Культура и искусство

Модельер пако рабанн: «скоро на этой планете меня не будет»

0:00 — 22 октября 2005 eye 695

Знаменитый французский кутюрье дал эксклюзивное интервью «ФАКТАМ»

Карьеру дизайнера Пако Рабанн начал с того, что создал чрезвычайно смелые для своего времени пластиковые украшения и пуговицы. Необычные аксессуары он делал для таких известных домов моды, как «Диор» и «Живанши». Слава же пришла к маэстро чуть позже, когда он ровно 40 лет назад впервые представил публике свою коллекцию женской одежды. Платья из металла и пластиковых дисков произвели переворот в моде, а Коко Шанель в шутку прозвала своего любимчика металлургом. Кстати, много нарядов Пако разрабатывает для фильмов. На его счету 37 картин и десятки спектаклей. За громким именем, известным во всем мире, — Пако Рабанн — на самом деле скрывается улыбчивый, разговорчивый старичок, большой шутник и очень легок в общении. Выкроив свободную минутку, знаменитый кутюрье с удовольствием пообщался с корреспондентом «ФАКТОВ». При встрече подал руку и с небольшим акцентом произнес: «Здравствуйте».

«Живу на Земле уже 78 тысяч лет»

- Пако, понравился вам Киев?

- Прекрасный город, замечательные люди!

- А блюда нашей национальной кухни уже отведали?

- В Киеве я попробовал интернациональную кухню, зато в Париже я ел ка-пуст-няк (произносит по слогам на русском языке.  — Авт. ). Один мой украинский друг приготовил для меня это блюдо, было очень вкусно. Мне понравилось!

- Вы привезли в нашу страну свои картины, которые прежде нигде не выставлялись…

- Я рисую с семи лет. Помимо моделей для новых коллекций я стал рисовать, как говорится, для души. Это ведь даже не картины, я же не художник. Вот уже 40 лет у меня получается одно и то же лицо. Наверное, нет воображения. (Смеется. ) Я никогда никому не показывал свои рисунки, только однажды  — 30 лет тому назад — Сальвадору Дали. Он был моим хорошим другом. Дали сказал: «Пако, продолжай».

И я продолжил. Сегодня мне 72 года, я практически уже достиг того возраста, когда люди покидают эту планету и больше на нее не возвращаются! Я уже 78 тысяч лет живу на Земле, и это мое последнее посещение. Перед уходом, наверное, было бы правильным показать все то, что создал. Поэтому я был счастлив, когда Александр Соколовский пригласил меня на «Киевский Подиум». Спросил у него, могу ли в рамках этого модного фестиваля представить свои рисунки. Александр был любезен, как всегда, и сказал: «Да, конечно!»

Хочу предупредить, что эти рисунки нужно смотреть по-особенному. Начиная с чистого белого листа… На нем вырисовывается лицо с открытым ртом, оно кричит: «Почему?! Почему мы — люди? Зачем мы на Земле? Зачем пришли сюда? Какова наша судьба? Что мы здесь делаем? Почему?»

- Да вы философ!.. Если не ошибаюсь, вас воспитывали на принципах марксизма-ленинизма?

- Да! (Смеется. ) Моя мама была коммунисткой, работала в Испании. Она очень много рассказывала о марксизме. Я даже был комсомольцем.

- Круто! А с чего началось ваше увлечение модой?

- По образованию я архитектор. Когда забросил архитектуру, изучению которой посвятил десять лет, решил создать коллекцию современной одежды. В 60-х годах прошлого века в Париже все великие — архитекторы, художники, скульпторы — отказались от традиционных материалов. Это было очень модно. Например, музыка уже не была такой гармоничной, а стала электронной. Художники рисовали кусками железа, скульпторы создавали произведения из пластика, дизайнеры собирали мебель из алюминия. Я тоже хотел сделать что-нибудь необычное. Поэтому в 1965 году представил коллекцию, которая называлась «12 неносимых платьев из современного материала». Все вещи были из… алюминия! Во время дефиле я поставил музыку — это был первый показ моды в Париже, проходивший под музыкальное сопровождение. Правда, потом многие журналисты написали в своих статьях: «Это не мода, это — цирк!»

Для своего показа я отобрал девушек разных типов со всей планеты. Среди них были и темнокожие. Американские журналистки практически плюнули мне в лицо, заявив: «Мода — для нас, белых, а не для негров», на что я им ответил: «Париж — это всемирная столица моды!» Кстати, именно тогда я понял, что парижские журналисты, пишущие о моде, в то время отставали в своем развитии лет на 50.

