Происшествия

Тарас чорновил: «когда я увидел макет памятника отцу в киеве, то узнал в нем… Памятник степану бандере, который хотели установить во львове»

0:00 — 23 декабря 2006 eye 278

24 декабря исполнилось бы 69 лет Герою Украины, легендарному лидеру Народного руха Вячеславу Чорноволу

Сейчас нередко можно услышать: был бы жив Вячеслав Чорновил, многие процессы на отечественном властном Олимпе проходили бы по-иному. Но яркий политик погиб в загадочной автокатастрофе в марте 1999 года, за полгода до президентских выборов, на которых, кстати, он отказался баллотироваться. Тогда мало кто мог предположить, что его сын, Тарас Чорновил, станет активным участником президентской кампании в 2004 году…

«Официальные мероприятия, посвященные памяти отца, мне кажутся неискренними»

- Тарас, в этом году вашему отцу Вячеславу Чорноволу исполнилось бы 69 лет. Как в вашей семье принято отмечать день его рождения?

- 24 декабря я обязательно еду на могилу отца на Байковое кладбище, чтобы поставить свечку, положить цветы. Потом посещаю место гибели Вячеслава Максимовича на Бориспольской трассе. А в этом году еще побываю в селе Вильхивец Черкасской области, где он родился и вырос. Там удалось наконец восстановить хату моих дедушки и бабушки. Кстати, отстроили дом за государственный счет в рамках программы «Золота пчдкова Черкащини». Весной в нем планируют открыть музей Вячеслава Чорновола. Сестра отца как раз занимается подготовкой всех необходимых для этого документов.

- Вас не было на недавнем открытии в столице памятника Вячеславу Чорноволу. Вы сказали, что вас туда никто не приглашал. Согласитесь, это какое-то ребячество…

- Я перестал ходить на официальные мероприятия, посвященные памяти отца, давно, еще когда был членом Народного руха. Мне они кажутся неискренними. А по поводу памятника… Когда я увидел его макет, то узнал в нем проект памятника Степану Бандере во Львове, который в ходе конкурса был отклонен художественным советом. То есть постамент отцу — полная копия памятника Бандере, только «голову» поменяли! Извините, но это вульгарно. Памятник Чорноволу в Киеве мне чужой, если можно так сказать, я в нем не вижу Вячеслава Максимовича.

- Недавно вы заявили, что вас очень больно поразили всплывшие в последнее время факты гибели вашего отца. Что это за факты?

- Новых фактов, по сути, нет. Поразили вещи, происходившие со следствием, которое возобновили в прошлом году. Но мне кажется, что его опять свернут.

- Почему?

- А потому что некоторые люди, причастные к укрытию информации, имеющей отношение к убийству Вячеслава Максимовича, или к развалу следствия, позже были назначены на руководящие посты в МВД. Некоторые из этих людей оказались даже в окружении «любих друзчв» Президента!

- Тарас, вы как-то обмолвились, что если бы отец не погиб, то вы и дальше занимались бы книгоизданием…

- Я в политике, по сути, с рождения, ведь отец был политзаключенным. Активно же участвовать в политике я стал в конце 80-х. Был членом возобновленной Хельсинкской группы, депутатом Львовского облсовета, занимался самиздатом. Но после того, как Вячеслав Чорновил проиграл в 1991 году президентские выборы Леониду Кравчуку и многие, кто боготворил отца, стали его упрекать в том, что он занимает антигосударственную позицию, оппонируя новоизбранному Президенту, я в политике разочаровался. И решил заниматься издательским делом.

- В вашем издательстве печатались богословские книги. Наверняка вы и сами увлеклись богословием и философией. Так постигли смысл жизни?

- Богословием я увлекся, можно сказать, на прикладном уровне, ведь мне приходилось даже церковные каноны редактировать, поскольку писавшие о них не очень хорошо владели темой. Работа мне нравилась, она занимала все мое время. Тогда это и было смыслом моей жизни. Но потом и это дело — издание книг — коммерциализировалось. И я вернулся в политику.

- Комфортно ли вам сейчас в политике, в частности, в рядах Партии регионов?

