Происшествия

«мы выпили на прощание и посадили клоуна карандаша на самолет в москву, а утром, к своему огромному удивлению, я обнаружил его во дворе киевского цирка — будто он никуда и не улетал! »

0:00 — 26 декабря 2006 eye 601

Исполнилось 105 лет со дня рождения одного из лучших комиков XX века, учителя выдающегося актера и клоуна Юрия Никулина Михаила Румянцева (Карандаша)

Гениальный Карандаш — маленький человек (рост — 157 сантиметров) с добрыми и немного грустными глазами — около 60 лет выходил на арену цирка. Он стал знаменитым еще в довоенные годы, выступал на манеже, был любимцем публики и собирал полные залы вплоть до своей смерти в 1983 году. Недавно исполнилось 105 лет со дня его рождения. Воспоминаниями о легендарном клоуне с «ФАКТАМИ» поделился генеральный директор Национального цирка Украины народный артист Украины профессор Борис Заец.

«Когда Карандаш выступал в Киеве, очередь к кассам выстраивалась в три кольца вокруг здания цирка!»

- С Карандашом мне довелось работать дважды — во время его гастролей в Киеве, — рассказывает народный артист Украины Борис Заец.  — В первый раз получил возможность близко с ним познакомиться зимой 1969-1970 годов. Ему тогда было 68 лет, но энергии и оптимизма у Михаила Николаевича хватило бы на троих. Он был неофициальным художественным руководителем большой цирковой программы (в нее входили группа клоунов Карандаша, коллективы акробатов, дрессировщиков, жонглеров), с которой гастролировал по стране. Причем эта программа считалась тогда одной из лучших в СССР.

Когда Карандаш выступал у нас, очереди к кассам выстраивались в три кольца вокруг здания Киевского (ныне — Национального) цирка. Несмотря на морозы, люди занимали очередь с ночи. Карандаш говорил, что даже представить себе не мог, чтобы его выступления проходили без аншлага. А какую поддерживал дисциплину в коллективе! Опоздания участников программы на репетиции были крайне редкими и рассматривались, как ЧП. Приказы Михаила Николаевича выполнялись беспрекословно и быстро. Он был не только гениальным клоуном, но и талантливым руководителем, порой довольно жестким и требовательным, способным, если нужно, даже накричать на актеров. Так что удержаться в его программе удавалось далеко не всем. Несмотря на свой, прямо скажем, непростой характер, на манеже Карандаш перевоплощался, становился ребенком. Это нетипично даже для циркового комика. Ведь обычно дети понимают: клоун хоть и забавный весельчак, но все же взрослый дядя. А вот Карандаш держался так, что ребятня принимала его как своего. Это у него получалось само собой.

- У нас с Михаилом Николаевичем сложились дружеские отношения, — продолжает Борис Михайлович.  — Он меня в шутку называл «академиком», подразумевая под этим то, что я один из первых дипломированных режиссеров цирка. Ведь до 1960-х годов все цирковые режиссеры были самоучками.

Накануне своих последних гастролей в Киеве, начавшихся в ноябре 1975 года, Карандаш писал мне: «Ниже привожу полный подробный список и описание всех номеров программы. Если в Киеве недавно было нечто похожее, то ты сообщи. Я тогда по пути в Киев «потеряю» указанный тобой номер, а потом снова «найду». Я был главным режиссером, поэтому знаменитый клоун со своей просьбой обратился по адресу. В том письме в очередной раз проявилось его уважение к публике. В связи с этим запомнилась история, рассказанная Юрием Никулиным в автобиографической книге «Почти серьезно… ». Однажды зимой, когда труппа Карандаша была на гастролях в Новосибирске, разразилась сильная буря и со здания цирка снесло крышу. Выступление хотели отменить, но Михаил Николаевич поддался на уговоры директора и дал представление, несмотря на то, что стояли сибирские морозы и шел снег. Публика сидела в шубах и валенках, а артисты выступали, как обычно, в сценических костюмах. В номере «Лейка» клоуны должны были обливать друг друга водой. Карандаш не отказался от этой репризы, заявив, что зрителей нельзя обижать, но и об артистах позаботился: перед «Лейкой» они выпили по 100 граммов водки, чтобы не простудиться.

«Коньяк мэтру передавали через щель под дверью, налив его в собачью миску»

- Случались ли во время киевских гастролей Карандаша комические, забавные истории?

