Происшествия

Кременчугский джип «вепрь» с мотором и колесами от бтра легко проходит там, где застрял бы «хаммер»

0:00 — 7 октября 2005 eye 1059

Изобретатель Владимир Пилипенко из Полтавской области сконструировал первый автомобиль, принадлежащий к абсолютно новому классу машин — полугрузовикам-полувнедорожникам

«Вепрь» появился в Киеве неожиданно. Украинское ноу-хау — первый в мире автомобиль класса полугрузовиков-полуджипов привезли на выставку, посвященную оружию и системам безопасности. Машина потрясает своими размерами, а в особенности дорожным просветом в шестьсот пять миллиметров. Расстояние от земли до плоского «пуза» у него в два с половиной раза больше, чем у легендарного «Хаммера»! По сути, «Вепрь» — это мощный военный грузовик с внешним видом и отделкой современного джипа: мягким кожаным салоном, плоским телевизором, кондиционером и стеклоподъемниками. Невероятно, но это огромное и очень красивое черное чудовище создали в Кременчуге в обычном автопарке, которому принадлежат десяток грузовых тягачей и мастерские по ремонту КрАЗов. Правда, ничем не примечательное провинциальное АТП-15356 так и пребывало бы в безвестности, если бы там не работал удивительный и немного странный человек  — изобретатель Владимир Иванович Пилипенко.

Одна покрышка для украинского джипа стоит тысячу евро

Владимир Иванович — и конструктор, и дизайнер «Вепря» в одном лице.

- Это его светлая головушка все деталечки в этой машине продумала, — смеется директор АТП Ольга Михайловна.

Самое непостижимое, что большая часть комплектующих для «Вепря» заказывалась и изготовлялась в Украине: кузов — в Запорожье, дизельный мотор — совместного производства «Ивеко» и «Мотор-Сич». Похожие двигатели  — низкооборотистые, объемом четыре литра, мощностью 136 лошадиных сил — ставятся сейчас на военные БТРы. Расход топлива у джипа в городе колеблется на уровне тринадцати литров на сто километров пути. Конечно, у какой-нибудь «Тойоты Лендкрузер» мотор помощнее, зато не обладает такой тяговой силой, что гораздо важнее для машины, которой предстоит лазить в непроходимых лесных топях. В тоже время на трассе «Вепрь» свободно разгоняется до ста сорока километров в час.

- На Севере большие начальники, руководители геологических партий, председатели старательских артелей на джипах не ездят, — говорит Владимир Пилипенко.  — Джип — это чтобы в городе покрасоваться. По работе ездят на персональном полноприводном КрАЗе или «Урале». В крайнем случае — на полноприводном КамАЗе. Но зачем ездить на грузовике, подумал я, если можно создать джип, который ни в чем ему не уступает, но меньше и комфортнее. Наш «Вепрь»  — грузовик: в багажнике может везти две тонны груза, да еще тянуть четырехтонный прицеп.

Колеса у машины — от БТРа, диаметром больше метра! Это в полтора раза больше, чем у «Хаммера». Одно колесико — тысяча евро!

Удивительные колеса выдерживают четыре прострела из автомата. В салоне, как и в БТР, есть кнопочка: нажимаешь ее — компрессор подкачивает сразу четыре колеса до нужного давления.

По ширине салон «Вепря» напоминает автобус

Салон машины — неслыханно широкий для автомобиля. От дверцы до дверцы — два метра двадцать сантиметров. Такие габариты скорее подходят автобусу. Сзади могут спокойно сидеть человек шесть. Но роскошных кожаных сидений, как и положено респектабельному суперджипу, всего три! Достаточно минуты за рулем «Вепря», чтобы тебя охватило ощущение собственного величия. До соседнего пассажира рукой не дотянуться! Недавно мне пришлось денек поездить за рулем последней модели «Джип Гранд Чероки», но после украинского джипа американский монстр показался мне тесным, как «Жигули»! Правда, отделка у кременчугского «зверя» не такая роскошная: приборная панель взята от микроавтобуса «Ивеко», руль — от старенького «Фольксвагена».