- Не всегда и не во всем. Потому что по любому вопросу у меня собственная точка зрения. И она не всегда совпадает с официальной позицией Партии регионов. Но в «Нашей Украине» мне было намного некомфортнее, ведь там было полное несоответствие слов и дел.

- Где-то я прочитала, что у вас два автомобиля — «Ниссан» и «Дэу». Согласитесь, несолидно для советника премьера Виктора Януковича и руководителя его предвыборного штаба в третьем туре выборов иметь такие машины…

- У меня одно авто — «Шкода-суперб». А упомянутому вами «Ниссану» 15 лет, он уже давно превратился в металлолом и стоял мертвым грузом. Поэтому я его отдал племяннику жены, и тот возится с ней, пытаясь что-то путное из «Ниссана» сделать. Пока безрезультатно. «Дэу» была не моя, просто я на ней недолго ездил, а потом вернул хозяину.

«Когда мне вручили гарбуз, я поблагодарил и сказал, что сварю из него очень вкусную кашу»

- Понятно, значит, Тараса Чорновола «регионалы» поймали исключительно на «идеологический крючок»?

- Никто меня не ловил. Из «Нашей Украины» в 2004 году я уходил по причине идеологических разногласий, а членом Партии регионов стал совершенно сознательно. Я сам в определенный момент пришел к Виктору Януковичу и сказал, что готов с ним сотрудничать, добавив, что не претендую на место в избирательных списках вашей партии. И во фракцию «регионалов» в том же 2004 году я вступил тогда, когда многие «крысы» оттуда бежали. А позже Виктор Федорович сам предложил мне стать членом Партии регионов.

- Признайтесь, Тарас, вы побаиваетесь теперь ездить во Львов?

- (Смеется. ) Во Львове я был последний раз в прошлую субботу. И бываю там не так уж и редко. Но чаще езжу в Тернопольскую область, которая за мной закреплена.

- Тарас, расскажите, что у вас за история была с исключением из Львовского госуниверситета?

- У меня действительно нет высшего образования. Биофак я так и не закончил, чего и не скрываю. Везде указываю, что у меня неоконченное высшее. Более того, когда я смотрю на некоторых наших докторантов, то даже горжусь, что не имею ученых степеней. Хотя в последнее время мне часто звонит ректор Института последипломного образования и предлагает восстановиться. Меня ведь исключили не по причине политической конъюнктуры, а по справедливости: не сдал последнюю сессию и госэкзамены, не предоставил дипломную работу. Так вот, ректор звонит, предлагает все досдать и получить наконец диплом. Да все некогда!

- Что вы сделали с гарбузом, который вам в период выборов вручили? Кажется, там же вас забросали яйцами? Испортили костюм, небось…

- Это были типичные идеологические наработки местной ячейки «НУ», не более того. Когда мне вручили гарбуз, я поблагодарил и сказал, что сварю из него очень вкусную кашу. А в одном из районов Ровенской области в меня действительно бросали яйцами. Но я «твердошкурий». Тем более что ни одно яйцо в меня не попало! Я даже пытался их ловить, чтобы потом запустить обратно. Но не удалось: они слишком высоко их бросали. Местный губернатор специально заказал автобус, чтобы меня встречали люди с плакатами «Геть Чорновола!». Но я с юмором к этому отношусь.

Что касается судьбы моих костюмов в свете летающих яиц, то они у меня не отличаются высокой ценой. Могу вам показать марку (отворачивает полу пиджака и демонстрирует «лейб».  — Авт. ), это костюм, выпущенный донецкой швейной фабрикой. Цены я не знаю, костюм мне подарил на день рождения мой хороший друг, бывший депутат, который занимается швейным бизнесом в Донецке. Еще я ношу обычные костюмы, купленные в магазине Воронина (Михаил Воронин, известный украинский дизайнер.  — Авт. ) в Киеве. Их цена 700-800 гривен.

«С Леонидом Кравчуком я не сел бы играть в шахматы. Кравчук — гроссмейстер, а я «чайник»

- А как обычно вы восстанавливаете душевное равновесие?

