Культура и искусство

Народная артистка россии елена яковлева: «денег мне лучше не давать. Все растрачу! »

0:00 — 18 ноября 2006 eye 440

Вчера в Киеве завершились гастроли знаменитого московского театра «Современник»

Прием по поводу очередного приезда «Современника» в нашу столицу устроили в российском посольстве. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин лично встречал гостей — актеров Елену Яковлеву, Сергея Гармаша и бессменного директора театра Леонида Эрмана, которому недавно исполнилось 80 лет. К сожалению, не смогла приехать художественный руководитель «Современника» Галина Волчек. Накануне гастролей она оступилась, упала и повредила ногу. Поэтому ее авторский вечер в Киеве пришлось перенести на несколько месяцев.

Виктор Степанович сел в аккурат под портретом молодого Путина в белом зале посольства и начал беседу. Упомянув о том, что его жена родом из Украины (»Я который раз вам об этом говорю… »), удивился, что Яковлева и Гармаш имеют украинские корни. Затем признался, что они с Галиной Волчек большие друзья, и пообещал прийти на спектакли. «Я знаю, Леонид Данилович тоже хотел посмотреть, — добавил посол.  — Если для него найдется билет… » Билет нашелся, и не один. Так что на спектакле «Пять вечеров» экс-президент Украины Леонид Кучма и его супруга Людмила Николаевна сидели по левую руку от Виктора Черномырдина. Посмотрели постановку также экс-премьер Евгений Марчук и советник премьер-министра по специальным международным вопросам Анатолий Зленко.

Большого банкета по случаю приезда москвичей не устраивали, но в первый же вечер актеров и технических сотрудников пригласили в ресторан. Угощали морепродуктами и блюдами японской кухни. Тосты и рюмки водочки поднимали за здоровье Галины Волчек. Говорят, худрук постоянно поддерживала связь с организаторами киевских гастролей, которые докладывали ей даже о заполняемости зала.

Ввиду отсутствия художественного руководителя некоторые его обязанности взял на себя известный актер Сергей Гармаш. Он появлялся в Театре имени Ивана Франко ровно в 12 дня и оставался там до спектакля. Чуть попозже приезжала Елена Яковлева. За четыре гастрольных дня она так и не выбралась в город для прогулки и шопинга. Призналась «ФАКТАМ», что смогла купить лишь батончики «Сало в шоколаде», о которых мечтала до поездки в Киев…

«Обожаю вкусную еду — вредную, с канцерогенами»

- Когда ехала на гастроли, знакомые дали мне адрес магазина, где «Сало в шоколаде» продается, — сказала Елена Яковлева.  — Честно говоря, первое, чем нас угощают в вашем городе, — это сало. Потом украинский борщ.

- Вы не унаследовали вкусов майора Каменской?

- Я и моя героиня Настя Каменская, как говорят одесситы, — две большие разницы. Соков по утрам не выжимаю, «Мартини» не пью. Нас роднят только утренние чашечка кофе и сигарета. Я очень люблю вкусную еду — вредную, с канцерогенами. Просто обожаю! Живем-то один раз, надо попробовать все!

- Наверное, об этом думали, когда соглашались на роль в неоднозначной картине Алексея Гордеева «Никто не знает про секс».

- Ну почему же, сценарий был очень симпатичным. Прочитав его, я созвонилась с Мишей Ефремовым и сказала: «Надо обязательно сыграть!» Мы с ним столько всего напридумывали! Но молодой режиссер с нами не согласился. В результате получилось, что он сам по себе, мы сами по себе. Когда я смотрела картину, честно говоря, было неловко. Мы ведь пытались сделать ее комедией, а не детективом о сексе и наркотиках.

- С театральными режиссерами проще работать?