- Я сам езжу на «Гранд Чероки», — сказал Владимир Пилипенко, услышав мои восторги.  — Но у «Вепря» подвеска гораздо мягче, можно кофе в дороге пить — не расплещешь. И это несмотря на то, что машина ездит на огромных шинах — как на каблуках.

Подумать только, Владимир Иванович поставил на джип пневмоподвеску, которой обычно оборудуют лишь избранные джипы люкс-класса — «Кадиллак» или «Порше». Подвеска у Пилипенко, разумеется, собственного изобретения: когда одно из колес попадает в глубокую яму и машина кренится, она подкачивает амортизаторы и выравнивает автомобиль. А еще подвеска может поднимать и опускать джип на пятьдесят сантиметров.

- С обслуживанием машины нет проблем, все запчасти украинские, но дорогие, на уровне современных грузовиков, — объясняет Владимир Иванович.  — То есть в два-три раза больше, чем для легковой машины.

По словам, Ольги Михайловны, «Вепрь» они согласны продать не меньше, чем за сто тысяч долларов — примерно столько было вложено в создание автомобиля. Деньги нужны на новые разработки.

- Владимир Иванович все время что-то создает, но ничего не патентует, — рассказывает директор АТП.  — Придуманные им прицепы выпускают в Германии уже в течение десяти лет. Мы его еле уговорили запатентовать «Вепрь». Он удивлялся — а зачем? Я, мол, новую машину придумаю. Сделаю, говорит, «Вепрь» амфибией. Американцы приглашали его возглавить автомобилестроительный институт, но он отказался, потому что страстный патриот. Первый у нас в Кременчуге желто-голубой флаг на горсовет повесил…

Мы договорились встретиться с Владимиром Пилипенко на следующий день. Хотелось испытать — в самом ли деле машина форсирует реки глубиной до полутора метров. Но изобретатель пропал. Говорят, за ним заехали какие-то военные…

«Шевроле Нива» может «выгрести» из болота, как маленький трактор

Такая махина, как «Вепрь», восхищает, но нужна она далеко не каждому, кто выезжает за город. Для поселка вполне достаточно обычного внедорожника не за сто, а за 12-13 тысяч долларов.

Недавно в Закарпатье с участием «ФАКТОВ» прошло первое по-настоящему внедорожное испытание «Шевроле Нивы» в Украине. Летом эти машины уже проходили проверку в казахских степях, проехав в пятидесятиградусную жару несколько тысяч километров по безжизненным солончакам. На этот раз десяток джипов с журналистами продирались горными дорогами Карпат, иногда штурмуя почти отвесные склоны. Многие волновались — машина достаточно устойчива, но все-таки мотор у нее слишком велик — 1,7 литра, мощность — 80 лошадиных сил. Но оказалось, джип — не легковушка, он устроен по-другому: переводишь рычаг коробки на пониженный ряд передач, включаешь блокировку дифференциалов (чтобы все колеса крутились без пробуксовки), и машина неспешно, но очень уверенно заползает на кручу или «выгребает» из болота, как маленький трактор.

Один раз экипажу «ФАКТОВ» пришлось увязнуть в огромной луже по самые дверцы. Думали, застряли безнадежно, но наш консультант — мастер езды по бездорожью — скомандовал: руль прямо, газ в пол. С точки зрения водителя легковушки, газовать в болоте — верная погибель. Машина зароется намертво. Но «Шевроле Нива», полностью измазавшись в грязи, выбралась. «Если вместо городских на нее поставить внедорожные шины, эта машина в умелых руках способна творить чудеса», — улыбался наш инструктор.

Порадовал и салон машины, молча терпевший все издевательства над автомобилем. Единственной неполадкой у «Шевроле» оказалась оторванная пластиковая защита двигателя. Прыгая на машинах через острые высокие камни, ее отломали несколько экипажей. Поэтому совет для отчаянных экстремалов — меняйте «пластмассу» на более мощную стальную защиту (в наших условиях это рекомендуют делать владельцам всех автомобилей).