Происшествия

«девочку несло прямо в «мясорубку». Есть у нас такое гиблое место в водопаде, где человека так швыряет о камни, что ломаются кости», -

0:00 — 18 октября 2005 eye 651

вспоминает 18-летний житель Яремчи Володя Белоус, который не раздумывая прыгнул с 17-метрового моста в ледяную реку и спас девятилетнюю Дашу

В воскресенье 9 октября возле турбазы «Гуцульщина» в Яремче было людно. Отдыхающие, прибывшие на экскурсию из разных городов, прогуливались у водопада. Вдруг на берегу вскрикнула какая-то женщина. Обернувшись на крик, люди увидели, как по реке, словно по ледяной горке, катится маленькая девочка, беспомощно пытаясь удержаться за скользкие камни. Ее несло прямиком в водную воронку, пенящуюся под высоким 17-метровым мостом…

Увидев, как тонут мать и дочь, люди побежали на мост, чтобы… поглазеть на происходящее

- Со Светой и ее дочкой Дашей из Севастополя я познакомилась в Трускавце, где мы вместе отдыхали, — рассказывает подруга Светланы Юлия Набуральная, с которой я встретилась в Трускавце.  — Однажды мы решили поехать в Яремчу от местной фирмы «Перлина». В Трускавце много турфирм, но мы почему-то выбрали эту. О ней были очень хорошие отзывы, особенно об их экскурсоводе. Его зовут Олег. Когда мы сели в автобус, оказалось, что с нами поедет не этот экскурсовод, а другой — девушка лет двадцати, Лена. Она проводила экскурсию добросовестно, ничего не могу сказать. Когда мы приехали в Яремчу, Лена показала нам водопад, а потом сказала, что у нас есть свободное время.

Отдыхающие тут же бросились к водопаду. Река Прут, петлявшая у ног туристов, казалась безобидным ручейком, где утонуть невозможно. Юля и Светлана с девятилетней дочкой Дашей побродили по берегу реки и решили подниматься наверх. Даша ступила на камешек, и тут нога соскользнула вниз. Одно мгновение — и девочка упала в воду. Мама не успела ее подхватить.

- Сначала у меня мелькнула мысль: здесь мелко, выхвачу дочку из воды, — рассказывает мама Даши Светлана Быченко.  — Но ее несло быстро, как щепку. Она же легкая, 24 килограмма. Я выбросила сумку на берег и прыгнула за дочкой в реку. В последний момент Даша обернулась. Никогда не забуду этих глаз. В них стоял такой ужас. А губы так беззвучно шевелились: «Ма-ма!.. » Боже мой, думаю, река длинная, десятки километров! Не поймаю сейчас, где мне потом ее искать?

- Вдоль берега на камнях стояли экскурсанты, — продолжает рассказ подруга Юля.  — Здоровые спортивного телосложения мужчины, парни со своими девушками. Дашу несло буквально мимо их ног. Мне кажется, ее можно было выхватить из воды, зацепить чем-то, даже прижать ногой к камням, чтобы затормозить движение. Но никто даже не попытался это сделать.

Юля побежала вдоль реки, пытаясь не выпускать из виду Дашу и ее маму. Кричала: «Спасите ребенка! Спасите маму!» Ей казалось, что ее никто не слышал. Краем глаза она вдруг увидела, что свидетели случившегося тоже куда-то бегут. И она воспряла духом: столько людей вокруг, спасут… Но люди бежали на высокий мост, перекинутый над водопадом. Оттуда удобнее было наблюдать за происходящим.

«Мальчик просил меня двигать руками и ногами, но я не могла», — вспоминает Дашенька

В этот момент на мосту оказался 18-летний Володя Белоус, житель Яремчи.

- Когда началась суматоха, я посмотрел вниз, — рассказывает Володя Белоус.  — У девочки только мелькали косички. Ее несло прямо в «мясорубку». Есть у нас такое гиблое место в водопаде, где человека так швыряет о камни, что ломаются кости. После «мясорубки» человека выбрасывает прямо в воронку водопада, которая под мостом. И тогда его, окровавленного, часто без сознания, затягивает под воду. Если никого не окажется рядом — все, конец. Я боялся, что ребенка побьет камнями и в водоворот Даша уже упадет без сознания.

Парнишка перебрался через перила моста, встал на трубу и, улучив момент, когда Даша упала в воронку, прыгнул вниз. Когда он всплыл на поверхность, увидел, что девочка стала идти на дно. Он схватил ее за свитер и вытянул на поверхность. К счастью, ребенок, преодолевший по горной реке около шестидесяти метров, был в сознании.

