Политика

Первый вице-премьер-министр украины николай азаров: «люди не должны бояться того, что из магазинов может пропасть мука или сахар. Они должны быть уверены в том, что никаких перебоев с продуктами не будет»

0:00 — 15 ноября 2006 eye 184

По мнению главного финансиста страны, в следующем году цены могут вырасти всего на 7,5 процента

В канун правительственных «ста дней» Кабмин жил своей обычной размеренной жизнью. По ковровым дорожкам деловито сновали чиновники, время от времени создавая у дубовых дверей приемных небольшие, но оживленные очереди. Вот именно по такой очереди мы без труда опознали кабинет первого вице-премьер-министра и министра финансов Николая Азарова. Самое интересное, что приемная главного финансиста страны располагается под интригующим номером 665. Естественно, журналистское любопытство толкнуло нас на поиски соседнего — 666-го — кабинета. И вот его-то мы как раз и не нашли.

«Нельзя развешивать свое настроение, как грязное белье по квартире»

- Николай Янович, а почему в Кабмине нет 666-го кабинета? Примета плохая?

- Как нет? (К помощнику. ) Виталий, разве нет? Никогда не обращал внимания. Даже интересно. Если бы не вы, так бы и не знал.

- Неужели не придаете значения таким знаковым числам?

- Абсолютно. К тому же насчет трех шестерок существует множество разночтений и альтернативных трактовок. Зачем обращать внимание на такие пустяки…

- Даже в приметы не верите?

- Нисколько. Совершенно не обращаю внимания, с какой ноги встаю утром, равнодушен к пятницам, тринадцатым числам и так далее. Даже, знаете, когда в молодости работал в одном учреждении, там была плохая примета тревожить начальника в дни, когда он не в настроении. У секретарши специально узнавали: «Тамара, как сам-то?» А я не обращал внимания. Какое мне до этого дело, когда есть срочные вопросы, которые нужно решить. Даже стычки у нас бывали. Он говорит: «Уйди от греха подальше — поругаемся. Видишь, я не в настроении». Я ему в ответ: «Да мне чихать, какое у вас настроение». И ничего, работалось помаленьку.

А все почему — действия руководителя должны быть взвешенны и стабильны, независимо от расположения духа. Проблемы возникают у всех, но, как говорится, нельзя развешивать свое настроение, как грязное белье по квартире.

- У вас получается держать свои эмоции при себе на работе?

- Вы вот его (показывает на помощника) спросите. Конечно, стараюсь держать себя в руках. Получается. Лучше или хуже, но получается. Ведь всякое бывает: и негатива много, и споров, и критики…

- На такой работе иначе никак. Чем повышаете себе настроение?

- Стараюсь думать о хорошем. Нужно уметь настраиваться на позитив и уходить от плохих мыслей. Не подпускать их близко к сердцу.

- Ну сейчас и увидим, как это у вас получается. Потому что спросить есть о чем, и не только о приятном. Например, отопительный сезон до сих пор начался не во всех городах. Крымчане жалуются…

- Крым — это особая статья. Зимы там теплые, поэтому подготовке к отопительному сезону местные власти уже не первый год уделяют недостаточно внимания. Например, город Орджоникидзе под Феодосией. В нем более десяти лет не меняли коммуникации, газопровод, водопровод. Все коммунальные системы уже давно отслужили. К тому же раньше город «питался» от мощного оборонного завода, который сейчас не работает. В результате мы имеем достаточно печальную картину.

И не только в Орджоникидзе, большинство так называемых военных городков страдает от коммунальных проблем. Однако мы это решим. Постепенно все наладится.

- Но люди хотят не постепенно, а чтобы сейчас и срочно.

- Если по большому счету, то об этом должно было побеспокоиться предыдущее правительство. Как делает хороший хозяин? Он всем запасается заранее. Закончился отопительный сезон — нужно сразу готовиться к новому. Мы же по наследству приняли пустые газохранилища и неотремонтированные сети. За эти три месяца все накопившиеся проблемы решить просто невозможно. Тем более что основная нагрузка в организации отопительного сезона все-таки ложится на местные власти. А у нас до сих пор многие районы — без руководства. В Черкассах только мэра избрали, в Чернигове и нескольких районах Крыма до сих пор нет главы…

«Правительство намерено изучить, насколько экономически обоснованы новые коммунальные тарифы»

- Что касается местных властей и коммунальных проблем. Оправдано ли нынешнее повышение жилищно-коммунальных тарифов?

- Такой шаг был обусловлен в первую очередь апрельским и июльским увеличением цен на газ и электроэнергию. И ответственность за него лежит на предыдущих правительствах. В том числе на их совести происшедшее за эти два года ухудшение отношений с Россией. Нужно понимать, что Украина, как бы там ни было, энергозависимая страна. Все разговоры об уникальных энергосберегающих технологиях и альтернативных источниках газа, с помощью которых мы сможем обрести энергетическую независимость, простите, утопия.

