В оздоровительно-реабилитационном центре при Киевской горгосадминистрации старший воспитанник в течение месяца насиловал младшего, привлекая к «процессу» остальных детей
Столичная служба по делам несовершеннолетних Киевской городской госадминистрации переживает скандал: в СМИ попала информация о том, что в оздоровительно-реабилитационном центре, существующем под эгидой этой службы, 16-летний воспитанник регулярно насиловал 10-летнего. И хоть все это происходило около полутора лет назад, правда о том, что творилось в специальном детском учреждении, только сейчас вылезла наружу.
В медико-оздоровительный социально-реабилитационный центр Службы по делам несовершеннолетних Киевской горгосадминистрации, расположенный на 23-м километре Бориспольского шоссе, дети попадают не от хорошей жизни. Здесь находят временное пристанище ребята из неблагополучных семей, дети алкоголиков, страдающие от насилия в семье. Задача учреждения, пояснила нынешняя руководитель центра Людмила Прохоренко, — дать ребятишкам возможность «оттаять» в атмосфере любви и доброжелательности, подтянуться в учебе, поесть домашней пищи и подлечиться. Как оказался в специфическом учреждении 10-летний Дима (имена изменены по этическим соображениям) — единственный ребенок из вполне благополучной семьи, — не совсем ясно. Корреспонденту «ФАКТОВ» не удалось встретиться с его мамой — по понятной причине женщина избегает всяких расспросов.
- Возможно, это мальчик из очень бедной или многодетной семьи, — пояснил «ФАКТАМ» заместитель начальника Службы по делам несовершеннолетних Киевской городской госадминистрации Руслан Гребиниченко. — Если даже такой ребенок несколько месяцев поживет на свежем воздухе, будет хорошо питаться — родителям хоть какая-то помощь.
По другой версии, на реабилитацию Диму направила родная школа. Мальчик не то чтобы плохо учился, но был неусидчив и невнимателен на уроках. Вот учителя и решили, что смена коллектива пойдет ему на пользу. А родители, на свою беду, спорить не стали.
По словам следователя Дарницкого райуправления ГУ МВД Украины в Киеве Юрия Рябовола, Дима поступил в оздоровительно-реабилитационный центр в марте 2004 года. Сначала мальчику даже понравилось в новой обстановке. Непоседливый третьеклассник познакомился с остальными воспитанниками, успел кое с кем подружиться. Но вскоре ему открылась другая сторона медали. Оказалось, что с наступлением вечера, когда учителя и воспитатели расходятся по домам, в интернате начинается совсем другая жизнь. По любому поводу между воспитанниками вспыхивали драки. Процветала дедовщина: старшие издевались над младшими как хотели. Дежурные воспитатели как будто не видели творящегося вокруг беспредела. Да и сотрудники центра, являясь утром на работу, «не замечали» возникшие за ночь синяки и шишки. Диме объяснили: новичку, чтобы стать «своим», необходимо пройти специальное испытание — самому себе прижечь кожу на тыльной стороне ладошки. Если сам не справится — «помогут» старшие воспитанники.
Прижигания оказались только началом долгого пути издевательств и унижений. Увы, худенький и слабый Дима не умел как следует постоять за себя. Как-то после отбоя в комнату, где Дима жил с двумя одноклассниками, зашел 16-летний Сергей. Он учился в старшем, девятом классе и славился среди воспитанников наглым и жестоким характером. Выгнав Диминых соседей, несовершеннолетний негодяй заставил ребенка раздеться. А затем, угрожая побоями, приказал удовлетворить его оральным способом. Что пережил мальчишка, выполняя унизительное требование, — можно только догадываться.
- Так продолжалось в течение месяца, — рассказывает Ю. Рябовол. — Последний раз Сергей, чтобы разнообразить свои впечатления, велел остальным десятилетним детям остаться в спальне. Он забаррикадировал вход кроватью и угрозами заставил мальчишек снять нижнее белье. Димины друзья должны были наблюдать, как он беспрекословно выполняет требования мучителя. Потом Сергей заставил Диму «обслужить» и остальных детей. «Теперь мы соучастники, — ехидно подытожил негодяй. — Если проболтаетесь — отвечать будем вместе».
Когда раз в неделю к Диме приезжали родители, он отчаянно просился домой. Но мама с папой, вручив сыну кулек конфет, уезжали, оставляя наедине со страхом приближающейся ночи. (Согласно существующему распорядку, воспитанников не отпускают домой даже на выходные без веских причин и специально оформленного разрешения. — Авт. ) Впрочем, родителям, наверное, и в голову не могло прийти, что происходит под крышей детского учреждения. Однажды мать с отцом увидели сынишку в синяках. Пряча глаза, он объяснил, что просто подрался с мальчишками. Ну не мог он, сгорая со стыда, сказать родителям правду!
