В столице идет показ самых известных спектаклей эпатажного режиссера
Андрей Жолдак нечасто бывает в Украине. Хотя в Киеве живут его родственники, есть квартира, осталась любимая собака Фанни. Последние два года он ставит спектакли в Швейцарии, Германии и России. И при этом мечтает осуществить постановку на родине. Пока не получается. Более того, последняя работа режиссера в Харьковском драматическом театре имени Тараса Шевченко «Ромео и Джульетта», премьера которой с успехом прошла в Берлине, в Украине по-прежнему запрещена. Этот скандальный спектакль должны были давать под занавес фестиваля «Андрей Жолдак. Дни современного театра». Увы, в последний момент название в афише пришлось заменить известным «Гамлет. Сны»
- Твоих «Ромео и Джульетту» киевские зрители ждали с нетерпением, но так и не дождались. Почему?
- А вот я тоже хочу задать этот вопрос — тому, кто в стране отвечает за культуру.
- Министерству культуры, что ли?
- Нет. Я знаю, что там меня отфутболят, мол, в моем случае театр подчиняется губернатору Харькова. Но ведь это локально. Почему, например, мне не позвонили люди из аппарата Президента, которые заведуют культурой? Почему не спросили: «Андрей, что происходит?» Проблемы театра никого не интересуют!
- И все же
- У меня есть письмо директора Харьковского театра имени Тараса Шевченко. В этом письме сказано, что спектакль «Ромео и Джульетта» в Киеве показан не будет. На каком основании, ни дирекция театра, ни главный режиссер объяснить мне не могут. Оба лишь показывают глазами наверх.
- А говорят, все намного проще: харьковские актеры отказались выходить на столичную сцену голыми.
- Это неправда! Я разговаривал с ними неделю назад. В Харькове, на репетициях. Все артисты, занятые в «Ромео и Джульетте», по моей просьбе проголосовали, хотят ли они играть в спектакле. Из 40 человек только двое отказались. Один — по болезни, второй — по религиозной причине, но во втором акте, где раздеваться не надо, был готов играть. Актеры хотят, чтобы этот спектакль увидели зрители. Его блокирует власть!
- Но почему? Это же великий Шекспир!
- Но в моей постановке! Я потратил на создание спектакля полгода жизни. Он об Украине. Такой, какой ее вижу я. Там есть монологи о Харькове, «оранжевой» революции, шокирующие документальные кадры на экране. Конечно, это может кому-то не понравиться. Спектакль вышел за рамки классики и стал культурно-политическим проектом. Давай, наконец, честно скажем, что сегодня в Украине власть плюет на серьезную культуру! Но украинская премьера «Ромео и Джульетты» стала для меня принципиальным вопросом. И она таки состоится, я тебя уверяю! У меня есть поддержка в столице
- Только не надо пугать. Верю и, как одна из немногих, видевших премьеру этого спектакля в Берлине, с удовольствием посмотрю его снова. Скажи, это правда, что Алиса Фрейндлих от тебя без ума?
- Надеюсь, да. Разве я могу не нравиться?! (Смеется. ) На днях лечу в Питер, чтобы вновь встретиться с Фрейндлих. Будут два дня репетиционного периода «за столом». Алиса Бруновна наконец примет окончательное решение о работе в моей новой постановке. Она сыграет королеву Лир
- Королеву? Я не ослышалась?
- Нет. Короля не будет. Немного изменю шекспировский сюжет. Действие будет разворачиваться в русской усадьбе XIX века. Фрейндлих, как чеховская Раневская, приедет туда, чтобы раздать наследство дочерям. Одной — шахту угольную, другой — золотые прииски В общем, масштаб роли огромный. Но и Фрейндлих гениальна! Я недавно был на ее спектакле «Оскар и розовая дама» в постановке ныне, к сожалению, покойного Владислава Пази. Это хороший режиссер, который, кстати, ставил и в Театре имени Леси Украинки. Я не мог представить, что Фрейндлих так любят. Зал был переполнен! Алиса Бруновна играла три роли: мальчика, умирающего от рака, девочку и бабушку. Как она перевоплощалась! Я такого еще не видел! Актриса, которая не вынимает сигареты изо рта, с низким гортанным голосом была абсолютно убедительна в роли подростка. Все зрительницы белугами ревели! А я был в шоке.
- С Алисой Бруновной твой жесткий метод работы уже не пройдет.