- У меня стандартно «выглядит» воскресенье: весь день я валяюсь в постели, тупо смотрю по телевизору что попало, и все! Сейчас купил своему сыну кучу мультфильмов на украинском языке и мы вдвоем «втыкаем».

- В теннис с Виктором Януковичем не играете?

- Я видел, как Виктор Федорович играет в теннис. Очень профессионально. Выйти на уровень его игры я не могу, так зачем позориться? (Смеется. ) Кстати, с Леонидом Кравчуком я тоже не сел бы играть в шахматы. Кравчук — гроссмейстер, а я «чайник». В нашей фракции еще люди профессионально катаются на лыжах, но с ними в лыжных гонках тоже не могу себе позволить участвовать. Остается только диван. Честно скажу, что в спорте я слаб. Мой конек — автопутешествия…

- Интересно, откуда у вас такое хобби?

- Я очень давно за рулем, первая моя машина — «Жигули»-»копейка» — появилась в 1988 году, тогда у меня уже были дети. С ними проехал немало дорог. И когда у меня спрашивают, что я коллекционирую, то всегда отвечаю: впечатления. Я исколесил всю Европу вдоль и поперек, наездил уже восемь-десять экваторов!

- Какие-то курьезные случаи с вами случались за границей?

- Да сколько угодно! В Неаполе в Италии меня так «подрезали» на дороге, что я еле-еле вывернулся, чтобы никого не задеть, и оказался на трамвайных рельсах. С одной и с другой стороны — бордюр, свернуть никуда нельзя. Еду по путям и понимаю, что мне сейчас это будет стоить где-то 100 евро. А платить ой как не хочется! И действительно, вижу — карабинер, он поднимает свою «палку» и идет ко мне. А машина побитая, не то слово: в Киеве как-то очень «удачно» припарковался возле столба. Так вот, он посмотрел на мое авто, мою перепуганную физиономию, номера машины с сине-желтым флагом и сразу все понял. Махнул, чтобы я проезжал, показав, правда, кулак на прощание.

- Сейчас вы уже второй раз женаты. Сколько у вас всего детей?

- У меня три сына. Как говорится, Чорновил хоть и не ювелир, но брак не делает (смеется). Вы же знаете, как в народе говорят о тех, у кого дочери, — «бракоделы». От первого брака у меня сыновья-двойняшки. Они уже взрослые, им по 18 лет, с 1990 года они вместе со своей матерью живут в Германии. Сейчас ребята занимаются в последнем классе местной школы. Один сын серьезно увлечен компьютерами и будет учиться этому дальше, второй — явный гуманитарий. Из него может выйти историк, литературовед или журналист. А самый маленький сын (уже от второго брака, ему сейчас 8 лет) очень любит командовать. Я не знаю даже, чьи гены сказались! (Улыбается. ) В его возрасте я прислушивался к каждому слову взрослых. А сын, наверное, чересчур много слушает мои выступления по телевизору. Недавно одна девочка в школе его толкнула, жена предложила сыну: может, поговорить с ее родителями? И он сказал: «Не нужно ходить к родителям, я вырасту и подам на нее в суд». О том, что я нарушаю его конституционные права, сын заявил мне еще года четыре назад.

- В одном из интервью вы сказали, что уже много лет не встречаете Новый год, а ложитесь спать. И в этом году так сделаете?

- Я действительно никогда не отмечаю Новый год. Зато мы с семьей всегда празднуем Рождество и День святого Николая. Кстати, супруге в День святого Николая подарил дорогую косметику (сам я в ней ничего не понимаю, но мне посоветовали купить именно такую). А младшему сы-

ну подарил CD-плеер с наушни-ками — начал его понемногу баловать. Он в последнее время увлекся классической музыкой, с удовольствием слушает Гайдна и Бетховена. Думаю, пусть слушает на здоровье, ведь раньше он любил, как я говорю, «бесовскую» музыку, от которой стены дрожат.

Что касается Нового года, то в этом году все же решил сделать исключение. Плюнул на все и купил на недельку путевки в Эмираты, ведь за последнее время я очень устал психологически. Почему бы не позволить себе нормальный отдых?