В течение трех суток черкасские правоохранители установили личность водителя, который решил таким варварским способом избавиться от человека, погибшего под колесами его автомобиля
Проходя по мостику через речку Горный Тикич, четырнадцатилетняя Аня Оратовская наклонилась над перилами и увидела в речке манекен. Девочка позвала родителей, которые сразу поняли, что это труп. Супруги Оратовские сообщили в милицию. Расследование обстоятельств смерти погибшего показало, что его сбил автомобиль, и водитель решил избавиться от трупа таким жестоким образом. Он погрузил пострадавшего в машину, привез домой, привязал к ногам жертвы гирю, к шее — рельсу, затем отвез человека к речке и бросил в воду. Вполне может быть, что вины водителя в этом ДТП и не было. Но за неоказание помощи пострадавшему и попытку скрыть следы преступления ему придется отвечать по всей строгости закона.
- В воскресенье 15 октября мы всей семьей ходили за грибами, — вспоминает восьмиклассница Аня Оратовская. — Набрали полные корзинки и после обеда в хорошем настроении возвращались домой. Минув село Красный Кут, вышли на мостик, проложенный через речку Горный Тикич. Машин не было, и мы шли по проезжей части. И вдруг меня будто что-то потянуло заглянуть в воду. Наклонившись над перилами, я глянула вниз и увидела руку, а потом и всего человека. Он лежал на правом боку. Вначале я совсем почему-то не испугалась, подумала, что это манекен. Позвала родителей. Они мне не поверили, но затем убедились, что это утопленник. Мы с мамой пошли в село, чтобы сообщить о страшной находке. По пути встретили двух мужчин. Один из них позвонил со своего мобильного телефона сельскому голове, и мы остались ждать приезда милиции. Больше я к перилам не подходила. Страшно было. А мой младший брат посмотрел, после чего всю ночь плакал. Испугался.
На место приехали оперативники. Они достали труп из речки и положили на берегу. Был базарный день, мимо проходили люди, но никто не узнавал утопленника. Говорили, вроде лицо знакомое, но кто это — сказать не могли. Позже кого-то осенило: покойный похож на героя одного из сериалов.
- Вот здесь и произошел этот случай, — показывает на мост начальник Тальновского районного отделения милиции Александр Крутий. — На первый взгляд могло показаться, что человек упал в речку по неосторожности. Но то, что мы увидели позже, буквально шокировало всех. Ноги покойного были связаны проволокой, и на них висела гиря килограммов на пять, а к шее привязан кусок рельсы. Очевидно, что это насильственная смерть. Кто-то хотел скрыть следы преступления. И ему это удалось бы, если бы труп был сброшен с другой стороны моста или чуть левее, где большая глубина и сильное течение. А возле коряг, где утонувшего увидела Аня, мелко, там затоны стоят. Эту особенность речки знают только местные жители. Понятно, что труп откуда-то привезен. На мосту и на бетонном ограждении обнаружены бурые пятна, похожие на кровь. Их кто-то пытался засыпать пылью и затереть. Явных повреждений на теле погибшего не было. На затылке мы увидели рану.
Именно это обстоятельство поначалу и сбило правоохранителей с толку. Версии рассматривались разные: умышленное убийство, бытовая травма, драка. О том, что это дорожно-транспортное происшествие, даже подумать не могли. Лицо чистое, без синяков. Сказалось, наверное, пребывание в холодной воде. Лишь после вскрытия судмедэксперты определили, что смерть наступила вследствие ДТП. Долго не удавалось установить личность пострадавшего.
- Лишь когда мы сделали фото погибшего и начали показывать по телевидению, развесили его в магазинах, сельских советах, на рынках, автовокзалах, на опознание к нам приехала жительница села Тимошивка Маньковского района Екатерина Орехва, — говорит Александр Крутий. — В погибшем она узнала своего мужа Олега.
Вскоре оперативники получили информацию о том, что в соседнем селе Иванькив (оба населенных пункта относятся к одному сельсовету) на небольшой станции техобслуживания находится грузовая «Газель». Водитель сахарного завода Игорь якобы заехал ночью в свой забор и теперь ремонтирует машину. Мы сопоставили повреждения «Газели» и забора — они явно не совпадали. В кузове автомобиля, на деревянном полу, обнаружили кровь, тщательно замытую соляркой.