- Да, поэтому у меня никогда не возникало мысли уйти из театра. Единственный человек, к критике которого прислушиваюсь, — замечательная Галина Волчек. Только ее пожелания и взгляды для меня как актрисы что-то значат. Немногие знают, что Галина Борисовна является соавтором почти всех постановок «Современника». В том числе и «Пяти вечеров», премьера которых состоялась в апреле нынешнего года. Восстановить спектакль, не шедший в нашем театре около 20 лет, Волчек поручила молодому режиссеру Александру Огареву. Сама же занялась подготовкой празднования 50-летия «Современника». Но когда на финальном этапе режиссер оказался в непростом положении, а спектакль надо было сдавать, Галина Борисовна все взяла на себя. Просто в силу ее природной скромности на афише нет фамилии Волчек.

- Думаю, все сравнивали постановку со знаменитым фильмом «Пять вечеров», в котором сыграла Людмила Гурченко.

- Было такое. Хотя на самом деле в первый раз в «Современнике» эту пьесу Александра Володина поставил Олег Ефремов. Это было в 1959 году. Тогда главные роли сыграли он и Лидия Толмачева. И только потом был снят фильм с Гурченко и Станиславом Любшиным. Кстати, не без помощи Галины Волчек.

- Людмила Марковна смотрела спектакль?

- Нет, но сказала, что слышала очень хорошие отзывы и собирается прийти. Мы боялись, как нас воспримет зритель. Каждый раз приходится преодолевать страх. Думаешь, а вдруг в зале сидят люди, которые никого, кроме Гурченко и Любшина, не хотят видеть в главных ролях? Но когда в конце зрители встают, со слезами на глазах аплодируют, понимаешь, что сыграл правильно. Ведь трогательных отношений, описанных Володиным, нам всем безумно не хватает! Это уловила Галина Борисовна и вернула пьесу в репертуар театра.

«Если на репетиции актер играл совсем плохо, Галина Волчек, стоя за кулисами, начинала кашлять»

- Говорят, актеры «Современника» научились угадывать настроение режиссера уже по тому, как она держит сигарету.

- Не только! Еще и по выражению глаз, по тому, как Галина Борисовна сидит, дышит, требует зажигалку. Как говорит после прогона: «Спускайтесь в зал!» Бывает, Волчек делает мне замечание, я открываю рот, чтобы ответить, а она: «Все, ты поняла, пошли дальше». Помню, мы, будучи еще молодыми актерами, восстанавливали пьесу «Вишневый сад». Волчек смотрела последние прогоны из-за кулис и шептала замечания. Эмоции ее захлестывали, она шептала уже так, что было слышно на сцене. А если актер играл совсем плохо, начинала кашлять. За кулисами мы спрашивали друг у друга: «Кашляла, когда была моя сцена?» Знаете, у Галины Борисовны есть коронная фраза: «Работая в кино или с другими режиссерами, чувствую себя первоклассницей». Как все мы…

- В этом году на «Кинотавре» вы возмущались качеством российских фильмов…

- Скорее, тем, что они снимаются для мужчин и про мужчин. Это же катастрофа! Я была членом жюри «Кинотавра», просмотрела все картины и поняла: кино стало совершенно мужским делом. Одни боевики, детективы. Из этого ряда выбивалась только Вера Глаголева, снявшая, понятно, мелодраму. Все остальное скучно, неинтересно! Я поплакалась друзьям, и Виктория Токарева принесла мне свою замечательную повесть о женщине среднего возраста. Возможно, из нее получится кино.

- Вы по-прежнему выращиваете на даче диковинные цветы?

- У меня было более ста видов! А теперь мы переехали на другую дачу, и цветов там меньше. Но обещаю за год-два это исправить. Благо есть кому помогать.

- Имеете в виду сына?

- И его тоже.

- Представляю, как Денис гордится мамой.

- Он плохо относится к моему творчеству, потому что понимает: именно оно отнимает у него маму. И в театре сын бывает нечасто. Хотя ходил на премьеру «Пяти вечеров», и спектакль ему понравился. А я думала, будет скучать. Кем станет Денис, не знаю. Но мне бы хотелось, чтобы из него получился настоящий мужик.

- При власти и деньгах?

- По крайней мере, с настоящими человеческими качествами. А что касается денег… В нашей семье они находятся в мужских руках. Мне их лучше не давать. Все растрачу!