- Я очень испугалась, — рассказывает Даша.  — Но мальчик сказал: «Не бойся!» Он взял меня за талию, и мы с ним плыли. Мальчик был в одежде, я — тоже. Ему, наверное, было тяжело. Он говорит: «Двигай немного руками и ногами», а я не могла. У меня была вода в штанах, в кофте, я вся замерзла…

В это время с берега к Володе и Даше прыгнул еще какой-то парнишка. Он подплыл к ним и, подстраховывая, провожал до самого берега. Доплыв до огромного валуна, юноша схватился за камень и притянул Володю за руку к берегу.

ЙК тому времени в воронку под мостом вода выбросила маму девочки. Ребята, спасавшие Дашу, спросили Светлану, выплывет ли она сама. «Занимайтесь ребенком! — крикнула мать.  — Я выберусь».

Все произошло настолько быстро, что местным спасателям, прибывшим по тревоге, делать уже было нечего. Они подали с берега руку дочке и маме и проводили пострадавших в бар, где напоили горячим вином и чаем. Потерпевшим не мешало бы обогреться. Но бар не отапливался, в каморке спасателей на турбазе «Гуцульщина», где базируется их пункт, тоже стоял холод. Не было у спасателей и дополнительного комплекта одежды, в который можно было бы укутать замерзших людей. Один из спасателей отдал свою куртку, и на этом запас одежды кончился.

- Если бы не мужчина, который прибежал на берег, когда нас с Дашей вытянули из воды, мы, наверное, околели бы, — говорит Светлана.  — Это оказался глава правления Червоноградской чулочно-носочной фабрики «Диона Веста» Сергей Вишневский. Когда мы начали тонуть, он был наверху обрыва, откуда прыгнуть в реку невозможно — можно разбиться о камни. Он оставил свою восьмилетнюю дочку на жену и побежал вниз, собираясь броситься в воду. Но нас уже успели вытащить. Сергей Иванович снял с себя всю одежду — носки, майку, рубашку, куртку — и отдал Даше. Оставил визитку. Сказал: «Не затем, чтобы вы вернули вещи. Просто сообщите, как дела с ребенком».

- А что Дашины спасители? Вам удалось с ними поговорить?

- Володя тоже грелся с нами в баре. Я пригласила его к нам в Севастополь, сказала, что он в любое время может приезжать к нам отдыхать. А второй паренек очень быстро ушел, и нам ничего о нем не известно, кроме того, что он из Винницы. (Мама попросила юношу откликнуться и сообщить свои координаты газете «ФАКТЫ».  — Авт. ).

Тут появилась экскурсовод Лена, — продолжает Светлана.  — «Ой, я же предупреждала вас не подходить близко к реке!» Я говорю: «Давайте не искать причин, почему это произошло. Надо устранять то, что случилось».

Лена, конечно, испугалась, начала бегать, заказывать чай. Расплела Даше косички, чтобы быстрее высохла голова. А я выскочила на рынок, чтобы взять что-то ребенку на ноги. Обращаюсь к одной продавщице: «Женщина, мне ботиночки нужны из овечьей шерсти. У меня ребенок попал в воду. Я либо вам ботинки верну, либо до автобуса дойду, принесу вам деньги». Она вроде бы уступила: «Они стоят сорок, но для вас тридцать».

Я взяла эти ботинки, обула дочку. Но когда мы вышли из бара, продавщица спросила: «А деньги?» Я объясняю: «Сейчас до автобуса дойдем и принесем деньги». Вижу, ее это не устраивает. И тогда наш экскурсовод предлагает: «Давайте я с ней рассчитаюсь, а вы потом со мной». И тут продавец произносит: «Вообще-то они стоят семьдесят, но для вас шестьдесят!»

«Мама сама создала себе проблемы»

Мама девочки была в шоке. И не в полной мере понимала, на что могла рассчитывать в такой ситуации. Подобные экстраординарные случаи предполагают прибытие врача, доставку необходимых лекарств и сухой одежды. Потерпевшим должны были найти место, где можно обогреться, а затем как можно быстрее доставить в санаторий в Трускавце, где они отдыхали. Но ничего этого сделано не было.

Полураздетую замерзшую Светлану с ребенком, которая отдала все теплые вещи Даше, проводили в экскурсионный автобус. Обратный путь из Яремчи в Трускавец занял около четырех часов. Потому что экскурсия… продолжилась по намеченной программе. Происшествие происшествием, а бизнес бизнесом.

ЙКогда около девяти вечера автобус приехал в Трускавец, мать и дочь были последними, кого доставили в санаторий. Остальных развезли раньше. Так, оказывается, удобнее было водителю.

