Сегодня двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике отмечает свой день рождения Каемся, из-за киевских дорожных заторов мы на десять минут опоздали на встречу с Валерием Борзовым. Застали его уже открывающим дверцу джипа с номерами Верховной Рады. У прославленного украинского спортсмена нынче каждая минута на счету. Борзов — народный депутат Украины, член Международного Олимпийского комитета, президент Федерации легкой атлетики Украины. Полчаса на интервью он выкроил между заседаниями Верховной Рады.
- Если не успеем, то договорим по дороге, — сказал после наших извинений Валерий Филиппович.
- А вы образцовый водитель?
- Систематически не нарушаю. Считаю, что вся беда у нас на дорогах не от каких-то мелких, разовых нарушений. В городе ведь без этого обойтись практически нельзя. Но вот грубых нарушений — проезда на красный свет, пересечения осевой или превышения скорости на той части дороги, где это не позволительно, — у меня не было. Хотя номера Верховной Рады и статус позволяют чувствовать себя более уверенно. Но это вовсе не означает, что меня не могут остановить. Я всегда останавливаюсь, когда этого требуют дорожные автоинспекторы.
- Водительский стаж у вас большой?
- Приличный. Машину вожу с 1969 года. Так что вопрос вождения для меня на сегодня заключается лишь в выборе маршрута по городу. Ездить надо только по широким улицам. Особенно утром, в обед и вечером. Я однажды на казенной машине опоздал на самолет. Просто не доехал из-за пробок
- Первую свою машину помните?
- Конечно! «Волга», цвет «белая ночь». На ней пыль меньше видна. Поначалу сам пытался «лазить» в нее. К знакомым таксистам обращался. Помню, даже из Финляндии привез амортизаторы. А с друзьями-автогонщиками карбюратор переделали, головку пошлифовали. На второй передаче моя «Волга» могла до 120 километров разогнаться.
- А сейчас быстро ездите?
- Я бегал быстро. А вот езжу сейчас аккуратно.
- Как прошло семейное торжество (5 октября день рождения отпраздновала супруга прославленного спортсмена — Людмила Турищева)?
- После свадьбы дочери, которую мы отмечали 18 сентября, день рождения жены прошел тихо и спокойно. Был тихий семейный ужин. Цветочки я ей подарил. Людмила больше праздновала на работе — в «Динамо».
- Людмила Ивановна рассказывала, что все важные решения принимаете вы. Дочь советовалась с вами, прежде чем выйти замуж?
- У нас в семье так принято. Естественно, когда Таня начала встречаться с Денисом, мне захотелось познакомиться с этим молодым человеком. Потом я съездил в Канаду, к его родителям, разузнал там обстановку. И только после этого высказал свою точку зрения. В плане бытовых вопросов и развития бизнеса в Канаде условия намного лучше. У нас еще бизнесу мешает бюрократия и «кидалово». Это самый большой бич для малых и средних предпринимателей.
- А вам самому приходилось сталкиваться с «кидалами»?
- Я не занимаюсь бизнесом, — сказал, как отрезал Валерий Филиппович. — Хотя многое знаю от своих друзей-бизнесменов.
- Без малого 30 лет вместе. Хотя не могу сказать, что с са-
мого начала у нас все было так
уж гладко. Первые три года, считаю, в любой семье идет притирка характеров. Мужчине, на мой взгляд, нужно уметь «гасить» перепады женского настроения. Надеюсь, мой зять этому научится. Поначалу мы столкнулись с трудностями, ведь оба уже были известными спортсменами, добились в спорте определенных результатов. Я еще продолжал выступать, так что на Людмиле оказался и дом, и ребенок. Процессы выхаживания и воспитания ребенка достаточно сложны, а я тогда еще был молодым мужем и не все понимал. Да еще и спортом был увлечен. А после завершения спортивной карьеры у меня начались комсомольские дела, что тоже было связано с разъездами, командировками. Спасибо моей маме, она Люде очень помогала. Сегодня, если бы появилась такая возможность, я бы, конечно, уделял гораздо больше времени жене и дочери.
- А когда дочь появилась на свет, вы в Киеве были?
- Рожала Людмила интересно. Уже схватки начались, а Люда все не хотела в это верить. Терпела и терпела. Просто уже места себе от боли не находила. Я говорю: «Собирайся, поехали». А она: «А может, до утра пройдет?» Посадил я ее в «Волгу» цвета «белой ночи» и отвез в роддом на бульваре Шевченко. Сдал под расписку врачам. Только вернулся домой, минут через 15 звонят: «Поздравляем! У вас девочка!» Родила Люда очень легко.
Имя дочке мы очень долго выбирали. Хотелось как-то ори-
гинально ее назвать. Кто-то из друзей посоветовал: «А ты по-
называй ее разными именами и
оставь то, которое «прилипнет». Так мы ее месяца два по-разному окликали, пока однажды она не улыбнулась на Танюшу. Это и сыграло решающую роль. Из каждой заграничной поездки старался доченьке что-нибудь привезти — коляску, игрушки, платьица. Очень ей нравились фломастеры, на стенках ими любила рисовать
- В родных краях давненько уже не были?
- Ой, девочки, смотря что называть родными краями. Мне ведь даже пришлось у мамы спрашивать, где же я все-таки родился. Записали меня в Самборе. А родился я на самом деле в городе Яворов. У меня отец был военным, служил на Яворовском полигоне. Время было непростое, шел 49-й год, и родители вскоре после моего рождения переехали в Самбор. Когда мне было три месяца, наша семья перебралась в Черновцы. Я там до шестого класса учился.
