Происшествия

«у леши была трагическая смерть. Не своя… »

0:00 — 13 декабря 2006 eye 4544

Алексея Катышева, прославившегося благодаря ролям в фильмах-сказках режиссера Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Весенняя сказка», сильно избили незадолго до смерти. Сегодня девять дней памяти актера… Немного людей пришли на похороны Алексея Катышева. Предать земле тело умершего в нищете и забвении актера, которого по фильмам-сказкам знает не одно поколение жителей всего постсоветского пространства, удалось лишь благодаря помощи Ялтинского горисполкома, Ялтинской киностудии и коллектива Ливадийской больницы, где скончался Алексей.  — После того как мы узнали о смерти Алексея Катышева, по личному распоряжению ялтинского городского головы Сергея Брайко к организации похорон актера подключились коммунальные службы, — говорит заместитель начальника управления культуры Ялтинского городского совета Лариса Ковальчук.  — Мы связались и с нынешним руководителем Ялтинской киностудии Дмитрием Тараном — там помнят Алексея Катышева и тоже не остались в стороне, сделав все возможное, чтобы достойно проводить его в последний путь.

«Он мог просто подойти, обнять, в щечку чмокнуть, спросить: «Как дела?»

- Мы жили с Лешей на одной улице Сеченова в Ялте, — вспоминает Светлана Михеева.  — Александр Роу привез его из Москвы совсем юным восьмиклассником, чтобы снимать в фильме «Варвара-краса, длинная коса». Вскоре Леша уехал доучиваться в Москву, а потом вернулся — сыграть еще в двух фильмах: «Огонь, вода и медные трубы» и «Весенняя сказка». Да так и остался в Ялте. Женился на местной девушке Ирине, что жила на улице Сеченова.

Роу тем не менее продолжал звать Лешу в Москву учиться во ВГИКе. Но в семье молодых родилась первая дочь, вторая, третья. Алексей работал на киностудии. И как-то все же отправился в Москву, чтобы поступить в театральный. Но как раз в это время скончался Александр Роу. Конечно, без него во ВГИК Лешу не приняли. Он вернулся в Ялту, еще какое-то время работал на киностудии, а потом ушел водителем на 66-ю автобазу, развозил молочные продукты.

В 90-е годы автобаза расформировалась, и Леша с тех пор фактически нигде не работал. Стал выпивать, потом что-то в семье не сложилось, он стал жить с другой женщиной, Мариной. Я ее никогда не видела, а Ирину, его первую жену, хорошо знаю.

- А как вы с Алексеем Катышевым познакомились?

- Случайно, на дне рождения у соседей — они пригласили нас с мужем и Лешу с Ириной. Когда я его увидела, это был для меня шок! Высокий, красивый, кудрявый. Помню, сказала: «Мне твое лицо знакомо». А он говорит: «Конечно», — и смеется.  — «А ну-ка фамилию скажи!» Он сказал. И я убедилась, что таки да, тот самый Алексей Катышев.

- И каким он был в общении?

- О таких, как он, говорят «добряк-весельчак», всегда улыбался, шутил. Замечательный был человек! И так у него все в жизни получилось… (вздыхает). Если бы он сразу, когда Роу его приглашал, поехал в Москву, все могло сложиться совсем иначе. Леше столько было дано, он был очень талантливым. И Михаил Пуговкин, с которым они подружились на съемках, тоже уговаривал Алексея ехать, поступать в театральный…

Увы, Леша тогда выбрал семью.

- Говорят, женщины его любили…

- Конечно, он же был очень видный парень: атлетического телосложения, глаза голубые, волосы кудрявые, губы красивые. Когда люди запивают, многие худеют. А Леша всегда был в форме. Мог подойти, обнять, в щечку чмокнуть, спросить: «Как дела? Сниматься будем?» — шутил так. Ирине, его жене, это не нравилось, она всегда его ревновала. Но Леша был такой, и ничего тут не поделаешь.

Очень любил дочек. И вообще детей. Даже когда стал выпивать, никогда не пройдет, чтобы кого-нибудь из ребятишек конфеткой не угостить, копеечку какую дать им. И надо же такому случиться — от малолеток и пострадал. Умер-то он не от пьянки. Я видела Лешу буквально за несколько дней до смерти: трезвый был, правда, с бородой, обросший. Получилось, смерть у него трагическая, не своя.