- Не без того, — отвечает Борис Заец.  — Михаил Николаевич любил побаловаться коньячком. Сам в магазин не ходил: стоило ему появиться на улице, как тут же собиралась толпа поклонников. Поэтому просил сбегать за бутылочкой кого-либо из работников цирка. Однако случалось, что коньяк конфисковывала супруга — Тамара Семеновна. Она умела держать мужа в руках. Нужно сказать, что Михаил Николаевич зачастую оставался ночевать в цирке, в своей гримерке. Тамара Семеновна в таких случаях запирала его на ключ, чтобы не было соблазна отправить ребят за коньяком. Тем не менее, открывая по утрам гримерку, она приходила к заключению: вечером Карандаш все же раздобыл 100 граммов. Женщина проводила тщательнейшие обыски, давала категорические указания работникам цирка  — не помогало. А дело было в двери, точнее, в щели между дверью и полом. Карандаш заранее просил меня выделить ему гримерку, где бы имелась такая щель. Когда Тамара Семеновна уходила в гостиницу, а Михаил Николаевич оставался в цирке, он звал: «Дружок, подойди-ка!» Кто-либо из ребят отзывался, Карандаш просовывал в щель десятку и просил сбегать в буфет за бутылочкой. Потом просовывал плоскую миску своих знаменитых собачек Кляксы и Пушка (породы скотч-терьер), и в нее наливали коньяк.

А вот еще один случай, также связанный с выпивкой. Закончились киевские гастроли Карандаша. Мы на прощание устроили небольшой банкет. Клоун выпил, поэтому мы не могли разрешить ему сесть за руль (он намеревался ехать в Москву на собственном шикарном автомобиле ЗИМ). Договорились с Тамарой Семеновной, что посадим Карандаша в самолет, а машину в Белокаменную перегонит кто-то из его ассистентов. Так и поступили. А утром, к своему огромному удивлению, я обнаружил Михаила Николаевича во дворе Киевского цирка — как будто никуда и не улетал! Карандаш мыл свой любимый ЗИМ. Завидев меня, лукаво улыбнулся. «Боря, академик, ты удивлен? — проговорил он своим высоким голосом.  — А я с летчиками договорился, что полечу с ними обратно в Киев: хотел сам машину в Москву перегнать».

Кстати, его ЗИМ (такие лимузины выпускали для высшего руководства СССР) был предметом всеобщей зависти. Я не знаю ни одной цирковой знаменитости, у которой в те годы был столь шикарный автомобиль. Как машина досталась Карандашу, я у него не спрашивал. Знаю лишь то, о чем он сам рассказывал: чтобы маэстро мог доставать до педалей, их удлинили.

- На днях, к 85-летию со дня рождения Юрия Никулина, по телевидению показывали документальный фильм о нем. Один из друзей Юрия Владимировича вспомнил, как Никулин ему говорил: «Знаешь, старик, удивительная штука эта популярность. Я, чего греха таить, некрасивый. Ну, некрасивый, что поделаешь. А какую женщину ни встречу, пусть самую красавицу из красавиц, каждая со мной готова… » У Карандаша тоже было много поклонниц?

- Девушки заваливали его цветами, но, насколько я знаю, бабником он не был. Тем более что Тамара Семеновна следовала за ним на все гастроли. Она многие годы участвовала в различных его номерах, а состарившись, просто сопровождала мужа, ухаживала за ним. Их дочь постоянно жила в Москве, стала журналисткой и теоретиком циркового искусства.

Что же касается Юрия Никулина, то он, напомню, начинал свой творческий путь, работая с Карандашом. Никулин учился в цирковой студии, когда Михаил Николаевич взял в свой номер его и еще одного студента, Бориса Романова. Карандаш выходил на сцену и, выбрав какого-то ребенка, направлялся к нему с восторженными возгласами. В проходе молодой задира подставлял ему ножку. Это оборачивалось для хулигана и его дружка тем, что Карандаш чуть ли не силой вытаскивал их на манеж и учил ездить верхом. Ребятам к поясу привязывали лонжу (канат) и по очереди сажали на лошадь, которую гоняли по кругу. Публика умирала со смеху, когда они падали чуть ли не под копыта лошади, кричали от испуга, и если бы не лонжа, то давно бы разбились. Незадачливыми наездниками как раз и были Никулин и его друг Романов. А чтобы исполнять свои роли, они месяц обучались верховой езде.

