Происшествия

«когда я услышала хруст коляски, то подумала, что это ломаются косточки моей восьмимесячной дочки», — вспоминает сумчанка надежда козолуп, из-за неисправности лифта едва не потерявшая своего ребенка

0:00 — 19 октября 2005 eye 661

Малышка, упавшая головой на бетонный пол шахты лифта с почти четырехметровой высоты, чудом осталась жива

С того момента, как в 1997 году в доме на улице Новоместенской в Сумах был установлен этот лифт, там постоянно кто-нибудь застревал между этажами. Жильцы писали жалобы в различные инстанции или просто звонили в соответствующие службы. Приезжали электрики из ЗАО «Сумылифт», по-быстрому устраняли неисправность, уезжали, а некоторое время спустя все повторялось. Нынешний вызов монтеров на ремонт этого лифта был в 2005 году тринадцатым по счету. Очередная поломка кабинки едва не стоила жизни восьмимесячной Катюше Козолуп, которую от верной гибли спасло, наверное, только чудо.

Произошла эта история на той же улице, где полтора месяца назад горка убила игравшего на детской площадке восьмилетнего мальчика, упав на него (»ФАКТЫ» писали об этом трагическом случае 22 сентября).

В день Михайлова Чуда только в одном Ковпаковском районе Сум погибли восемь человек

В этот день православные отмечали праздник Михаила Чудотворца, или Михайлова Чуда. Правда, в Сумах праздник вышел не очень веселым. Как свидетельствует статистика, к полудню только в одном Ковпаковском районе погибли восемь человек. Такого количества летальных исходов всего за полдня местные правоохранители не помнят. Причем все эти люди умерли не своей смертью: кто-то повесился, кого-то сбила машина.

По обычаю в день Михайлова Чуда нельзя выполнять никакой домашней работы. Нарушение этого правила считается большим грехом.

- Я это хорошо знаю, — рассказывает сумчанка Надежда Козолуп.  — Грешить совсем не собиралась. Утро было обычным. Муж ушел на работу, а я положила в коляску свою восьмимесячную Катюшу и пошла провожать в школу сына Диму. Обычно, возвращаясь утром домой, мы с дочкой гуляем совсем чуть-чуть, а тут погода была хорошая, и мы решили задержаться. Сейчас я думаю, что кто-то или что-то заставило меня ждать своего часа. Наверное, если бы мы с Катюшей вернулись домой, как обычно, то ничего страшного не произошло бы. И все-таки какая-то неведомая сила, видимо, решила помочь мне и дочке. Во время прогулки я опустила капюшон коляски, что делаю крайне редко. Именно так мы и зашли в подъезд, и впоследствии эта деталь сыграла очень важную роль.

Надежда, которая живет на шестом этаже, вызвала лифт, раздвинула руками его двери (кабинка узкая и не предназначена для провоза в ней колясок) и, упираясь животом в ручку, втолкнула коляску внутрь. И начался кошмар…

«Я не заметила, в какой момент Катюша выпала из коляски»

- Я почти ничего не помню, — рассказывает Надежда.  — Такое впечатление, что все происходило в страшном сне. Успела затолкнуть коляску в лифт всего лишь наполовину, как вдруг кабинка неожиданно поехала вверх! Причем, как мне показалось, лифт начал двигаться гораздо быстрее обычного. Представляете: мой ребенок лежит в коляске, которая стремительно уходит вверх, а я стою на лестничной площадке и не знаю, что мне делать.

Дверцы лифта при этом, по словам Надежды, не закрылись, но кабинка, продолжала движение. Ни вытащить коляску обратно, ни втолкнуть ее полностью в лифт было невозможно.