Как мне рассказали, недели за две до смерти на нашей улице Сеченова, на «пятачке» — там расположены магазины, остановка транспорта — его молодежь избила. За что, никто не знает. Какие сейчас малолетки есть? Наркоманы, пьяницы. А дня за два до случившегося я с работы шла и встретила Лешу — у него была рука поломана. «Что с тобой? Бандитская пуля или об киску оцарапался?» — пошутила так неудачно. Не думаешь же, что человек скоро умрет. «Бандитская пуля», — улыбнулся тогда Леша. На том и расстались.

Как сообщил заместитель главврача по медицинской части Ливадийской больницы Лев Тоскин, Катышев был доставлен в реанимационное отделение 28 ноября.

- К сожалению, — говорит Лев Кириллович, — он находился в крайне тяжелом состоянии, с осложнениями тяжелого, запущенного, хронического заболевания: легочная и хроническая сердечная патология, приведшая к развитию сепсиса. Пациент был практически без сознания. Врачи больницы предприняли все, чтобы спасти больного, но, несмотря на проведенное лечение, успехом это не увенчалось. Алексей Юрьевич Катышев провел в реанимации около суток.

- В милицию Алексей Катышев после того, как его избили, обращался? — снова интересуюсь у Светланы Михеевой.

- Он же был как бы ничейный — с первой семьей расстался, жил с Мариной. Поэтому, наверное, никто с заявлением в правоохранительные органы не обращался, а сам Леша тем более.

- А что это за история с изнасилованием, о которой иногда вспоминают?

- Это называется «цыганская почта». У нас же любят приврать. Леша, добрейший человек, даже подумать не мог о таком, не то что сделать. Он же спокойный был. Отличный парень! И будущее могло сложиться прекрасно. А так… Государство, особенно после развала Союза, просто забыло о нем. Живи актер за рубежом, мог бы безбедно существовать на гонорары от своих фильмов. И квартиру ему в Ялте обещали еще при Союзе, даже Пуговкин хлопотал. Леша же очень скромным был. Ему советовали: поинтересуйся, что там да как. Отмахивался: да ладно, успеется, в порядке очереди получу. Но не успелось…

И надо же такому случиться, что незадолго до его смерти по какому-то каналу показывали фильм «Варвара-краса, длинная коса». Я посмотрела его, пошла на рынок и встретила Лешу. Говорю: только что видела тебя по телевизору. «Ну и как?» — спросил он.  — «Молодой, красивый», — говорю. И это была последняя наша встреча (вздыхает).

«Я видел его глаза! Он никогда не переживет уход с киностудии!»

- Говорят, пил сильно…

- Если честно, то из-за семейных неурядиц, из-за ревности жены, — продолжает Светлана Михеева.  — Три дня пил, а потом начинался отход. Но когда стал с Мариной жить, практически не пил, опрятный ходил. Как-то встретила его, а у него борода, седоватая такая. Говорю ему: «Не к лицу она тебе, сбрей». Он рассмеялся: «Еще чего?! Холодно. Побрею, когда зима кончится».

Супруга Алексея Катышева Ирина, мать троих его дочерей, категорически отказалась что либо рассказывать о своем бывшем муже. Извинившись, не захотела говорить об Алексее Катышеве и Марина, с которой актер жил последние годы. «Не могу», — вытирая льющиеся из покрасневших глаз слезы, прошептала женщина. И ушла, чтобы не видеть, как опускают в могилу гроб с телом Алексея.

Зато Елена Вакуленко, которая работала в звукоцехе, киностудии охотно поделилась воспоминаниями.

- Светлый человек был, добрейший, — вспоминает Елена Николаевна.  — Я всегда думала, что у него должна сложиться легкая, хорошая жизнь. По всему Леша мог стать баловнем судьбы: талант, внешность, характер — все при нем! Таких русских лиц я никогда больше не видела! Мы, девчонки, были все влюблены в него, и говорили: «Леша, ты — лицо нашей киностудии». Только теперь понимаю: снявшись в сказках, Леша выполнил свою миссию. А потом судьба стала испытывать его: выдержишь — хорошо, не выдержишь… И Леша жил как мог. Наверное, это стало расплатой за огромный его успех. Тысячи матерей должны быть благодарны Леше за те сказки, на которых выросли их дети. И с Мариночкой Лешу судьба свела не случайно. Она когда-то тоже работала на нашей киностудии — талантливейший фотохудожник. «Пираты XX века», «Детство Бемби», «Бемби», «Олень и охота» — все буклеты, которые выходили по этим картинам и многим другим, делала Марина.

