Происшествия

Однажды солдаты принесли пирогову… Обезглавленное тело, веря, что чудо-доктор сумеет пришить голову

0:00 — 6 декабря 2006 eye 1189

125 лет назад ушел из жизни великий ученый и хирург Николай Пирогов, забальзамированное тело которого покоится в церкви-усыпальнице под Винницей

«Время осудит и оценит лучше нашего — и наши убеждения, и наши действия, и если мы верно служили идее, которая вела нас к истине, то будем надеяться, что и поток времени не унесет ее вместе с нами… » — писал Николай Пирогов. Эти слова оказались пророческими. Во всем мире чтят Пирогова не только как великого врачевателя, обогатившего медицину смелыми решениями, но и как человека необычайной душевной чистоты и отваги.

Играя в «доктора», маленький Николай лечил братьев, сестер, няню и любимую кошку

- Николай Пирогов был тринадцатым ребенком в семье московского служащего, — рассказывает старший научный сотрудник Национального музея-усадьбы Николая Пирогова в Виннице Марина Юкальчук.  — Он рос в обстановке подъема народного патриотизма, связанного с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В шесть лет самостоятельно научился читать по сборнику карикатур «Подарок детям в память 1812 года». «Эти карикатуры над кичливым, грозным и побежденным Наполеоном… развили во мне рано любовь к славе моего отечества», — позже вспоминал Николай Иванович.

Сильное впечатление на маленького Николая произвел известный русский врач Ефрем Осипович Мухин, который лечил его брата. Мальчик с удовольствием играл в «доктора и больных», укладывая на больничные койки не только братьев, сестер (к тому времени их осталось шестеро, остальные умерли в раннем возрасте.  — Авт. ) и няню, но и любимую кошку. Пытливый ум и трудолюбие Николая Пирогова способствовали тому, что в 14 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, в неполных 18 лет стал врачом, в 22 — доктором медицины, в 26 — профессором, а в 37 — академиком…

Николай Иванович начал оперировать в 30-х годах XIX века, когда операции проводились без обезболивания. Поэтому, чтобы облегчить страдания больных, врачи стремились оперировать как можно быстрее. В 1847 году, пребывая в полевом госпитале на Кавказе, Пирогов впервые в мире применил эфир как болеутоляющее средство при хирургических операциях в военно-полевых условиях. Пациентам с переломами конечностей начал накладывать гипсовые повязки. Вскоре, принимая участие в обороне Севастополя во время Крымской войны, доктор пришел к выводу о необходимости сортировать раненых в зависимости от характера и тяжести полученных ими телесных повреждений. Разработал много новых операций. Привлек сестер милосердия к уходу за пациентами. Солдаты, считая Пирогова человеком, способным творить чудеса, однажды на перевязочный пункт принесли тело солдата… без головы. Объяснили: голову, мол, несут следом, господин Пирогов как-нибудь ее привяжет, авось, еще и пригодится наш брат-солдат!

Николай Иванович преподавал в Дерптском университете (сейчас Тартусский в Эстонии.  — Авт. ) и в Петербургской медико-хирургической академии. Он, ученый с мировым именем, выступал против тех, для кого «больница есть просто казарма, больной — скучный предмет для переписки бумаг, хлороформ и хирургические инструменты — дорогие вещи для госпитальной экономики».

- Поражает переписка Николая Ивановича с женой: каждое письмо — признание в любви, верности…

- 22-летняя Александра, дочь генерала Антона Бистрома, стала Пирогову не только любящей женой и преданным другом, но и заботливой матерью двум его сыновьям от первого брака Николаю и Владимиру. Мать мальчиков, первая жена Николая Ивановича Екатерина Березина, умерла вскоре после родов. Пирогов писал Александре Антоновне, что истинная любовь долготерпелива, она милосердствует, не завидует и не помнит зла, она все переживет, всему верит. Он с радостью признавался своей избраннице, что, воссоединившись с ней узами брака, не ошибся в своем выборе, что именно она его идеал, его душа, его жизнь.

- Уволившись с должности попечителя Киевского учебного округа, Николай Иванович вместе с женой переехал в усадьбу Вишня, которую он приобрел на торгах в Киеве, — продолжает Марина Юкальчук.  — Там он все обустроил по своему вкусу. Отстроил дом, посадил две березовые рощи, заложил фруктовый сад, персиковую оранжерею, розарий, возвел мост через реку Вишню. А еще построил больницу и аптеку. В Вишню к нему приезжали лечиться с ближних и дальних городов и сел. Николай Иванович рад был всем помочь, причем больных он лечил бесплатно. А многие медикаменты в его аптеке изготавливались из местного сырья — в усадьбе выращивали целое поле лекарственных растений.

