают звезду российской эстрады Диану Гурцкая. Но не все могут стать такими популярными, как она. Мне безумно интересно репетировать, участвовать в спектаклях. Театр помогает в жизни владеть своими эмоциями, держаться на людях так, как я хочу. Кстати, режиссер научил меня без посторонней помощи ходить по оживленным киевским улицам. Для меня, человека очень занятого, это крайне важно, ведь ухожу из дома в половине восьмого утра, а возвращаюсь зачастую к десяти вечера.

Ну а слава… В этом отношении вполне достаточно искренних слов благодарности от зрителей. Мне было очень приятно, например, когда недавно на улице какая-то незнакомая женщина подошла и поблагодарила меня за хорошую игру.