Происшествия

«люди были так избиты и измождены, что их не могли узнать даже родственники»

0:00 — 26 декабря 2006 eye 184

Сотрудники правоохранительных органов Львова освободили четверых заложников, которых держала в плену банда квартирных мошенников

В милицию Львова обратилась местная жительница с заявлением о пропаже паспорта и документов на ее квартиру. Правоохранители провели следствие и выяснили, что злоумышленники, похитив документы женщины, переоформили и продали ее квартиру. В разгар следствия по этому делу в милицию обратилась еще одна львовянка — по поводу исчезновения бывшего мужа. Причем пропал мужчина вместе с документами на жилье и паспортом. В ходе проверки выяснилось, что однокомнатная квартира бывшего супруга заявительницы продана, а сам хозяин загадочно исчез. Как оказалось, во Львове и области действовала хорошо организованная преступная группировка, специализирующаяся на мошенничестве с жильем…

«На человека, находящегося за рубежом, оформляли свидетельство о смерти, а затем забирали жилье»

- Группировка, как выяснили в ходе следствия правоохранители, действовала слаженно и с размахом, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины во Львовской области Василий Левицкий.  — Схема была традиционная: «агентура», куда входили знакомые, чиновники, милиционеры-оборотни, сотрудники жэков и других коммунальных служб, выискивала одиноких людей и выясняла о них буквально всю информацию: биографию, число родственников, образ жизни, привычки. К потенциальным жертвам входили в доверие и вскоре тем или иным обманным путем завладевали их жильем. Например, хозяин двухкомнатной квартиры захотел поменять ее на однокомнатную с доплатой. Узнав об этом, к мужчине пришла 34-летняя участница преступной группы, преставилась адвокатом и предложила помощь в решении проблемы. Доверчивый хозяин передал ей документы для «переоформления» и переехал во временное жилье. Пока злоумышленники продавали его квартиру, адвокат морочила жертве голову сказками о неустанных поисках приличного жилья.

Но, бывало, аферисты действовали и очень жестко: вывозили жертву в лес, копали могилу и предлагали на выбор — или отдаешь жилье, подписав необходимые документы, или…

Разумеется, помимо наводчиков, у злоумышленников были и другие помощники, без которых подобные дела было бы невозможно провернуть: частные нотариусы, сотрудники Бюро технической инвентаризации. Кроме того, вовсю подделывались решения судов, подписи, печати, паспорта, другие документы. Например, на человека, находящегося за рубежом на заработках, оформляли свидетельство о смерти. А уж после этого забрать у него жилье было делом техники.

Впрочем, даже при детальной разработке своих афер злоумышленники иногда «прокалывались». Выкрали человека, а квартира, в которой он жил, оказалась оформленной на его сестру. Пришлось «клиента» отпускать.

С жертвами квартирных афер у преступников действительно была большая морока. Убивать их они не собирались — боялись сурового наказания, но и оставлять без надзора тоже считали рискованным. В конце концов, выход нашли…

- В конце октября к нам поступила оперативная информация, что в одной из квартир города (дом и улица были неизвестны) уже полгода преступники силой держат четырех заложников (трех мужчин и женщину), у которых отобрали и продали жилье, — продолжает Василий Левицкий.  — Медлить было нельзя. Спланировали операцию, подключили к ней бойцов спецподразделения «Сокол» и задержали трех активных участников группировки (еще двое находятся в розыске), которые и сообщили, что держат своих жертв в доме на улице Григоренко. Эту квартиру преступники сняли специально под «тюрьму». Предполагаем, что ее хозяин непричастен к этим злодеяниям, его сильно запугали. Освободив заложников, мы были просто шокированы их видом. Люди были так избиты и измождены, что их не могли узнать даже близкие родственники! Пришлось вызывать «скорую помощь». Лишь потом бывшие пленники рассказали следователям, в каких адских условиях им пришлось прожить полгода в своей камере — комнатке.

«Своих жертв преступники усиленно спаивали»

- Держали их крепко привязанными к кровати или батареи отопления, — рассказывает Василий Левицкий.  — Кормили раз в день: каждое утро ровно в девять часов открывался огромный амбарный замок на дверях и самый молодой участник группировки — 18-летний студент одного из местных колледжей, приносил еду. Разнообразием меню не баловали: жиденький супчик на пшене, одна картофелина в мундире. Иногда расщедривались на маленький кусочек хлеба с салом. Зато некачественного алкоголя (самогонка или паленая водка, которая продается на любом базаре с рук) было море! Своих жертв преступники усиленно спаивали, буквально силой заливали им спиртное в рот, поили до потери сознания.

Делалось это для того, чтобы человек не осознавал своего положения, не буянил, не думал о побеге. Но главное, как мы считаем, злоумышленники стремились довести своих пленников до цирроза печени или сердечной недостаточности. Возможно, что-то добавляли и в пищу — это сейчас проверяют эксперты. Рассуждали злоумышленники приблизительно так: если найдут труп без признаков насильственной смерти, кто будет возбуждать уголовное дело? Поэтому у нас есть серьезные основания подозревать, что некоторые из жертв группировки умерли именно на этой квартире, а их тела захоронены в неизвестном месте. Сейчас следствие продолжается, уже доказано восемь эпизодов по аферам с квартирами, но это только начало работы. Уверен, что всплывут и более серьезные преступления…

К сожалению, пообщаться с бывшими пленниками не удалось, они категорически отказались встретиться с журналистами. Более того, предупредили правоохранителей, что не будут давать показания, если корреспондентам станут известны их фамилии.

Между тем арестованные злоумышленники (ранее не имевшие стычек с законом) ведут себя вызывающе. Свою вину категорически отрицают, несмотря на проведенные многочисленные очные ставки с их жертвами. При обысках больших сумм, вырученных членами группировки от продажи чужих квартир, пока не нашли. Хотя оперативников поразили добротные евроремонты в домах мошенников, огромные плазменные телевизоры, роскошная мебель и дорогие автомобили.

- К сожалению, аферы с жильем — довольно распространенный во Львове вид преступления, — признается Василий Левицкий.  — Сейчас мы «разрабатываем» еще несколько группировок, которые занимались мошенничеством с квартирами. Увы, изменение законодательства, когда операции с недвижимостью стали более простыми, пошло на руку и бандитам…

P. S. Материал подготовлен при содействии Центра общественных связей УМВД Украины во Львовской области.