Истина, как это рано или поздно случается, выплыла сама. По словам следователя, сначала о случившемся стало известно кому-то из сотрудников детского учреждения. Они сообщили родителям Димы. Те мгновенно примчались, забрали ребенка домой и тут же написали заявление в милицию. По факту насильственного удовлетворения половой страсти противоестественным способом было возбуждено уголовное дело.
- Никогда не поверю, что от хорошего воспитателя можно скрыть ожоги на ладошках! — говорит Юрий Рябовол. — Я спрашивал воспитателей, как же могло случиться, что в течение длительного времени в детских спальнях творился беспредел, а они ничего не замечали. Но они оправдывались тем, что «детей много, за всеми не уследишь».
Медико-оздоровительный социально-реабилитационный центр расположен в хорошем месте: сосновый лес, свежий воздух. Во дворе — симпатичная площадка с качелями и горками. Для жилья и учебы предназначен четырехэтажный корпус с просторными классами и уютными маленькими спальнями. Впрочем, увидеть детей и воспитателей мне не удалось — очередная смена приедет лишь в середине октября. Однако директор центра Людмила Прохоренко, возглавившая учреждение спустя несколько месяцев после инцидента, красочно описала насыщенную жизнь воспитанников.
- До обеда у нас уроки, затем тихий час и досуг, — говорит Л. Прохоренко. — Потом, до самого отбоя — занятия в различных кружках, спортивные состязания, культурная программа. Через день — дискотеки.
По словам директора, успеваемость воспитанников неплохая, потому что в класс набирают не больше 10 учеников. Воспитателей предостаточно: на сотню с небольшим детей — 18 «нянек», два психолога и психиатр. Ночью на каждом этаже детского учреждения остается дежурный воспитатель, в обязанности которого входит следить за покоем спящих мальчишек и девчонок.
О «порноскандале» в стенах вверенного ей учреждения Людмила Александровна, по ее словам, «ничего не знала». Дескать, пришла сюда после увольнения первого руководителя. Директорствует уже год и ничего, кроме хорошего, о реабилитационном центре сказать не может.
Непосредственный куратор детского учреждения Руслан Гребиниченко также заявил, что информация о насилии в центре стала для него новостью.
- Ужасно, но о случившемся я узнал лишь сейчас из СМИ! — воскликнул Р. Гребиниченко. — Невероятно жалко ребенка. Ведь ему просто сломали психику! Сможет ли он когда-нибудь забыть эти унизительные минуты? Боюсь, что нет.
Весной прошлого года, приезжая в реабилитационный центр с проверками, мы замечали неладное, — подумав, добавил Руслан Валентинович. — Дети носились по коридорам немытые, нечесанные. Могли гулять во дворе во время уроков. Один ребенок во время прогулки вывихнул руку, другой и вовсе выпал с балкона второго этажа. Почти треть детей не проходила курса реабилитации до конца: убегали сами или их забирали недовольные «воспитанием» родители. Создавалось впечатление, что воспитатели забыли о таком понятии, как педагогика. Тогда мы объявили директору выговор за неудовлетворительную работу с детьми. Однако ничего не изменилось, кроме того, обнаружились проблемы с финансовой документацией. Говоря иными словами, руководство центра больше увлеклось хозяйничаньем, чем воспитанием детей.
Год назад директор, трое замов, половина воспитателей и старшая медсестра написали заявления об уходе по собственному желанию. Тогда мы еще не знали о ЧП, произошедшем в марте прошлого года. Руководство центра просто не поставило нас в известность об этом уголовном деле! Хотели замять, утаить сор в избе. Клянусь вам, если бы тогда это вышло наружу, они все были бы уволены по статье!
P. S. Говорят, сразу после того, как родители спешно забрали Диму домой, Сергей почувствовал надвигавшуюся опасность и сбежал из центра. Потом, правда, вернулся и еще какое-то время прятался в одной из душевых кабинок, где его и обнаружили сотрудники милиции.
До суда парня отпустили домой под подписку о невыезде. Сергей жил с матерью очень бедно. За время, пока продолжалось следствие, несовершеннолетний успел совершить еще две квартирные кражи. Поэтому его судили сразу за три преступления. Голосеевский районный суд приговорил Сергея к трем годам лишения свободы.
А маленький Дима сейчас живет со своими родителями, ходит в прежнюю обыкновенную среднюю школу. Вряд ли его мама и папа еще раз захотят вручить чадо заботам государства