Происшествия

«директор заставлял учителей и учеников работать на него — собирать картошку, рубить дрова, сушить сено»,

0:00 — 9 декабря 2006 eye 878

- утверждают педагоги Дякивецкой средней школы Герцаевского района Черновицкой области

Учителя Дякивецкой школы (Герцаевский район Черновицкой области) объявили забастовку в знак протеста против своего руководителя. Один день занятия в школе вообще не проводились, а затем педагоги перешли к социальной форме протеста — уроки ведут, но директора игнорируют. В своем обращении к министру юстиции люди говорят, что согласны на любого другого руководителя, лишь бы из школы забрали Захария Онеску.

Чашу терпения учителей переполнило то, что директор школы, выражаясь словами классика, заставлял подчиненных «идти на панщину». А говоря проще, пользуясь служебным положением, принуждал их работать в своем хозяйстве.

Экспертиза установила, что подписи в ведомости на зарплату учителей подделаны

Педагогический скандал в Герцаевском районе Черновицкой области начал разгораться еще в начале года, когда в районную прокуратуру обратились двое бывших технических работников Дякивецкой школы с заявлениями о незаконном увольнении с работы. В ходе проверки заявлений стали всплывать нелицеприятные для директора школы вещи. Человека, кстати, авторитетного, которого уже четвертый раз избирают депутатом в районный совет. В разговорах с правоохранителями педколлектив обвинил руководителя в присвоении чужих зарплат, создании на работе семейного клана и даже принуждении отбывать трудовую повинность в его хозяйстве в урочное и внеурочное время.

Чтобы выяснить психологический климат в школе и разобраться, не идет ли речь о банальном сведении счетов, райотдел образования пригласил в Дякивцы специалистов областного центра практической психологии и социальной работы. После проведенного исследования среди педагогов и учеников проверяющие пришли к выводу: у директора школы преоб-ладает авторитарный стиль управления, что создает излишнюю напряженность в коллективе и формирует чувство неполноценности учителей, директор использует детский труд в своих частных целях.

В апреле нынешнего года прокурор Герцаевского района Георгий Апетракиоае возбудил уголовное дело по факту присвоения средств и совершения служебного подлога руководством школы. В ходе следствия выявили новые факты, которые свидетельствовали явно не в пользу директора.

Согласно результатам проверки контрольно-ревизионного управления, директор списал предназначенные для ремонта строительные материалы, которые ушли неизвестно куда. Также присваивал часть зарплаты двух учителей (почерковедческая экспертиза установила, что подписи в платежных ведомостях сделаны не их рукой). Взял на работу собственную дочь, которой присвоил первую категорию специалиста с соответствующей зарплатой, хотя она даже не имела высшего образования. Несколько раз увольнял с работы кочегара и охранницу (супругов, у которых на содержании трое несовершеннолетних детей), когда они отказывались работать… у него в огороде, и принимал их обратно, когда соглашались. А в 2003 году уволил их по личным причинам окончательно. И если финансовыми махинациями кого-нибудь удивить сегодня довольно трудно, то принудительные работы в частном хозяйстве — это что-то новое. Вернее, хорошо забытое старое. Чего-чего, а возвращения панщины в Украине начала XXI века еще не наблюдалось.

Сразу после возбуждения уголовного дела райотдел образования уволил Захария Онеску. Суд первой ин-станции признал увольнение законным. Однако Апелляционный суд нашел нарушения в процедуре и восстановил директора на работе. Через несколько дней его уволили повторно — на основании акта проверки КРУ. Директор снова обратился в суд.

В середине октября материалы дела попали к прокурору Черновицкой области Михаилу Косюте, который после их изучения возбудил уголовное дело уже не по факту, а в отношении директора школы. О чем известил Герцаевский райсовет, депутатом которого является Захарий Онеску. Прокуратура обвиняет директора в присвоении денег и хозяйственно-строительных материалов, служебном подлоге, превышении служебных полномочий и нарушении законодательства о труде.

