Австрийские банкиры намерены предложить украинцам европейский уровень обслуживания Специалисты уже давно говорят о том, что в ближайшее время ожидается приход в украинскую банковскую систему иностранных банков. По мнению финансистов, это позволит повысить надежность наших банков, внедрить новые технологии, получить доступ к более дешевым кредитным ресурсам. В прессе сообщалось, что ведутся переговоры о приобретении иностранцами ряда ведущих украинских банков. Однако до сих пор известий об их успешном исходе не было. Пионером на этом пути оказалась австрийская компания «Райффайзен Интернешнл», которая недавно завершила сделку по приобретению 93,5 процента акций акционерного почтово-пенсионного банка «Аваль». Этот банк по основным финансовым показателям занимает второе место в Украине. Естественно, такая крупная сделка вызвала интерес и в деловых кругах, и среди населения Украины. Это вполне естественно, поскольку покупка банка «Аваль» может определить пути развития банковской системы нашей страны на ближайшие годы, стать примером для других подобных сделок. Накануне официального сообщения о приобретении контрольного пакета акций банка «Аваль» председатель правления «Райффайзен Интернешнл» Герберт Степич любезно согласился ответить на несколько вопросов, связанных с этой покупкой и дальнейшими путями развития одного из крупнейших системных банков Украины.
- Господин Степич, как известно, в Украине уже работает банк, принадлежащий группе «Райффайзен Интернешнл». И достаточно успешно. Чем было продиктовано ваше желание приобрести еще одну украинскую банковскую структуру и почему вы остановили свой выбор именно на банке «Аваль»?
- Расширение присутствия нашей группы на украинском финансовом рынке является частью общей стратегии продвижения на развивающихся рынках Центральной и Восточной Европы. В структуру «Райффайзен Интернешнл» входят пятнадцать банковских учреждений, три из которых уже сегодня являются национальными лидерами. Мы стремимся оставаться ведущей банковской группой региона. И, конечно, достигнуть этой цели невозможно, не расширяя свой бизнес в Украине.
Анализ развития рынка банковских услуг в вашей стране убедительно говорит о его громадном потенциале. С нашей стороны было бы недальновидно не предложить десяткам миллионов возможных клиентов в Украине наши услуги. Преимущества, которые дают традиции обслуживания и современнейшие банковские технологии «Райффайзен Интернешнл», могли раскрыться только в сочетании с максимально широкой национальной сетью банковских учреждений в вашей стране. Поэтому закономерно, что наш выбор остановился на банке «Аваль», который обладает сетью из 1400 отделений, расположенных во всех регионах Украины, а также высокой деловой репутацией.
Мы оцениваем банк «Аваль» как истинное украшение национального банковского рынка. Меня и моих коллег особенно поразил такой факт: «Аваль» был создан и зарегистрирован, когда в Украине уже работало более 90 банков. Но всего через три года он вошел в группу крупнейших, а затем стал «банком номер 2» в стране. Поэтому в списке украинских банков, которые мы рассматривали в качестве возможных объектов для приобретения, «Аваль» всегда стоял на первом месте. Двумя главными критериями при этом были его финансовое здоровье и совместимость банка с нашей философией.
В процессе подготовки к осуществлению сделки мы убедились в правильности нашего выбора. Дополнительный позитивный эффект имел рост активов банка «Аваль» всего за девять месяцев этого года более чем на 50 процентов. Мы рады, что приобрели быстро развивающийся банк с очень хорошей клиентурой и высокой репутацией.
- Естественно, многих интересует, какова цена совершенной сделки и считаете ли вы ее оптимальной?
- Сумма сделки по приобретению 93,5 процента акций банка «Аваль» составляет 1,028 миллиарда долларов США. Хочу подчеркнуть, она является самой крупной на сегодняшний день сделкой в истории вашей страны. Да и для нашей группы это также наибольшее приобретение.
Что касается того, насколько оптимальна стоимость, то правильность нашего решения можно будет окончательно оценить лишь через несколько лет. Но я уверен: это — хорошее приобретение и оно обеспечит дополнительные солидные финансовые результаты нашей группе в последующие годы.
- Планируется ли после совершения сделки объединение «Аваля» с другим вашим дочерним банком — «Райффайзенбанк Украина». Если да, то когда оно может произойти?
- Вопрос объединения не является принципиальным. Главное для нас — успешное развитие банковского бизнеса в Украине. По крайней мере, в ближайшие два года «Аваль» и «Райффайзенбанк Украина» будут работать как самостоятельные учреждения со своим менеджментом. Мы учитываем известность и высокий авторитет банка «Аваль». Кроме того, мировой опыт слияний банковских структур и иных корпораций говорит о том, что такие процессы сопряжены с большими сложностями. Думаю, что совершенствование существующих в банке «Аваль» технологий и переподготовка персонала дадут ему новую динамику развития.
Хочу при этом подчеркнуть, что уже сейчас «Аваль» и «Райффайзен Украина» стали крупнейшей в Украине банковской группой. Ее совокупные активы превышают 22 миллиарда гривен. Наша цель — усиление лидирующих позиций. Достигнуть этой цели мы сможем, объединив современные технологии банка «Аваль», его уверенную позицию на украинском рынке услуг для частных лиц и широкую клиентскую базу с опытом «Райффайзенбанка» в сфере корпоративных финансов и обслуживания крупных торговых операций. Кроме того, банк получит важное стратегическое преимущество — доступ к нашим ресурсам и позиционирование крупнейшей в Центральной и Восточной Европе банковской группы.
