Политика

Юлия тимошенко, лишившись премьерского кресла, укрепляет свои позиции за счет коррумпированности украинской судебной системы?

0:00 — 14 октября 2005 eye 215

Конфликт вокруг Никопольского завода ферросплавов и манипуляции с судебной системой стоили Юлии Тимошенко должности главы Кабмина. Но результаты проделанной ею работы по установлению контроля над судебной системой, вероятно, будут использованы экс-премьером в предстоящей избирательной кампании Украина уже привыкла к постоянным скандалам, связанным с деятельностью тещи Шона Карра. Однако и с уходом Юлии Тимошенко с поста главы Кабмина разбирательства, связанные с ее персоной, не прекращаются. На днях в ходе пресс-конференции заместитель главы Высшего хозяйственного суда Украины Николай Хандурин рассказал об особенностях взаимодействия экс-премьера с судебной системой Украины. По словам Хандурина, несмотря на то что Тимошенко утратила свои позиции в исполнительной власти, ей практически уже удалось установить контроль над значительной частью судебной системы Украины.

«Тимошенко под видом национализации пыталась передать Никопольский ферросплавный завод в управление группе «Приват»

Как сообщил Николай Хандурин на пресс-конференции, Юлия Тимошенко еще в начале своего премьерства наладила контакт с главой Высшего хозяйственного суда Украины Дмитрием Притыкой. Результатом этого стало списание многомиллиардных долгов корпорации ЕЭСУ посредством решений хозяйственных судов. Об этом также еще в начале сентября говорили Президент и глава МВД Юрий Луценко. В дальнейшем, когда бурно развивались события вокруг Никопольского завода ферросплавов, сотрудничество Тимошенко с представителями хозяйственной ветви судебной системы только укреплялось. Как заявил Николай Хандурин, «Тимошенко под видом национализации пыталась передать завод в управление группе «Приват». Совершалось организованное преступление с целью передачи собственности группе «Приват». При этом хозяйственные суды принимали решения с далеко не единичными процессуальными нарушениями.

В качестве главной причины возникновения между премьером и хозяйственными судами симбиоза Хандурин называет политику. Так, по словам судьи, Дмитрий Притыка неоднократно говорил о том, что получил место в проходной части избирательного списка партии «Батькчвщина». Кроме того, гарантии своего депутатского будущего обрел также Василий Маляренко, глава Верховного суда Украины. Логика стремления судей пересесть в депутатское кресло довольно прозрачна: в январе 2007 года Дмитрию Притыке, а в октябре 2006-го — Василию Маляренко исполнится 65 лет. Согласно украинскому законодательству после 60 лет срок судейских полномочий еще может быть продлен решением коллегии судей, но в 65 лет наступает время безоговорочной отставки. Николай Хандурин считает, что депутатское будущее в обмен на судебную лояльность — это, вероятно, цена присутствия в предвыборном списке Тимошенко высокопоставленных представителей украинской судебной власти.

От решений хозяйственных судов зависит судьба не только бизнеса того или иного предвыборного конкурента, но и СМИ

Если лояльность судебного руководства решается «списочными методами», то для контроля над нижестоящим судейством хозяйственной ветви существуют методы несколько иные. И как ни странно, одним из весомых аргументов в деле обеспечения лояльности судей становится предстоящая судебная реформа. Не в последнюю очередь это касается хозяйственной ветви судебной власти, в которой, скорее всего, будут упразднены некоторые суды апелляционного звена. Именно представители Киевского хозяйственного апелляционного суда Украины оказались наиболее лояльными к попыткам Юлии Тимошенко реприватизировать знаковое предприятие «Никопольский завод ферросплавов». Ведь первому заместителю главы КАХСа Сергею Бондарю и главе судебной коллегии, рассматривавшему дело НЗФ, Виталию Корсаку после судебной реформы, вероятно, предстоит подумать о продолжении своей карьеры. И «правильное» понимание интересов главы хозяйственной ветви Дмитрия Притыки в деле НЗФ может обеспечить им продолжение карьеры в судебной системе. Уже есть и места, которые потенциально смогут занять преданные «никопольскому делу» экс-премьера судьи.

Хандурин отмечает, что борьба за Никопольский завод разделила судей хозяйственных судов в зависимости от того, насколько тот или иной судья поддерживал инициативы экс-премьера по передаче завода под контроль группы «Приват». Сам Хандурин, делавший попытки вернуть судебные процессы в правовое русло, оказался в рядах неугодных. Глава Высшего хозяйственного суда Дмитрий Притыка начал процедуру отставки своего «неправильного» зама. Вполне вероятно, что в случае, если Хандурина удастся уволить, на его место придет, скорее всего, судья Осетинский, под чьим председательством коллегия Высшего хозсуда в очередной раз отказала концерну «Приднепровье» в праве на владение Никопольским заводом. А когда сам Притыка станет депутатом, то в Высшем хозяйственном суде появятся и места для Бондаренко и Корсака, которые перестрахуются от упразднения апелляционных судов, получив возможность спокойно продолжить судебную карьеру.

Судья Хандурин убежден, что если все вышеописанные маневры пройдут успешно, то еще до начала этапа предвыборной агитации Юлия Тимошенко возьмет под контроль хозяйственную ветвь судебной системы. Имея на ключевых постах союзников, Юлия Владимировна получит мощные рычаги административного давления на своих предвыборных оппонентов. От решений хозяйственных судов зависит судьба не только бизнеса того или иного предвыборного конкурента, но и судьба СМИ, дела которых также рассматриваются в хозяйственных судах. Контролируя хозяйственные суды, Юлия Тимошенко вполне сможет позволить себе временно, до окончания выборов, приостанавливать деятельность неугодных ей средств массовой информации. Насколько такая перспектива может быть реальной, станет известно уже после окончания споров по поводу увольнения Хандурина и после публикации предвыборных списков партии «Батькувщина».