- А он и не нужен. Конечно, с Фрейндлих тяжело. Она аристократка, изысканна, умна и иронична. К тому же ее трудно удивить. Месяц назад у нас уже была репетиция. Фрейндлих — большая реалистка. Она сказала: «Жолдак, вы так меня затягиваете Это все очень интересно, но мне надо найти мотивацию правильности». Кстати, в новом спектакле я буду работать и с гениальным русским художником Эдуардом Кочергиным. Он 30 лет прослужил в БДТ Товстоногова и сделал со Львом Додиным лучшие спектакли: «Бесы», «Братья и сестры». Кстати, бабушка Кочергина родилась в Киеве, а сам он живет в Питере. В доме, на первом этаже которого была мастерская Тараса Шевченко. Такое совпадение! Мне интересно общаться с людьми-эпохами. Я, словно антенна, все принимаю
- Где состоится премьера «Королевы Лир»?
- Кстати, над названием я еще думаю. Эту постановку готовлю для фестиваля «Балтийский дом». Вернее, по его заказу. Каждый год организаторы выбирают режиссера, проект которого будут спонсировать. Именно мой спектакль осенью
2007-го откроет очередной фестиваль в Питере.
- Константин Райкин уже рассказывает о предстоящей работе с тобой.
- Она запланирована на 2008 год. Сейчас мы ищем материал для постановки. Скорее всего, остановимся на Достоевском. Сделаю спектакль для «Сатирикона». Мы встречались с Райкиным четыре раза, теперь надо лишь подписать контракт. Мое условие — главную роль в спектакле должен сыграть Константин Райкин. Я никогда не скрывал, что считаю его одним из самых выдающихся актеров современности.
- Ты и Галину Волчек недавно хотел вернуть в актерство, предложив поставить спектакль в «Современнике».
- Эта идея еще актуальна, хотя дата постановки немного сдвинулась. У меня проблемы, Галина Борисовна повредила ногу. Но пьеса уже найдена — «Вся жизнь впереди».
- Кстати, Мария Миронова за участие в твоей постановке «Федра» выдвинута на соискание премии «Золотая маска».
- Я знаю. Номинированы также сам спектакль (как лучшая постановка), режиссер и художник. Конечно, мне, режиссеру, награды не дадут, потому что я из Украины. И это несмотря на то, что в России меня хорошо знают. Но Маша должна получить «Золотую маску» как лучшая актриса. Она ведь исполнила сложнейшую роль!
- Хотя изначально ты не хотел, чтобы Миронова играла в «Федре».
- Я видел в главной роли Ренату Литвинову. Мы уже обсуждали с ней какие-то детали, но продюсер «Федры» Павел Каплевич предложил пригласить Машу. Я не отказался, потому что помнил ее, совсем еще юную, в «Чайке», где она играла параллельно с Таней Друбич. Но мы не виделись пять лет, и Миронова стала для меня загадкой. И вот мое первое ощущение: Маша превратилась в актрису, которая многое перестрадала. Ей надоели глянцевая жизнь, гламурные роли. Поэтому мы решили искать в Маше безобразность. В моем спектакле она не то что некрасива, а просто уродлива. Далеко не секси. Ведь главное — ее внутренние переживания.
- Маша похожа на своего легендарного отца — Андрея Миронова?
- Когда играет во втором акте «Федры», из нее вдруг «вылезает» Миронов. Стоит на сцене актриса, и ты видишь, как из нее «выходит» мужчина — отец. Можешь себе представить? Зрители просто падают! Думаю, киевская премьера «Федры» произведет фурор, хоть как-то всколыхнет эту тихую заводь — украинский театр. Честно говоря, я немного устал за две недели гастролей в Киеве. Уже отвык от нашего нежелания работать, необязательности, непунктуальности
- Ты говоришь как истинный немец.
- Я прожил в Германии два года, работаю там и, поверь, это дало мне много важных и полезных вещей. Здесь я никогда бы не получил такого опыта. Честно говоря, сейчас даже тоскую по Берлину. Там ведь мои дети, которых не видел целых два месяца
- И тем не менее все время рвешься в Украину.
- Я люблю эту страну. Здесь я родился, здесь могилы моих предков. Хочу сделать в Украине какую-то весомую постановку. Большой бюджетный спектакль с участием лучших актеров страны, который ответит на вопрос, кто есть кто в искусстве. Это мне под силу.
- Ты стал богатым человеком?
- Конечно, есть бизнесмены, по сравнению с которыми я просто нищий. У меня нет роскошного загородного дома, парка машин. Но то, что я жил на Западе и имел серьезные контракты, позволило стать независимым режиссером. Мне платят по европейским меркам. Например, на средства от проекта, который готовлю для «Балтийского дома», мы с семьей можем год жить безбедно. Главное для меня — не унижаться, выпрашивая деньги. Это ужас!
- Сколько тебе надо для счастливой жизни?
- 50 миллионов евро — чтобы построить в Киеве театр. Это не счастливая, а тяжелейшая жизнь. Но по-другому я не хочу.