Происшествия

Из двадцати пяти разных присадок для улучшения топлива двадцать оказываются… «пустышками», не дающими никакого эффекта

0:00 — 21 октября 2005 eye 496

Под видом «чудо-средства» аферисты продают обычную тормозную жидкость, антифриз разбавляют кислотой, а незамерзающий омыватель для стекол — водой

Добрая половина всех автомобильных проблем связана с нашим никудышным бензином. Забавно, что чем он становится дороже, тем хуже. Забитая топливная система не дает мотору нормально работать, он не развивает полной мощности, дергается, при этом расход бензина увеличивается. В такой ситуации возникает соблазн купить флакончик чудодейственного средства — чистящей топливной присадки. В автомагазинах также продаются присадки для увеличения октанового числа, есть и патентованные суперсредства от всех напастей — и форсунки они промывают, и топливо экономят. Присадки активно рекламируют, но сказать, дают ли они эффект, не может никто. Одни спецы советуют их покупать, другие крутят пальцем у виска и говорят: «Если тебе дорог автомобиль — ни в коем случае!» Единственный человек, который действительно проводил испытания присадок, сравнивая техническое состояние машин до и после их применения, это глава экспертного совета Ассоциации автосервисов Украины Дмитрий Пятак.

«Производство топливных присадок можно по рентабельности сравнить с наркобизнесом»

На столе у Дмитрия лежит множество испорченных свечей зажигания — жертв бензина наших заправочных станций. Глава экспертного совета демонстрирует мне «железные трупики», словно уродцев из кунсткамеры, и вдруг я замечаю у него под курткой кобуру с пистолетом.

- Дмитрий, зачем главе экспертного совета оружие?

- Потому что угрожают. Я проводил тест масляных фильтров украинского производства. Оказалось, что внутренняя поверхность корпуса некоторых фильтров покрыта ржавчиной. Масло ее смывает, и вся эта гадость попадает в мотор. Естественно, результаты исследований не понравились хозяевам фирмы. Решили меня припугнуть.

- Одно из последних ваших исследований касалось топливных присадок. Они вообще нужны или это полная туфта?

- Мое мнение — при нашем бензине присадки необходимы. В нем очень много примесей, которые оседают в топливной системе. Поэтому чистить ее нужно регулярно — по крайней мере, через каждые пять тысяч километров. Это выгоднее, чем на СТО снимать бак, чистить систему, мыть форсунки… Полная процедура промывки топливной системы обычной иномарки обойдется в тысячу гривен. Этих трат можно избежать, периодически заливая очистительную присадку. Очень полезно иметь в багажнике флакончик «октан-бустера», который увеличивает октановое число бензина. Особенно если вы отправляетесь далеко за город. На трассе купить качественный бензин почти невозможно. Почувствовав, что машина не едет, отвинчивайте крышку бензобака, доливайте присадку — и спокойно езжайте дальше.

- Получается, можно самому делать качественный бензин?

- Своими силами делать 95-й бензин экономически невыгодно. Стоимость «октан-бустера» 15-20 гривен на 50 литров бензина. Цена присадки комплексного действия, которая и чистит и улучшает топливо, — от 25 до 50 гривен за флакон. Но учтите, более 90 процентов присадок у нас на рынке  — обычные подделки. Все сертификаты, которые к ним прилагаются, полная липа. Ведь добавки к топливу проверяют лишь на токсичность, потребительских автотехнических экспертиз никто не проводит. Из двадцати пяти марок присадок, которые я проверял, реально работают лишь пять! Остальные — «пустышки», которые, дай Бог, чтобы не навредили. Но и эти пять работающих присадок достаточно часто… подделывают. В автожурнале, с которым я сотрудничал, появилась реклама одной присадки, а через какое-то время из Одессы пошли возмущенные звонки: ребята, что вы там рекламируете — имейте совесть! Привозят к нам на тест эту «одесскую присадку» с лейблом известной фирмы, а у нее даже цвет от оригинала отличается. Отнесли в лабораторию — оказалось, это обычная тормозная жидкость БСК. Конечно, в небольших количествах она мотору не повредит, но денег жалко…

- Значит, фирмы-производители заведомо нас обманывают?

- Знаешь, какой доход компании с вложенных в присадку ста тысяч? Два с половиной миллиона! Себестоимость флакончика гривня, а продают его за двадцать пять. Большую доходность дает, наверное, лишь наркобизнес.

«Раствор жидкости омывателя стекол замерзает уже при минус трех- пяти градусах»

- Но ведь народ быстро разберется, что присадка фальшивая…

- Обычно фирма начинает продавать присадки в одном регионе, затем перебирается в другой. Фальсификат делают из чего угодно: в основном это спирт, самогонка, красители, растворы солей… Впрочем, даже те, кому удалось купить настоящую присадку, не всегда знают, как и когда правильно ею пользоваться. Например, если двигатель уже не первой свежести — чистка с помощью присадки может ему лишь навредить. Ведь вся грязь из бака, топливного насоса пойдет по системе в мотор. Засорятся фильтры и форсунки. Присадки можно применять лишь в машинах, проходивших регулярное обслуживание. Причем заливать жидкость из флакончика нужно не в бак, а в заправочный пистолет на АЗС (подняв пистолет вверх.  — Авт. ). Так присадка лучше размешается с топливом. И второе: если вы добавили присадку, топливо нужно как можно быстрее выкатать. Если машина стоит на стоянке, присадка может осесть на дно или разъесть капроновый топливный бак современного автомобиля…

- Сейчас народ готовится к зиме и начинает покупать «незамерзайки» для стекол. Говорят, половина из них вредны для здоровья.

- «Незамерзайки» вредны абсолютно все, только в разной степени. Потому что в основе любой из них лежит спирт, причем не самый качественный. На изготовление недорогих жидкостей для омывателя идет конфискат некачественной водки. А иногда их «бодяжат» из уксуса, серной кислоты и электролита из старых аккумуляторов. Вдобавок 99 процентов растворов омывающей жидкости замерзают раньше, чем это гарантировано надписью на этикетке. Я проводил опыт: разбавлял жидкость до концентрации, при которой она должна выдерживать десятиградусный мороз. Ставил в морозильную камеру и наблюдал. Большая часть тестируемых растворов замерзала уже при минус трех-пяти градусах.

- Мне антифриз в машине нужно менять. После услышанного страшно и думать, что могут подсунуть…

- Охлаждающая жидкость в моторе должна быть прозрачной на вид. Менять ее надо, если она помутнела или когда только что приобрел подержанный автомобиль. Чтобы узнать, подошло ли время замены, возьмите клизму и наберите из бачка в стакан немного антифриза. Если он мутный — нужно менять. Состоит антифриз из смеси воды и маслянистой жидкости под названием этиленгликоль. Продавцы же нередко добавляют в антифриз более дешевую серную кислоту, раствор соли или просто воду. Пока кислота плещется в капроновой канистре, она бездействует. Но, попав в систему охлаждения, начинает активно разъедать металлические детали. Определить, есть ли кислота в антифризе, можно и самому. Налейте полстакана антифриза и добавьте соду. Если пошли пузырьки, значит, кислоту добавляли. А некоторые «умельцы» делают антифриз с помощью сахарного сиропа. И потом этот сахар оседает в насосе системы охлаждения! Чтобы не нарваться на такой «качественный» товар, лучше делать покупки в специализированных магазинах.