Уже в ходе первой беседы Игорь сознался, что 14 октября около одиннадцати часов вечера он сбил пешехода, неожиданно выскочившего из темноты за селом Иванькив. Когда вышел из машины, пульс у пострадавшего уже не прослушивался. Смерть наступила мгновенно. Погибшего он якобы не узнал. Хотя, как выяснилось в ходе следствия, оба жили, по сути, в одном населенном пункте и работали на одном заводе. Пребывая в шоке, водитель решил избавиться от трупа. Если бы мы опоздали с розыском, то ему удалось бы скрыть следы преступления.
Екатерину Орехву мы дома не застали. Навстречу выбежал мальчик, сказал, что его зовут Валера, а мама на работе и лучше поговорить с ней. Мы подъехали на завод, где работает женщина, Катя вышла за проходную. На голове у нее была черная повязка.
- В тот день мы проснулись рано, чтобы управиться с хозяйством, — вспоминает Екатерина Орехва. — Я собиралась на работу, а у Олега был выходной. Месяц назад он вернулся из Одессы, куда ездил на заработки, и устроился электриком на сахарный завод. Мы проводим газ, поэтому очень нужны деньги. Мой старший сын Валера (ему 11 лет) был дома, а младший — у бабушки. Домой я пришла в девять вечера. Валера сказал, что папа взял мотор от стиральной машины и пошел к знакомому ремонтировать. Пообещал сыну, что скоро вернется, но его так и не было. Я не волновалась, подумала, что муж остался ночевать в Иваньках у матери. Изредка случалось, что он задерживался. А ночью мне приснился сон, будто мы сидим с ним на поломанном диване, на котором яма образовалась, Олег говорит: «Катя, нам надо менять мебель». Тогда я не поняла, к чему этот сон.
В воскресенье я особо еще не переживала, только спрашивала у знакомых, не видели ли мужа. Но когда Олег не явился в понедельник на работу, поняла, что стряслась беда. Дети плакали. Во вторник после обеда мне позвонили из сельсовета и сказали, что надо ехать на опознание (женщина горько заплакала, закрыв лицо руками. — Авт. ).
Дети до сих пор спрашивают: «Мама, за что нашему папе такое сделали?» Младший говорит: «Я всем буду рассказывать, что дядя сбил моего папу машиной, привязал гирю к его ногам, к шее — рельсу и бросил в речку. Мальчики не верят, что больше никогда не увидят отца. Я вынуждена была спрятать все фотографии, чтобы сыновья не плакали. А мне Олег каждую ночь снится и просит: «Только не плачь, Катя!» Как же не плакать? Он ни для меня, ни для детей, ни для чужих людей ничего не жалел. Одно время связистом работал в селе, никому в помощи не отказывал. И на работе его уважали. Я очень благодарна руководству завода за помощь с похоронами и за моральную поддержку.
Кстати, Игорь, убивший моего мужа, в детстве дружил с ним. Никогда не поверю, что он его не узнал. Да и какая разница — Олег это или кто-то другой. Это же че-ло-век!
- После того как тайное стало явным, Игорь приходил к вам с покаянием?
- Сестра его приезжала с мужем. Говорили, что Игорь согласен платить деньги до совершеннолетия моих детей. Игорь тоже сидел в машине, хотел со мной объясниться. Но, если честно, я боюсь встречи с ним. Именно боюсь, потому что не могу поручиться за свою реакцию.
Понимаю, в дороге с каждым может случиться беда. Все мы под Богом ходим. Я бы смирилась с несчастным случаем. Но то, что Игорь совершил потом, пытаясь утопить тело, скрывая следы аварии, я простить ему не могу. И хочу, чтобы он был наказан за свои деяния. Ведь мы могли бы никогда не найти Олега. И как тогда жить с этим? Что детям говорить? Спасибо тем людям, что случайно увидели труп. Я с детьми, братьями, свекровью ездила поблагодарить их.
И на мостике том побывала. Не мог один человек сбросить тело в речку. Сестра Игоря говорила, что он был в шоке и не ведал, что творит, только в воскресенье утром осознал. Почему же сразу не побежал в милицию? Не написал заявление? Не верю я! Он надеялся, что это ему сойдет ему с рук, поэтому и уничтожал улики. Я хочу спросить, почему меня не допускают к материалам дела? В Тальном говорят, что его отправили в Маньковку, а в Маньковке отвечают, что еще не получили. Может, Игорю хотят все простить? Ведь он когда-то работал в Киеве милиционером.