- Почему?

- Потому что на практике все эти теории выглядят не так уж перспективно. Например, идея возить газ из Ирана. Ну начнем с того, что стоимость иранского газа в два с половиной раза выше, чем российского. Но самое главное — между нашими странами нет газовых магистралей. Как мы будем его доставлять?

- Насколько я помню, иранский газ собирались возить танкерами…

- В танкерах транспортируют сжиженный газ. И даже если не принимать во внимание то, что постройка танкера — дело ве-е-есьма дорогое, так ведь на территории Ирана нет ни одного завода, который бы мог этот газ сжижать, а у нас нет ни одного, который бы смог его разжижать в необходимых объемах.

- А как насчет автономных отопительных котлов в домах и квартирах?

- С этим тоже возникают большие проблемы. Представьте себе дом, в котором жильцы сорока квартир поставили себе котлы, а остальные используют центральное отопление. Как такой дом обслуживать коммунальщикам? Кроме того, кто будет отвечать за безопасность этих устройств? И даже если представить, что все жители дома поставили у себя в квартирах котлы, то кто тогда будет обогревать коридоры, подвалы, чердаки? А если не обогревать зимой подвалы, там полопаются трубы и дом останется, например, без воды.

- Да, недостаток информации сказывается. Но вернемся к тарифам…

- А что тарифы? Вы поймите, зная заранее о грядущем повышении стоимости энергоносителей, наши предшественники не удосужились заложить в Госбюджет средства на компенсацию местным бюджетам расходов в связи с увеличением цен! В итоге местные власти вместе с коммунальными службами вот уже который месяц испытывают значительную нехватку средств. Многие просто на грани банкротства.

- Но нужно же посмотреть, насколько повысилась цена на газ, а насколько выросли тарифы! В Киеве квартплата увеличится почти в три с половиной раза.

- Необходимо понимать, что это — печальные результаты той страусиной политики, которая планомерно велась у нас несколько лет. Тарифы не повышались с 1999 года. Только Верховная Рада раз пять налагала мораторий на увеличение квартплаты. А цены-то росли! В итоге вместо того, чтобы на протяжении этих лет устанавливать экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги, постепенно повышая их на пять-десять процентов в год и компенсируя адекватным ростом доходов населения (той же зарплаты), местные власти вынуждены сейчас применять шоковую терапию, чтобы не обанкротить коммунальщиков окончательно.

За услугу нужно платить столько, сколько она стоит. И мы должны это понимать, а не заставлять водоканал по нескольку раз закладывать и перезакладывать свое имущество и доводить сети до аварийного состояния, потому что денег на ремонт нет. Вы только вдумайтесь: у нас потери воды в сетях составляют до 45 процентов! Отремонтировав сети, мы получим существенную экономию воды. И так во всем.

- То есть повышения не избежать?

- Это решение местных властей, и это их право. Но правительство намерено изучить, насколько новые тарифы экономически обоснованы. Отражают ли они реальную себестоимость услуг, какие потери закладываются при подсчетах, какой уровень рентабельности.

- Кстати, о газе… Говоря о цене на российское топливо, почему-то никто не хочет упомянуть о том, сколько будет стоить транзит российского газа по нашей территории.

- (Вздыхает. ) Я вам скажу так: эта тема сильно заполитизирована, даже надумана. Если вы посмотрите на украинское плечо газотранспортного сообщения, по которому газ из России подается в Европу, то увидите, что оно по своей протяженности равняется российскому плечу, по которому газ из Туркменистана подается в Украину. И если мы поднимем стоимость транзита по своей территории, Россия тоже может увеличить цену транзита по своей. Проблема обоюдоострая, не нужно с ней играть.

Кстати, это касается и темы арендной платы за расположение Черноморского флота в Крыму. На самом деле низкая аренда — зачет возвращения нами долгов за фактически бесплатно поставленный до 1997 года российский газ.

- И много мы должны?

- Много. Около двух миллиардов долларов. Поэтому поднимают такие темы люди недалекие и несведущие. Это очень опасная игра, которая может ухудшить наше и без того непростое положение. Особенно, когда об этом говорят во время сложной работы по восстановлению доверительных отношений с Россией.

«В Европе люди тратят на оплату жилья и коммунальных услуг от 30 до 50 процентов семейного бюджета»

- По прогнозам экспертов, повышение «коммуналки» положит начало большому витку инфляции.