- Некоторое время ручка коляски находилась у меня в руках, а сама коляска продолжала наклоняться все больше и больше, — продолжает свой рассказ Надежда.  — Честно говоря, не знаю, в какой момент Катюша выпала из нее. Я этого просто не заметила. Знаю только одно: если бы капюшон коляски был поднят, как обычно, дочке было бы некуда падать и ее просто-напросто раздавило бы. Когда услышала хруст раздавливаемой коляски, подумала, что это ломаются косточки моей Катюши. Все, думаю, навсегда потеряла свою дочь. И тогда я закричала.

Было восемь часов утра. Многие соседи еще находились в своих квартирах, собираясь идти на работу. Первой на крик Надежды выбежала соседка с третьего этажа Светлана Максимчук.

- Это был даже не крик, а какой-то нечеловеческий вопль! — вспоминает Светлана Николаевна.  — У меня с утра и так прическа была не очень, а тут вообще волосы стали дыбом.

- О чем вы тогда подумали?

- Подумала, что человека убивают.

- Тем не менее не испугались и побежали на первый этаж?

- Если честно, то страха не было. Люди должны помогать друг другу в любой ситуации. Когда я прибежала, то увидела стоящую у стены Надежду. Она была белая, как известь. Пытаясь перекричать соседку, громко спросила: «Что случилось?» — «Спасите ребенка! Ребенок упал!» — «Как упал? Куда?» — «Вниз!» Я тогда подумала, что лифт с ребенком провалился в шахту лифта. Смотрю вниз: темно, ничего не видно. Оставила Надю на какую-то девушку, зашедшую в подъезд, и помчалась к диспетчеру, которая дежурит в соседнем доме.

Восемь часов утра, диспетчер сонная. Я едва достучалась. Потом еле расшевелила ее, чтобы позвонила в аварийку. Диспетчер — женщина пожилая. Мне казалось, она делает все так медленно и не до конца понимает, что произошло действительно нечто серьезное. Кричу ей: «Быстрее звоните, а то укушу!» Подействовало наконец.

Светлана тут же вернулась в свой подъезд и увидела, что Надя в руках держит дочку.

- Не знаю даже, как оказалась в шахте лифта, — вспоминает Надя.  — Я же постоянно орала, не могла успокоиться. Едва замолкла, как слышу, словно из-под земли доносится плач. Это же мой ребенок, думаю. Встала на четвереньки, смотрю вниз в шахту и вижу синий комбинезон своей Катюши. Потом я спрыгнула. Начала искать на ощупь своего ребенка. Катенька лежала как раз между двумя огромными пружинами, на которые амортизирует лифт, когда доходит до первого этажа. А там повсюду металлические болты, которые держат эти самые пружины. Буквально пару сантиметров в сторону упала бы моя Катюша — и все. Как оказалась с ребенком снова в подъезде, тоже не помню. Посмотрела на свои руки, а они все черные, в какой-то саже.

- Ваша дочь была в сознании?

- Да, но на нее страшно было смотреть. Катюша была, как бы… неживая, что ли. Вялая. И глазки у нее закатывались.

- Служба лифта приехала очень быстро, — рассказывает соседка Светлана.  — Даже быстрее, чем «скорая». Ремонтники тут же, поняв, видимо, что дело принимает серьезный оборот, еще до приезда милиции хотели устранить неисправность. Но я им не дала. Встала грудью и говорю: «Раньше надо было ремонтировать, а теперь будем экспертов ждать».

- Врачи «скорой» поначалу не поверили мне, что моя дочь упала в шахту лифта, — вспоминает Надя.  — Пытаюсь объяснить, а они в ответ: «Гражданочка, что вы несете?» Но все-таки им пришлось поверить. Один из санитаров даже в шахту лифта прыгал и вытаскивал оттуда то, что осталось от коляски.

- А что же сам лифт?

- Лифт остановился на восьмом этаже. Сколько мы потом ни пытались выяснить, никто не помнит, чтобы кто-то его вызывал. Неужели сам по себе поехал?

«Когда малышка выписывалась из больницы, она всем помахала ручкой»

- Катюша Козолуп поступила в отделение нейрохирургии Сумской областной больницы в очень тяжелом состоянии, — рассказывает заведующий отделением Александр Дмитренко.  — У девочки был линейный перелом левой теменной кости.

