Вчера в Киеве премьерой спектакля «Федра. Золотой колос» с популярной российской актрисой в главной роли завершился фестиваль «Андрей Жолдак. Дни современного театра»
«Прошу называть меня Марией», — безапелляционно заявила во время пресс-конференции в Киеве дочь знаменитого советского артиста Андрея Миронова. И добавила: «Маши больше нет». Девять лет назад с легендарным «Ленкомом» и Марком Захаровым в столицу Украины приезжала еще Маша Теперь номинантка всевозможных российских театральных премий горда и неприступна. А внешне — еще больше похожа на отца.
Два дня на сцене столичного Театра имени Леси Украинки играли недавнюю российскую постановку известного украинского режиссера Андрея Жолдака «Федра. Золотой колос». В главной роли — Мария Миронова. Ее партнер — Максим Коновалов, снявшийся в культовом фильме «Бумер». Художник по костюмам и продюсер спектакля — Павел Каплевич, работавший со всеми именитыми театрами Москвы. Кстати, именно Каплевич настоял на том, чтобы Жолдак взял в постановку Миронову. До этого Андрей думал предложить главную роль загадочной Ренате Литвиновой. Теперь Жолдак признается, что именно Мария вернула его классическому театру. Правда, в понимании Жолдака классика — не банальное следование за текстом, а нечто иное. До последнего времени режиссер не разрешал актерам говорить на сцене. В спектакле «Гольдони. Венеция» они изъяснялись при помощи цифр. А в «Федре» вновь заговорили
Декорации устанавливали несколько дней. Действие спектакля разворачивается в 1930-е годы в санатории для советской элиты «Золотой колос». Туда привозят женщину, страдающую раздвоением личности. В одной из жизней она Федра. От первоисточника — знаменитой трагедии Расина — не осталось и следа. Только финал: все герои умирают. Над сценой — огромный экран, на который проецируются крупные планы Мироновой. Мария в ударе, зрители тоже. Публика приняла спектакль на ура.
Вот уже который год Андрей Жолдак обещает сделать большую постановку в Киеве, но дальше этого дело не идет. Украинским режиссером по-прежнему больше интересуются за границей. Специально для того, чтобы посмотреть «Федру», в Киев приехали продюсеры из Голландии и Кореи.
От мамы, актрисы Екатерины Градовой, которую зрители помнят как радистку Кэт из «Семнадцати мгновений весны», Мария Миронова унаследовала низкий грудной голос. Что, правда, контрастирует с ее тоненькой, хрупкой фигурой. В Киев актриса прибыла на поезде из Москвы прямо в день украинской премьеры «Федры». Два часа репетировала на сцене Театра имени Леси Украинки, предварительно подкрепившись в знаменитом театральном ресторанчике «Дом Бергонье». Не избалованная постановками Захарова, Мария называет Жолдака своим любимым режиссером и говорит, что согласна работать с ним снова и снова.
- Мои первые в жизни гастроли с театром «Ленком» прошли именно здесь, в Киеве, — призналась Мария Миронова. — Это было девять лет назад. Теперь я привезла в Украину спектакль, который считаю самой дорогой своей работой.
- Несмотря на то что чуть не покинули этот проект?
- С Жолдаком работать непросто. Отношения особенно накалились на первых репетициях. Андрей настаивал, чтобы я сыграла последние сцены, хотел увидеть меня в самые напряженные моменты. Я же сопротивлялась, говорила, что надо прочувствовать роль. В конце концов мы поняли друг друга. И я благодарна Андрею за то, что он дал мне свободу.
- Хотя режиссерам это не свойственно.
- «Федра» — не пресный проект. Тяжелейший, но очень интересный. Действительно, до него, всю свою сознательную творческую жизнь, я проработала в достаточно жестком театре. И тут — свобода! Я делаю жест, а Андрей доводит его до совершенства. Это колоссальная, редкая удача для артиста. Могу признаться: с удовольствием соглашусь на новую роль в спектакле Жолдака. Я обожаю его символизм, хотя, честно говоря, до сих пор не могу определить жанр его театра.
- За роль Федры вы номинированы на государственную премию.
- Спектакль популярен в Москве, и я номинантка нескольких премий. К тому же после «Федры» я стала читать театральную критику. До этого спектакля просто не брала в руки газет: обо мне писали только плохие статьи. А тут, к большому удивлению, появились даже добрые!
- По-моему, вы были обласканы прессой еще после роли в картине Павла Лунгина «Свадьба». Кстати, не жалеете, что не снялись в его кинохите «Остров»?
- А кого мне там играть? Хотя это замечательный фильм, я была на его премьере. Искренне люблю Павла Семеновича. Но мне просто катастрофически не хватает времени на все проекты! Недавно снялась в двух картинах. Сыграла в мелодраме Валерия Тодоровского вместе с Андреем Мерзликиным. Еще одна работа — у Сергея Говорухина, сына знаменитого кинорежиссера. Сергей написал замечательный сценарий картины о войне в Таджикистане, где побывал сам. Он же снимает фильм как режиссер. Съемки закончатся в январе, и тогда я приступлю к работе в картине Сергея Снежкина, у которой еще нет названия. Это будет лирическая комедия. А сразу после киевских гастролей сыграю в ленкомовской премьере «Тартюфа». Трудно всюду успевать. К сожалению, меня нельзя клонировать
- Может, стоит от чего-то отказаться?
- Я очень люблю кино! Хотя сегодня кинопроекты — больше бизнес, чем творчество. Все зависит от режиссера. Например, к Александру Сокурову это не относится. Но, по большому счету, то, что сейчас снимается — лишь удачное вложение денег. Конечно, в театре работать интереснее. А кино — сторона моей жизни, которая меньше всего относится к душе