- Дома я напоила Дашку аспирином, наглоталась таблеток сама, — рассказывает моя собеседница.  — Утром встали — вроде бы живы, простуды нет. У меня руки-ноги синие, болят от ударов о камни, у Дашки практически синяков нет. Надеюсь, пронесет и с почками. Ведь Дашу я привезла лечить от пиелонефрита. А тут ребенок искупался в ледяной воде… На следующее утро мы пошли покупать мне новые вещи. Ведь куртка с деньгами уплыла.

- С вами связывалось руководство турфирмы, чтобы узнать о состоянии здоровья?

- Нет. Юрист, к которому мы обращались, говорит, что при организованных экскурсиях положена даже страховка, независимо от того, по чьей вине произошло ЧП. Мы сами напомнили о себе и подошли к бювету, где фирма реализовывала билеты на экскурсии. Сказали, что не отрицаем своей вины, но, если положена страховка, почему бы ее не получить. Глава турфирмы, она назвала себя Богданой Бартусяк, заявила, что я сама виновата и мне ничего не положено.

Свою позицию глава турфирмы подтвердила и в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ». Правда, телефон львовской страховой компании, с которой сотрудничает турфирма, дать отказалась.

- Я ни в чем не виновна, — сказала Богдана Эмильевна.  — Мой экскурсовод невиновна. Машина нормальная. В аварию не попали. У мамы с дочкой ничего не поломано, не побито, и никаких документов об этих повреждениях нет. Мама сама создала себе проблемы. Какой моральный ущерб, если она сама туда ребенка повела? И где были спасатели? Это их дело — обеспечивать безопасность людей в таких местах и оказывать им помощь, если что-то случилось.

Спасатели возражают: за безопасность людей должен отвечать руководитель группы.

- Сейчас пошла мода: экскурсоводы привозят группу, показывают водопад, говорят, что туда идти нельзя, и уходят по своим делам, — говорит командир Яремчанского аварийно-спасательного пункта МЧС Василий Лихацкий.  — Но мало предупреждать, надо находиться рядом, контролировать все, что происходит с группой. Хорошо, что так закончилось, а если бы, не дай Бог, летальный исход?

… В день, когда я приехала в Яремчу, отдыхающие как ни в чем нe бывало бродили у водопада и фотографировались на камнях, не задумываясь об их коварных свойствах.

Я спросила у Володи Белоуса, как получилось, что Даша с мамой уцелели, пройдя через «мясорубку» и воронку водопада.

- Им повезло. Они упали не в центр воронки или на правый край, — объяснил Володя.  — В левой стороне течение медленное, а в правой — бурное. Дашу могло утянуть под камни или погнать по течению дальше. Не знаю тогда, удалось бы ее догнать. Здесь каждый год тонет много людей. Их трупы потом находят под Коломыей, через 55 километров, где стоит специальная сетка.

- После того как побывал в воде, не заболел?

- Чуть-чуть почихал, покашлял, мама меня подлечила, и через несколько дней все прошло.

Володя немного рассказал о себе. Он второй ребенок в многодетной семье, где четверо мальчишек. Младшему два с половиной года. Мама работает поваром и воспитывает детей одна. Володя тоже хотел выучиться на повара, поступил в СПТУ, но через месяц бросил — в чужом городе невозможно было прожить на те средства, что были в их семье. Парень вернулся в Яремчу, устроился на подсобные работы. В тот день, когда Даша упала в воду, у него был выходной. На мосту он задержался случайно — его друг опаздывал на встречу.

- О чем ты мечтаешь? — спросила я Володю.

- Заработать денег и выучиться на повара, — признался парнишка.  — А потом найти хорошее место, чтобы помочь маме прокормить семью.

Вот такой передо мной стоял супермен. Очень далекий от киношных образов. Но именно этот невысокий худенький мальчишка сделал то, что побоялись сделать десятки сытых накачанных мужчин, бесстрастно взиравших на происходившее.

P. S. Спасатели сетуют: сколько туристов ни уговаривай, они все равно лезут в воду. Но если так, то почему бы не позаботиться об их безопасности на месте? Устроить специальные смотровые площадки, расставить достаточное количество табличек с предупреждающими надписями, повесить спасательные средства прямо на мосту, чтобы круг или веревку можно было бросить в любой момент, перетянуть под мостом заградительную сетку и вылавливать незадачливых туристов сразу же, не дожидаясь их падения в воронку. А если турист таки упал и вымок, иметь специальную комнату с запасом одежды и лекарств, где можно было бы обогреть потерпевших и оказать им первую помощь. При том, что отдыхающие падают в реку с завидной регулярностью, странно, что это не было сделано до сих пор.