- Некоторые украинские финансовые аналитики высказывают предположение, что после покупки «Аваля» произойдет разделение сфер деятельности двух дочерних банков вашей группы. «Райффайзенбанк Украина» сосредоточится на обслуживании предприятий, а «Аваль» будет работать в основном с физическими лицами. Так ли это?
- Мы не собираемся сворачивать активность банка «Аваль» по предоставлению банковских услуг корпоративным клиентам. Сегодня его клиентами являются 210 тысяч предприятий и учреждений Украины. И ни одно из них не будет обойдено нашим вниманием. Более того, с увеличением балансового капитала банка до 2 миллиардов гривен возможности проведения активных операций, и в первую очередь кредитования украинской экономики, значительно увеличатся. Мы не намерены ставить какие-либо барьеры на этом пути, при условии реального и надежного обеспечения возврата кредитов.
Уверен, что крупнейшие клиенты банка «Аваль» получат доступ к более широкому спектру банковских услуг для обслуживания своих бизнес-проектов. Значительно расширятся возможности работы с международными финансовыми инструментами. Все это, безусловно, пойдет на пользу и клиентам «Аваля», и самому банку. В итоге выиграют экономика Украины и бизнес нашей компании.
- Ваши намерения расширить спектр и объем активных операций банка «Аваль» касаются сферы агропромышленного комплекса? В украинских СМИ периодически появляются панические заявления о том, что с покупкой банка «Аваль» его деятельность по кредитованию сельскохозяйственных предприятий практически прекратится.
- Мне понятна тревога руководителей тысяч сельскохозяйственных предприятий, кредитором которых является банк «Аваль». Нам хорошо известна роль, которую он сыграл в финансировании сельского хозяйства после ликвидации банка «Украина». На сегодняшний день почти каждая третья гривня, выданная в виде кредитов украинским сельскохозяйственным предприятиям, имеет «авалевское» происхождение. Опыт нашей группы «Райффайзен Интернешнл», которая возникла как первое в мире кооперативное банковское объединение для помощи фермерам и крестьянам и сейчас является крупнейшим провайдером финансовых услуг для предприятий агропромышленного сектора Австрии, плюс потенциал развития аграрного производства в вашей стране дают все основания для продолжения тесного партнерства банка «Аваль» и украинских сельхозпроизводителей. В основе этих взаимоотношений должны быть взаимная выгода и понимание интересов и проблем партнеров.
Еще раз подчеркиваю, что мы приобретали банк «Аваль» не для того, чтобы разрушать его традиции и ценности, созданные на протяжении 13 лет работы. Наоборот, мы пришли в Украину, чтобы продолжать и развивать эти традиции для блага всех заинтересованных сторон.
- Услугами банка «Аваль» пользуются около трех миллионов частных лиц. Они хранят на депозитных и текущих счетах около 7 миллиардов гривен. Чего следует ожидать клиентам «Аваля» в новой ситуации?
- Действительно, масштаб работы банка «Аваль» с физическими лицами очень велик, и он постоянно возрастает. В то же время до полного насыщения этого сегмента рынка банковских услуг в вашей стране еще очень далеко. Мы намерены предложить частным лицам высокое качество обслуживания, сокращение затрат времени на совершение рутинных процедур за счет новейших технологий, новые банковские продукты.
Что касается нашей политики на рынке приема вкладов населения и кредитования частных лиц, то она будет опираться на общие условия на украинском рынке. Главное, что приобретают вкладчики банка «Аваль»,- это существенное улучшение защищенности их вкладов и, соответственно, чувство уверенности.
- А какая судьба ждет 17 тысяч сотрудников банка Аваль? Не угрожают ли им массовые увольнения?
- Как раз наоборот. Наша кадровая политика всегда была очень взвешенной. И, безусловно, опиралась на экономические принципы для того, чтобы обеспечивать рыночную конкурентоспособность. Недавно мы приобрели банки в Румынии, Белоруссии и Албании. И сегодня в этих учреждениях уже работает больше персонала, чем было до момента покупки. Хотя, безусловно, многое изменилось. Была усовершенствована структура банков, проведена массированная переподготовка специалистов.
Мы хорошо осознаем, что «Аваль» добился успеха благодаря своему профессиональному коллективу, и готовы инвестировать его дальнейшее развитие.
- Каковы основные идеи, которые группа «Райффайзен Интернешнл» собирается привнести на рынок Украины?
- Группе уже 120 лет. И через всю свою богатую и непростую историю мы пронесли главные принципы бизнес-философии нашего основателя — социального реформатора Фридриха Вильгельма Райффайзена: «Не ждите помощи, помогите себе сами!» и «Вместе мы сильнее». Мы и сегодня живем и работаем по этим правилам и хотим сказать: «Вместе мы сделаем все возможное, чтобы Украина продолжила свой экономический прогресс на благо украинского народа!»