Самые яркие воспоминания детства — как мы лазили по садам, воровали яблоки. Висели на орехах. Ох, девчата, какие же они вкусные, когда только-только завязываются, молочной спелости! Уничтожал орехи десятками, все ладошки были черными от ореховой кожуры. А еще мы катались на самодельных санках с горки. Была там такая улица Милеевская, сверху донизу — гора. Делали сами «финские» санки — ну, знаете, такие, с изогнутыми полозьями? Крепили доску
- Если в детстве санки сами делали, то и сейчас, наверное, когда есть свободная минутка, можете своими руками что-то по дому сделать? Ну, гвоздь, например, забить
- Это — да! Все, что связано с мелочовкой по дому — нет проблем!
- Ваша супруга рассказала нам, что вы заядлый охотник
- Охотой увлекся еще в
60-х годах. Для меня важен не момент убийства, а сам процесс охоты, общение с друзьями. Бывает, охотимся, когда в лесу минус двадцать, а то и все тридцать. За многие годы отработали схему сбора нашей компании. Первый с машиной выехал, звонит второму. Тот — в машину и звонит третьему. Хорошо, что сейчас есть мобильная связь. А раньше, бывало, выходим на место сбора, а первый еще не выехал. Вот и приходилось вставать в три часа ночи, собирать поклажу, оружие, чтобы в восемь утра уже быть на месте встречи в городе.
- Спаянный у вас коллектив?
- А у охотников других не бывает. Кроме своих, проверенных людей, на охоту никого не берем. Охота — это оружие, стрельба, реальный риск. Есть такое незыблемое правило: не участвовать в чужой компании, когда не знаешь людей. Оружие в руках идиота — это по-настоящему опасно. Каждый год в Украине погибают десять-двадцать человек. И по глупости, и случайно — пуля рикошетом отскакивает. В нашем коллективе, Бог миловал, трагедий не было. А вот собак ненароком случалось подстреливать
- Ружье — дорогое удовольствие. Ваше под заказ делали?
- Девочки, вы так наивно задаете вопрос. Ну да вам, женщинам, это простительно. Я много лет ходил на охоту с простым тозовским ружьем. Потом подарили на 50 лет ружье почти за пять тысяч долларов — тоже тульское, только ручной работы. Ничего особенного, но специалисты понимают ценность.
Не раз приходилось охотиться в экстремальных условиях. Как-то приехали зимой на болото. Там, видимо, раньше озеро было. Все в ряске. Прошли по ряске примерно с километр. Ряска вязкая, с трудом сапоги из тины вытаскиваешь. Мы ребята спортивные, но, пока прошли, все взмокли. А уток там нет! Вот так, за бесплатно, прогулялись туда и обратно.
- В вашей охотничьей компании наверняка существуют свои традиции. И в приметы, наверное, верите?
- А как же! Только пересекаем черту Киева, обязательно «остограммиваемся». Еще такой забобон: не фотографироваться на фоне автомобиля — раз, на рыбалку не брать рыбу — два. Есть такие «чайники», которые на рыбалку со своей рыбой едут. Это, считай, все, рыбалка испорчена
- Охоту завершаете традиционным мальчишником у костра?
- Сначала разделываем дичь, потом делим между собой. Выстраиваемся. Все отворачиваются. А один из нас ткнет пальцем в любой кусок мяса и спрашивает: «Кому?» Отвечаем: «Это Валере». — «Кому?» — «Васе, Пете » Потом застолье. Посидели, пошумели и домой. Я, правда, дичь не ем. Вообще.
- С рыбалки что жене на ужин привозите?
- В последнее время все больше коропчиков. Размеры? Разные. Ловим на кукурузу, горох. С друзьями посидишь, порыбачишь — красота! Есть у меня проверенный способ приготовления ухи. В кипящую воду бросаю все специи, а затем только мелкую рыбешку. Потом «мелочь» вынимаю и кладу крупную рыбу. Добавляю лучок, морковку, картошечку Нет, в еде я не особенно переборчив. Люблю все, что вкусно. Помню, мама здорово готовила сметанный пирог. Она научилась у женщины с Западной Украины, хозяйки дома, где мы снимали квартиру. Песочные коржи пропитываются сметанным кремом. Рецепт простой, но пирог получался очень вкусным.
- Из спиртных напитков что предпочитаете?
- Водочку. Пиво люблю.
- Хотим сделать вам комплимент. Костюм вам очень идет — прямо под цвет ваших васильковых глаз!
- Действительно, это мой цвет. А костюм — парадный олимпийский.
- Галстуки утром сами выбираете или жене доверяете?
- Сам этим занимаюсь. Галстуков в шкафу много. На дни рождения дарят, на заграничных официальных мероприятиях презенты делают Они, конечно, все модные, но не каждый подходит мне по цвету. Совершенно не представляю себя, например, в зеленом галстуке. Короче, «скирдую» галстуки, а затем отбираю то, что мне надо. Остальные дарю друзьям
- Спортивные сны часто снятся?
- Спортивные? Отснились уже. Хватит! Правда, иногда, бывает, снится финальный забег на стометровке. Думаю во сне: как же мне пробежать эту дистанцию? Ведь я-то сейчас уже не тот, что раньше. Толстый
- Да бросьте, Валерий Филиппович! Вы не толстый! Вы — солидный. Надежный.
- Ох, спасибо, девчонки!