- Это уже ощущается: в сентябре-октябре инфляция подтянулась к пяти процентам. Причем летнее подорожание газа и электроэнергии аукнулось не только на стоимости потребительских товаров, но и на себестоимости нашего производства. А ведь снизятся объемы производства — уменьшатся поступления в бюджет.

Кроме того, повышение тарифов существенно сокращает покупательную способность жителей страны, которые больше денег будут отдавать за квартиру, следовательно, меньше покупать различных товаров. Это опять же снижает товарооборот в стране и, как результат, поступления в бюджет.

- Так, значит, нужно повышать покупательную способность людей: увеличивать зарплаты, пенсии…

- Не все так просто. Нам необходимо выполнить как социальные, так и экономические задачи. С одной стороны, следует поддержать промышленность, чтобы не снизилось производство, чтобы люди получали зарплаты, чтобы наши товары остались конкурентоспособными на мировом рынке, поскольку от этого зависят наполнение бюджета и все социальные выплаты, которые из него финансируются. С другой стороны, нужно позаботиться о гражданах, чтобы смягчить последствия увеличения квартплаты.

- Вот об этом — более детально. Что именно правительство намерено делать?

- Во-первых, мы работаем над изменением программы субсидий, чтобы люди платили за коммунальные услуги максимум 15 процентов своего дохода.

- Сейчас человек, получающий субсидию, платит 20 процентов.

- Да. И это при том, что в Европе люди тратят на оплату жилья и коммунальных услуг от 30 до 50 процентов семейного бюджета. Но мы решили остановиться на 15, и для этого в бюджете нужно будет найти дополнительно 1 миллиард 900 миллионов гривен.

Во-вторых, основной ценовой удар после январского увеличения стоимости российского газа для Украины придется в коммунальной сфере на горячую воду и отопление. Это только для бытовых нужд у нас используется газ собственной добычи, а вот для нужд теплокоммунэнерго — российский. На входе его цена составляет 130 долларов, или 686 гривен за тысячу кубометров. С учетом стоимости транзита и всех сопутствующих услуг цена газа для потребителя достигнет уже 980 гривен. И это может увеличить стоимость горячей воды и отопления не в три раза, а в пять-шесть раз.

- Ох, ничего себе!

- Так вот, мы предлагаем установить государственную дотацию, чтобы для нужд тепловиков газ поступал по «входящей» цене — 686 гривен за тысячу кубометров.

Кроме того, мы сейчас работаем над системой дифференцированных тарифов для населения, которое использует газ для отопления. Предлагается, чтобы люди, сжигающие до двух тысяч кубометров в год, платили около 270 гривен за тысячу кубометров. Кто использует от двух до семи тысяч кубов, — 500 гривен. Ну а кому необходимо более семи тысяч кубометров в год, будут платить рыночную стоимость — 980 гривен.

- Для того чтобы было понятнее: на отопление какой площади уходит семь тысяч кубов газа в год?

- Около 400 квадратных метров. Как видите, по рыночной стоимости будут платить обеспеченные люди с большой жилплощадью. А для большинства мы постарались смягчить последствия роста цен на российский газ. Но все равно это отразится на стоимости всех товаров: хлеба, кирпича, металлопроката…

- Перспектива не радужная…

- Ну почему же. Например, нашему правительству удалось снизить стоимость нефтепродуктов. Так что теперь те, кто в свое время поднял цены на товар из-за подорожания бензина, дизтоплива и мазута, могут их опустить. Что мы и порекомендовали производителям, у которых велика транспортная составляющая себестоимости продукции. Подчеркну, это именно рекомендации, мы не намерены регулировать цены при помощи административных мер.

- Каких сфер эти рекомендации касаются?

- Многих. В первую очередь сельского хозяйства, производителей мясной и молочной продукции, хлебопеков, да и всей пищевой промышленности в целом.

Также принято решение снизить стоимость билетов на авиарейсы украинских компаний. Сейчас с «Укрзалiзницей» обсуждается возможность уменьшить цены на перевозки дизельными поездами.

- А в цифрах — как могут вырасти цены в следующем году?

- Мы ожидаем, что основной ценовой скачок все же придется на нынешний год — не исключено, что инфляция достигнет 8-9 процентов. В следующем будет не так напряженно. Есть основания полагать, что инфляция составит 7,5 процента, и этот показатель заложен в бюджете. Мы намерены приложить максимум усилий, чтобы рост цен не вышел за ожидаемые рамки. И здесь не последнюю роль играет политическая стабильность в стране. Люди не должны бояться того, что из магазинов может пропасть мука или сахар. Они должны быть уверены в том, что никаких перебоев с продуктами не будет. Они должны быть спокойны и уверены в своем завтрашнем дне. И это спокойствие мы стараемся им обеспечить шаг за шагом, каждый день.