Со слов Александра Крутия, уголовное дело сначала было возбуждено по статье 315 Уголовного кодекса Украины (умышленное убийство), но после проведенной судмедэкспертизы переквалифицировано в статью 286 — смерть, наступившая вследствие ДТП. Подозреваемого выпустили под подписку о невыезде, а дело передали в Маньковский райотдел милиции для дальнейшего расследования. Во всей этой детективной истории, подчеркнул он, однозначно одно: пытаясь избавиться от трупа, водитель лишь навредил себе. И теперь придется отвечать по всей строгости закона. Тем более что осиротели несовершеннолетние дети. Младшему только пять лет. К тому же у него это уже третье ДТП за последние два года.
Игоря тоже дома не оказалось. Он, как и Катя, был на работе. В заборе возле калитки сломано несколько штакетин. Собака отчаянно лаяла. К нам вышла соседка, тетя Катя.
- О том, что случилось, я узнала от людей, — говорит женщина. — Не могу поверить, что он мог так поступить. Он и человек хороший, и специалист. Как сосед и выслушает, и пожалеет. Не воровал, не дрался ни с кем. Что с ним случилось, почему он решил так сделать? Не пойму. Или испугался, просто не знаю, что и думать. Словно бес попутал. Спрашивала у него, когда вернулся после десятидневного задержания, а он твердит: «Не знаю, почему так поступил». Игорь последнее время с женой не жил, один воспитывал младшего сына — второклассника Алешу. А двое старших детей с ней были. Говорил мне, что собирались на днях сойтись с женой, так радовался. И тут такое
Игорь поначалу убегал от журналиста, категорически не хотел отвечать на вопросы, мол, я все показания дал следователю. Я зашла к нему в мастерскую, где он сидел в углу, будто затравленный зверь.
- Игорь, чтобы избежать испорченного телефона, расскажите, как все было.
- Мне становится плохо, когда вспоминаю весь этот кошмар. Было около одиннадцати вечера. Он выскочил на дорогу за семь метров от машины. Я не смог избежать столкновения. Пытался, но не успел. Он мне снится каждую ночь, именно тот момент, когда неожиданно появляется на дороге. И потом, как я приближаюсь к нему, щупаю пульс и понимаю, что человек мертвый. Никому, даже злейшему врагу, не пожелаю испытать ужас, который переживаю я. И самое страшное, что изменить уже ничего нельзя. Это ощущение не дает мне покоя. Очень тяжело.
- Но почему вы не вызвали милицию и начали избавляться от трупа?
- Не знаю (долго молчит). Не могу объяснить. Шок. Может, за детей испугался, их у меня трое Или на роду написано. Сейчас я так бы не поступил. Раскаиваюсь. В ту ночь я даже не узнал погибшего, хотя это мой близкий знакомый. Он немного старше меня. Своему сыну я все рассказал. А ведь были у меня плохие предчувствия. В этот же день, до аварии, я возвращался из Черкасс домой. В пути мне встретилось двое похорон и машина с пустым гробом на багажнике. Две женщины, ехавшие со мной, сказали, что это не к добру Есть в наших селах такая примета.
- За семнадцать лет службы я не помню случая, чтобы виновник ДТП пытался избавиться от трупа таким жестоким способом, — делится своими наблюдениями старший инспектор по розыску отдела ГАИ Станислав Задорожный. — Бывает, что уезжают с места происшествия, не оказав помощи, но утопить в соседнем районе с гирей на ногах и куском рельсы на шее?»
- Раскрытие этого резонансного дела находилось на контроле у начальника управления МВД Украины в Черкасской области генерал-майора Николая Каплия, — говорит начальник отдела ГАИ УМВС Украины в Черкасской области подполковник милиции Владимир Корешков. — Очень тяжело было найти свидетелей этой трагедии. Тем не менее преступление удалось раскрыть за три дня. По сути, по горячим следам. Этот случай стал примером того, как четко, профессионально сработали все службы. Мне приятно, что мои подчиненные, старшие инспекторы по розыску отдела ГАИ Станислав Задорожный и Владимир Денисенко, четко скоординировали работу на местах, за что и были премированы начальником управления.
Газету «ФАКТЫ» читают много людей, в том числе и водителей. И я надеюсь, что этот пример послужит для них уроком, предостережением, как нельзя делать. В жизни всякое случается. Никто не застрахован от ДТП — ни пешеход, ни человек за рулем. Но есть закон, есть Правила дорожного движения, которые четко регламентируют действия водителей после ДТП. В первую очередь, надо оказать помощь пострадавшему и вызвать милицию, чтобы задокументировать происшествие. В данном случае, возможно, вины водителя и не было. И такое случается нередко. Но своими дальнейшими действиями он усугубил свое положение, за что и придется расплачиваться.