Когда парни окончили цирковую студию, Карандаш пригласил их в программу. Никулину доверил играть роль дворника в одной из своих самых знаменитых реприз «Случай в парке». Маэстро якобы случайно разбивает скульптуру Венеры и становится на ее место, чтобы ему не досталось от строгого дворника. Эту, казалось бы, простую сценку Карандаш играл так, что зал чуть не захлебывался от хохота.

«Михаил Николаевич выдал Никулину и Шуйдину по тетрадке и потребовал записывать все, чему будет учить»

- Строптивый Романов в коллективе не прижился: Карандаш очень не любил, когда с ним спорили, — продолжает Борис Заец.  — Маэстро нашел Никулину нового партнера — Михаила Шуйдина. Этот дуэт стал звездным: Никулин и Шуйдин проработали вместе более 30 лет. К слову, в упомянутой книге «Почти серьезно… » Юрий Владимирович описал примечательный эпизод, иллюстрирующий некоторую авторитарность Карандаша. Тот пригласил Никулина и Шуйдина к себе в гримерку, выдал по тетрадке и категорически потребовал: «Скрупулезно записывайте все, что я буду говорить. Заносите в тетрадку и свои вопросы. Мои ответы тоже записывайте».

- Правда ли, что Карандаш исполнял клоунские номера даже под куполом цирка?

- Пока не постарел, исполнял. Вместе с канатоходцами. Те демонстрировали свои головокружительные трюки, и вдруг на манеж выбегал Карандаш. Взбирался по веревочной лестнице на мостик, установленный на большой высоте. Кто-то из канатоходцев предлагал ему пройтись по канату. Клоун делал вид, что ему необычайно страшно, но все же шел, держась за спину канатоходца. Затем, как бы невзначай, отвлекался, канатоходец шел вперед, а клоун, якобы от испуга, усаживался верхом на канат и кричал. Немного успокоившись, начинал прикидывать, как бы добраться до натянутой внизу сетки: бросал на нее шляпу, спускал рулетку и наконец доставал веревку. Крепил он ее как-то неловко и, спустившись до определенной высоты, срывался. При этом сбрасывал с головы парик, а под ним был еще один, седой: мол, поседел от страха.

- Сколько ему платили?

- У Карандаша, как и у других выдающихся мастеров, например, Никулина, была персональная ставка — 25 рублей за выступление. Артистов цирка делят на категории в зависимости от уровня мастерства. Циркач первой категории по тогдашним нормам получал в месяц 250 рублей при условии выполнения нормы (30 выступлений). В выходные дни можно было участвовать в трех-четырех и за счет этого иметь переработки. Артисту высшей категории платили 15 рублей за выступление. При условии 30 выходов в месяц набегало 450 рублей. Ну а если Карандаш выполнял эту норму (так было почти всегда), ему начисляли 750 рублей — сумму по тем временам весьма приличную.

- Как получилось, что Михаил Румянцев взял творческий псевдоним Карандаш?

- В годы его молодости почти все артисты цирка брали псевдонимы. Вначале он выступал под именем Рыжий Вася, затем стал Чарли Чаплиным: в одном из номеров Румянцев гримировался под знаменитого комика, имитировал его походку, жесты, мимику. Карандашом он стал в 1934 году. Маэстро не любил, когда его называли по фамилии, недовольно заявлял: «Румянцев — это для нашего управдома. А в цирке я Карандаш». Поначалу это имя писали на французский манер: Каран д'Аш. Михаил Николаевич и от Никулина с Шуйдиным требовал, чтобы они взяли творческие псевдонимы. Но из этого ничего не вышло: что бы ни придумали молодые артисты, Карандаш отвергал. Так они и остались Никулиным и Шуйдиным.

- Встречались ли руководители Советской Украины с Карандашом во время его гастролей в Киеве? Может, заходили к нему в гримерку, приглашали в ресторан?

- Лидер Украинской ССР Владимир Щербицкий бывал с семьей на представлениях в нашем цирке как минимум дважды в год. Приходил и и на выступления знаменитостей — Никулина, Карандаша, Попова. Посещать звезд за кулисами тогда было не принято, Щербицкий просто передавал им через помощников цветы. Карандаш, в свою очередь, посылал цветы ему. На этом общение и заканчивалось. Кстати, страстным поклонником циркового искусства слыл сын Щербицкого Валерий. Он бывал у нас множество раз. Причем приходил не для того, чтобы поухаживать за какой-нибудь артисткой. Просто любил цирк.