Николай Иванович понимал, что главной причиной возникновения многих заболеваний является нищенская полуголодная жизнь трудового люда. Он говорил, что «во многих случаях для пациентов молоко и мясо, а иногда и хороший хлеб — лекарства, без которых аптечные снадобья мало дают надежды на успех». Кроме того, Николай Иванович советовал земским медикам сосредоточиться на важнейших мероприятиях: прививках против оспы, борьбе с дифтерией, сифилитической заразой, а также распространении санитарных знаний среди народа.

- Это в Вишне Пирогов начал вести свой «Дневник старого врача… »?

- Да, причем интересное полное его название: «Дневник старого врача, написанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой». В нем Николай Иванович предстает как человек, сострадающий людскому горю, преисполненный глубокой и трогательной веры в высший Промысел Божий. Николай Иванович продолжал писать свой «Дневник», будучи неизлечимо больным.

- Как печально: Пирогов вылечил многих тяжелых пациентов, а вот помочь ему не смог никто…

- В мае 1881 года друзья и ученики Пирогова устроили в Москве торжество, посвященное 50-летию его научной и врачебной деятельности. Юбилей был омрачен болезнью Николая Ивановича. Врачи распознали тяжелый недуг, но пациенту об этом не сказали. Однако Пирогов сам диагностировал свою болезнь. А в «Дневнике» писал: «Ни Склифосовский, Валь и Грубе, ни Бильрот не узнали у меня ползучую раковую язву слизистой оболочки рта. Иначе первые три не предлагали бы операцию, а последний не признал бы болезнь доброкачественной». Через 26 дней его не стало…

Украине выпала честь сохранить останки Пирогова

- Николай Иванович завещал похоронить его на территории усадьбы?

- Да, но его супруга Александра Антоновна решила сберечь тело в нетленном виде. Когда Николай Иванович был на смертном одре, она написала письмо его ученику, известному петербургскому профессору Давиду Выводцеву (уроженцу Винницы), с просьбой забальзамировать тело мужа, как только он покинет этот мир. Выводцев согласился, но попросил Александру Антоновну взять разрешение у Святейшего Синода. Церковь учла заслуги Пирогова как истинного христианина и всемирно известного ученого и разрешила не предавать его тело земле, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый лик». Давид Ильич забальзамировал тело Пирогова на четвертые сутки после смерти. Он заполнил крупные кровеносные сосуды покойного особым раствором. Никто тогда не знал, как долго сохранится тело, ведь оно было поражено злокачественной опухолью.

Александра Антоновна распорядилась соорудить на сельском кладбище усыпальницу. Похороны Пирогова состоялись через месяц после его смерти. Газеты того времени писали, что Николая Ивановича хоронили как обыкновенного смертного. Было ветрено, зябко, траурная процессия собралась небольшая, и «если бы не две-три прочувствованные речи, произнесенные у гроба, вряд ли бы кто из присутствующих догадался, с кем сегодня прощается Россия».

Через четыре года над усыпальницей была сооружена церковь святителя Николая Чудотворца. Тело Пирогова покоится в том же гробу, который после смерти мужа Александра Антоновна заказала в Вене. Одет Николай Иванович в черный мундир тайного советника министерства народного просвещения Российской империи, в котором его хоронили (уже сшит новый мундир, и при очередной ребальзамации одежду поменяют). Гроб с телом находится в герметичном стеклянном саркофаге на уровне примерно двух метров под землей, а это, по церковным канонам, приравнивается к захоронению.

Первую ребальзамацию тела ученые осуществили лишь через 65 лет после его бальзамирования! Последний раз — в прошлом году. Проводят эти работы ученые Московского научно-исследовательского центра биомедицинских технологий, они же следят за состоянием тела Ленина. Ученые не раскрывают методики ребальзамации, говорят, это коммерческая тайна. Тело Пирогова подвергалось ребальзамации уже восемь раз. Для проведения этих работ в музее создана специальная лаборатория, дважды тело возили в Москву.

- Именно тогда возникли слухи, что тело Пирогова россияне хотят забрать себе…

- На это можно ответить изречением, прозвучавшем на одном из съездов украинских врачей: Пирогов принадлежит не только той стране, в которой он родился, но и всей мировой медицине, а вот на долю Украины выпала честь сохранить его останки.

- А где похоронена вдова Пирогова?

- Александра Антоновна пережила мужа на 21 год и, согласно ее завещанию, похоронена рядом с церковью-усыпальницей.

- Известно ли что-нибудь о потомках Николая Ивановича?

- У одного из его сыновей, Владимира, было две дочери, но после революции 1917 года они эмигрировали из России. Лидия — во Францию, Александра — в Грецию. Однажды к нам приезжал сын Александры Андрей Гершельман, генерал греческой армии, являющийся правнуком великого Пирогова…