А потом развалился Союз, практически закрылась Ялтинская киностудия, и Мариночка осталась без работы, одна. Леша в результате семейных неурядиц тоже остался один. Как в той песне поется: просто встретились два одиночества и поддерживали друг друга как могли.

- Почему Алексей Катышев ушел с киностудии?

- Точно не знаю, в это время была в декретном отпуске.  — Рассказывали, что Леша куда-то уехал и не появлялся на работе месяц или два, что-то там у него случилось. А тогда, сами знаете, комсомольская, партийная организация были, стали его стыдить… В общем, конфликт какой-то случился и Леша ушел. Видно, у него немножко самолюбие взыграло, а кто-то «успокоил»: мол, ты найдешь работу везде. Не случилось тогда рядом мудрого человека, который бы остановил Алексея от опрометчивого поступка. Спустя какое-то время мой муж Владимир Каплан, он тоже работал на Ялтинской киностудии звукорежиссером, встретил Лешу в городе. Пришел домой, расстроенный, говорит: Лешу видел, устроился водителем. Я видел его глаза! Он никогда не переживет уход с киностудии!

«Отснялся в массовке «Бегущей по волнам» — в котелке, костюме ХIХ века. Красавец необыкновенный!»

- Последний раз я видела Лешу года два назад, когда он пришел сниматься в массовке, — продолжает Елена Вакуленко.  — Я работала тогда костюмером на картине «Бегущая по волнам», которая скоро выйдет на экраны. Мариночка как-то мне позвонила, а я ей говорю: не поняла, почему киношники, которые первыми должны сниматься в массовках, сидят дома? Она спрашивает: а можно? Нужно, говорю. И однажды открывается дверь — на пороге стоит Леша. «Ты меня сегодня оденешь?»  — шутит. А в глазах счастье сияет, что он снова снимается. Отснялся в массовке «Бегущей по волнам» — в котелке, костюме ХIХ века. Красавец необыкновенный!

- Раньше почему же он не приходил на киностудию, не снимался в тех же массовках?

- Понимаете, те, с кем он работал, уже ушли, на киностудию пришли новые люди. Я ведь тоже 15 лет не работала, дитя растила. А Леша же очень скромный. Наверное, не нашлось того, кто привел бы его снова на киностудию. Я же говорю — судьба у Леши такая…

О том, как актер Алексей Катышев тосковал по киношной жизни, как мечтал сниматься в кино, рассказали его младший брат Виталий и сват Геннадий Колпащиков (его сын женат на дочери Алексея — Оксане).

- Тяжело Леша пережил уход с Ялтинской киностудии, — вспоминает Виталий Катышев.  — Хотел сниматься на «Беларусьфильме», но там тоже не получилось. Работал потом шофером. С семьей проблемы были. Леша болезненно все переносил, но в себе держал. Очень трудно было ему. Когда сказали, что Леши… нет, я не поверил. Мама наша уже умерла, а папа еще жив, в Ярославле он. Мы ему решили ничего не сообщать о смерти Леши. Он уже в годах, мало ли…

- Накануне смерти Алексея никакого предчувствия беды не было?

- Было! Сны очень плохие снились, но я даже предположить не мог, что это как-то связано с Лешей, — еле сдерживает слезы Виталий.

- Мой сват был очень скромным, застенчивым, стеснительным, и невероятно талантливым человеком, — добавляет Геннадий Колпащиков.

- Он вам рассказывал когда-нибудь о том, как снимался в кино?

- Нет, он как-то замкнулся в себе. Потому что после смерти Александра Роу стал невостребованным. Все ждал, надеялся, что кто-то пригласит его снова сниматься. Но не приглашали. И тогда он начал выпивать. Но рассудок не терял никогда, был всегда в норме.

- Сам узнать насчет роли в каком-нибудь фильме не пытался?

- Леша был в этом плане совершенно неприспособленным, стеснялся.