- Малышка, судя по всему, упала на голову?

- По-крайней мере, других повреждений у нее не было. Ни переломов костей тела, ни серьезных ушибов.

- Это падение могло закончиться трагически?

- Да. И это чудо, что девочка осталась жива. Взрослый бы, упав головой на бетонный пол, мог остаться калекой.

- Что спасло Катюшу? Может быть, шапочка, надетая на голову?

- Ее спас родничок, который есть у всех малышей в возрасте до года. Природа очень умно придумала, наделив младенцев, которые часто падают, родничком. При родах он облегчает выход головки ребенка. Пока родничок не зарастет, косточки черепа у малышей более эластичные. Благодаря чему сила удара смягчается.

- Тем не менее, как я понял, угроза жизни ребенка оставалась реальной.

- Более чем. Мы только на вторые сутки вздохнули с облегчением, когда у Катюши восстановились нормальные реакции. Катенька поправлялась на удивление быстро, даже без оперативного вмешательства. За те три недели, что малышка провела в нашем отделении, могу сказать, что она выросла и окрепла на моих глазах. Это очень подвижный и любознательный ребенок, наша всеобщая любимица. Когда Катю выписывали, она нам помахала ручкой.

Катенька действительно очень любознательная и подвижная. В этом мне пришлось убедиться, когда я беседовал с ее родителями. Малышка охотно позировала фотокамере, ничуть не боясь вспышки, пыталась до всего дотянуться, долго ползала под столом, потом залезла на колени отцу и проспала… целых пятнадцать минут. Чудо, благодаря которому ребенок выжил в такой ситуации, соседи объясняют тем, что Михаил Чудотворец подстелил в свой день подушку малышке.

- Такие травмы, как у Кати, как нам сказали врачи, могут аукнуться в любой момент, — говорит папа девочки Александр.  — Надеемся, что этого никогда не произойдет, но, увы, гарантий нет.

- А лифтом пользуетесь?

- Ну, во-первых, сейчас лифт опечатан. А во-вторых, на шестой этаж в свою квартиру я и по ступенькам поднимусь. Только вот Наде с коляской сложнее. Колясочной комнаты, которая обычно должна быть в многоэтажках, в нашем доме нет или она занята чем-то другим. Два каких-то подсобных помещения на первом этаже закрыты на замок. У кого ключи, выяснить не удалось.

- На этот лифт жильцы жалуются аж с 1997 года. Сами-то в нем уже застревали?

- И не раз. Однажды вдвоем с женой просидели минут двадцать.

- А вы общались с представителями «Сумылифта»? — спрашиваю у Надежды.

- Директор «Сумылифта» именно в тот день, когда с нашей дочкой едва не произошло несчастье, ушел в отпуск, — говорит она.  — Хотя с их представителями пообщаться пришлось. Пришли две женщины и подарили нам новую коляску. Я сначала брать не хотела, но наша-то полностью пришла в негодность. Ее половина сейчас находится в прокуратуре. Претензии, конечно, есть — наш ребенок мог погибнуть, и еще не известно, что будет дальше. Прокуратура, конечно, возбудила уголовное дело, но мы опасаемся, что никого не накажут.

- Прокуратура Ковпаковского района Сум возбудила уголовное дело против ЗАО «Сумылифт» по статье 367 часть вторая «Халатное отношение, повлекшее тяжелые последствия», — рассказывает помощник районного прокурора Виталий Довгаль.  — Это прецедент. Против лифтеров в Украине еще ни разу не возбуждалось уголовное дело. Конечно, можно говорить, что Надежда Козолуп нарушила инструкцию, запрещающую ездить с коляской в таком лифте. Но что делать женщине, если в доме почему-то нет колясочной? Сейчас мы назначили ряд экспертиз, приезжали представители завода-изготовителя лифта. Все выводы будем делать только после завершения проверки.