«Директор приходил прямо на урок и забирал по 6-10 учеников»

Румыноязычное село Дякивцы (1200 жителей) расположено возле самой границы с Румынией. Девятилетка, в которой учатся 142 школьника, возвышается на холме в центре села. Небольшое одноэтажное здание, освещенное солнышком, выглядит вполне мирно. На самом же деле в школе вовсю кипят страсти.

- Захарий Иванович руководил здесь более тридцати лет и фактически превратил школу в свою частную собственность, — возмущается завуч школы Дмитрий Асофрониэ.  — Зав-хозом он назначил свою жену (кстати, пенсионерку), двух дочерей взял учительницами и каждый год давал им по полторы ставки, тогда как другим учителям часов не хватало. А одна из дочерей пять лет проработала без высшего образования, получая зарплату как специалист первой категории. Диплом она принесла лишь в 2003 году, да и то румынский, который у нас не лицензирован. Директор регулярно заставлял учителей и учеников работать у себя в огороде, мотивируя это тем, что он инвалид. Все это вошло в систему. А когда учителя, не вытерпев, стали возмущаться, посыпались угрозы. Мне лично угрожали по телефону — обещали отрезать голову и отправить ее в родное село, если не успокоюсь. И моей жене, которая тоже здесь работает, угрожали, что ее сыновей от первого брака найдут в райцентре на свалке. Мы написали об этом заявления в милицию…

- Прихожу на урок — половины детей нету, — подхватывает учитель труда Георгий Ботезату.  — Позже ученики объяснили, что работали у Захария Ивановича. Собирали яблоки, виноград, копали. Был случай, когда он забрал работать сразу целый класс. Учитель биологии тогда возмутился, и дочь директора пошла домой и вернула школьников на урок. Я видел, как молодые учителя у него в огороде навоз носили. Один из педагогов больше времени проводил на хозяйственных работах у директора, чем в школе, поэтому уволился и уехал на заработки за границу. Эти «тимуровские бригады» в школе существовали десятилетиями. И учителя, и ученики собирали у директора картошку, кукурузу, сушили сено, копали огород. А тех, кто отказывался, он увольнял.

- Я в школе двадцать лет, девятнадцать из которых регулярно работаю в хозяйстве директора,  — подтверждает слова учителя труда

56-летняя техработница Елена Стругаряну.  — Весной, летом, осенью — сажаю и собираю картошку, кукурузу, сушу сено. И в рабочее, и в нерабочее время по три и больше часов в день. И старшеклассники у него работают по нескольку уроков подряд.

- Он вам приказывал работать?

- Говорил, приди помоги. Я не хотела, но приходилось.

- А отказываться не пробовали?

- Пробовала. Он отвечал, что если не приду, не отпустит меня, когда буду отпрашиваться, с работы домой…

- Я тоже трудился у директора дома, — рассказывает учитель украинского языка Игорь Криган.  — Прошлой осенью, когда он принял меня на работу в школу. Ходил к нему по пару раз в месяц до наступления холодов — рубил дрова, собирал виноград. Один раз все шесть своих уроков проработал у директора. Кто меня заменял на занятиях и где были ученики, не знаю.

- В 2003 году Захарий Иванович предложил мне дополнительно полставки техработника, — включается в разговор учитель музыки Андрей Топало.  — А когда выдавали зарплату, сказал: «Ты техработником не работал, поэтому я дам тебе лишь

20 гривен». А остальные забрал себе. Так продолжалось почти год: большую часть половинного оклада директор забирал себе, а мне давал 20 или

30 гривен.

- А в ведомостях вы за какую сумму расписывались?

- Я в документах не расписывался, мне их не давали.

- Ко мне директор приходил прямо на урок и забирал по 6-10 учеников, — рассказывает учитель физкультуры Игорь Тутунару.  — Показывал пальцем на детей: ты, ты, ты — идите со мной. Одни собирали кукурузу, другие — виноград… Потом дети возвращались в школу пьяные. Он, оказывается, вином их поил.

- В других школах района тоже существует подобная практика? — спрашиваю учителей.

- Мы о таком не слышали.

- Почему же у вас сложилось такое положение?

- Причина в директоре, не в нас ведь…

«Я инвалид с 16 лет, так разве нельзя помочь человеку в такой ситуации?»

Сам Захарий Онеску все обвинения со стороны коллектива и правоохранителей категорически отрицает, объясняя их… политическим давлением со стороны оппонентов.

- Я 45 лет работаю в этой школе, более 35 из них — директором, — заметно нервничая, говорит директор Дякивецкой средней школы Захарий Онеску.  — Четыре раза меня избирали депутатом в райсовет, всегда хвалили, грамоты вручали, а тут… Все началось после выборов 2002 года, когда я победил своего соперника (он, кстати, мой крестник). Выборы давно миновали, а злость осталась. Сейчас он работает первым заместителем председателя райгосадминистрации и делает все, чтобы отомстить. В январе в школе возникли проблемы с котельной, и я отправился в райадминистрацию просить помощи. Мне ответили: денег нет, а если бы и были, все равно не дали бы, потому что я, мол, не хочу идти с ними в одной упряжке…

- Но в материалах уголовного дела нет ни слова о котельной, — прерываю Захария Ивановича.  — Вас обвиняют совершенно в другом. Например, что взяли на работу дочь без высшего образования…

- Подождите, я сейчас принесу документы.  — Захарий Иванович уходит и через минуту приносит белую бумажку с печатью, на которой напечатан какой-то текст по-румынски.  — Здесь написано, что дочь еще в 1998 году закончила университет, — убеждает он.

- Двое учителей заявили, что вы забирали часть их зарплаты.

- Неправда. Им все выдавали, они расписывались. Так и я могу сказать, что десять лет назад мне что-то не выдали.

- Но почерковедческая экспертиза установила, что это не их подписи.

- Если установила, буду отвечать, — неожиданно соглашается Захарий Иванович.  — Они обвиняют, конечно…

- Скажите, пожалуйста, работали на вашем огороде и по хозяйству учителя и ученики?

- Учеников у меня во время уроков не было, а учителя помогали. Я ведь инвалид, у меня с 16 лет нет правой кисти. Так разве нельзя помочь в такой ситуации?

- И в рабочее время?

- Не было такого! Я вам свой огород покажу, там и делать нечего — один клевер растет…

К слову, Захарий Иванович совместно с дочерью владеет полутора гектарами земли, на которых раскинулись большой сад, виноградник, кукурузное поле, овощные грядки.

- А как насчет увольнения кочегара и его жены за отказ помогать вам в хозяйстве?

- Нужно быть дураком, чтобы такое делать. Но Бог есть на свете, я с сегодняшнего дня стал верующим человеком. Покажу вам то, что еще другие не видели. Вот его заявление об увольнении по собственному желанию (показывает вырванный из тетрадки листок, на котором написано что-то по-румынски.  — Авт. ). Я три дня его искал, кочегар еще не знает, что заявление у меня.

- Вы добиваетесь восстановления на должности директора. Хотите и дальше работать в школе?

- Буду и дальше работать — неделю, месяц, год — сколько захочу.

- Сможете найти общий язык с коллективом?

- Они обязаны работать, а не хотят. В этом вся проблема…

- Я очень негативно оцениваю все происходившее в этой школе, — говорит заведующий Герцаевским районным отделом образования Октавиан Магас.  — Причина, наверное, в особенностях стиля руководства Захария Ивановича. Кстати, в 1993 году его уже пытались привлечь к ответственности за махинации, было возбуждено уголовное дело. Но все закончилось тем, что директор перевелся на должность учителя, затем возглавил лицей в райцентре, а через несколько лет снова вернулся директором в Дякивцы…

- Пока лишь семь учеников дали показания, что директор их заставлял работать в своем хозяйстве, — говорит прокурор Герцаевского района Черновицкой области Георгий Апетракиоае.  — И это объяснимо: село небольшое, а руководитель школы — лицо авторитетное, с которым не каждому охота ссориться. Но, наверное, именно из-за молчания людей так долго и творились все те негативные вещи, в которых обвиняют директора…

P. S. Когда готовился номер, стало известно, что на период следствия директор Дякивецкой средней школы Захарий Онеску решением районного прокурора отстранен от должности.