- Признаться, для своих 78 тысяч лет вы прекрасно выглядите. Что-то делаете специально для этого?

- (Хохочет. ) К сожалению, физически мы все стареем. Главное, не стареть интеллектуально, а для этого нужно интересоваться всем, что происходит вокруг и что есть увлекательного в мире. Я всегда на все смотрел с любопытством, и каждый миг проживаю так, как будто он последний. Я не понимаю людей, которые говорят, что им скучно. Как можно скучать, находясь в центре Вселенной? И я, и вы — все мы находимся в центре Вселенной.

- Может быть, вы даже знаете, когда умрете? Завещание написали?

- Я еще 30 лет назад написал завещание, потому что многие мои друзья умерли, не оставив после себя завещания, и люди, которых они любили, остались без ничего. Но у меня очень мало вещей, которые можно завещать.

Я зарабатываю ОЧЕНЬ много денег, но не имею счетов в банке. Все заработанные деньги отдаю. Так много всего можно сделать для других!.. Я ведь очень верующий человек. Постоянно молюсь, каждые десять минут. Мне повезло, что десять лет тому назад я увидел Деву Марию. Хорошо, был тогда не один, потому что иначе меня приняли бы за сумасшедшего. В тот момент рядом находилась моя подруга, замечательная женщина, и две ее дочери. Мы как раз тогда говорили о религии, и нам явилась Дева Мария.

- Вы не испугались?

- Нет. В комнате произошла вспышка света, и мы ощутили невероятные ароматы роз и лилий, от которых кружилась голова. Очень красивая женщина появилась в этом свете — она плакала кровавыми слезами. Рассказала нам, что произойдет с нашей планетой. Именно это сейчас происходит в мире. Она предсказала конец света и добавила, что единственный путь избежать краха — постоянно молиться, молиться сердцем. Никогда не нужно молиться головой. Голова врет.

В прошлой жизни я был священником. Видите, даже одет, как батюшка — весь в черном. А до этого — проституткой!.. (Хохочет. ) Женщиной, которая зарабатывала деньги, продавая себя. Мы ведь переходим из одной жизни в другую.

- И когда это все заканчивается?

- У вас есть с собой револьвер? (Смеется. ) Я умру, когда этого захочет Бог! Меня это не пугает, смерти для меня не существует. Когда я был юным коммунистическим ребенком, взращенным на марксистской идеологии, меня воспитывала также моя бабушка, католичка. В семилетнем возрасте я каждый вечер покидал свое тело. Проходил через невероятный серебряный туннель, видел души умерших людей, которые пролетали мимо меня. Я поднимался вверх. Там были люди, которые спрашивали меня, кто я и что делаю на Земле.

Я рассказывал об этом священнику, но он не верил мне. Мать говорила: «О Боже, мой бедный сын сходит с ума!» А бабушка радовалась: «Из всей нашей семьи только ты получил этот дар!»

Моя бабушка лечила ожоги третьей степени. На глазах у изумленных врачей проводила над раной рукой — и она моментально заживала. Бабушка учила меня смотреть на вещи и то, что стоит за ними. Она говорила: «Посмотри, если ты захочешь, то сможешь убить человека всего лишь стаканом воды». И револьвер не нужен.

Очень много секретов прячется в природе. Слава Богу, их очень трудно познать. Этим ведь могут воспользоваться и со злым умыслом.

«Первый раз я занимался любовью в 12 лет… с полом»

- Скажите, как вы относитесь к однополой любви, ведь в мире моды это часто встречается?

- Мы сейчас находимся в трудном периоде, который значится в Библии как конец всего. Но это не конец света! Конец света наступит через пять миллиардов лет. Сейчас конец времен — конец знака Рыб. Следующая эра Водолея. Так вот, нынешний период перемен — это так называемое время рассеяния, когда все мешается. Водолей несет в себе очень много гомосексуального. По сравнению с прошлым веком, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией стало больше на 10 процентов.

- А свою первую любовь вы помните?

- Первый раз я занимался любовью в 12 лет с… полом, как некоторые африканские племена. Многое рассказал бы, но с нами переводчица, а эти истории не для дамских ушей.

- У вас есть муза? Кто вас вдохновляет?

- Это — женщина. Даже не одна, а все женщины в мире!

- Вы совершали когда-нибудь безумные поступки?

- Самый безумный — еще в будущем. Я никогда не делал ничего сумасшедшего, потому что в моей жизни и так произошло много необычных вещей — все эти паранормальные опыты, которые я пережил!.. Поэтому никогда не мечтал о чем-то невероятном.

- Одри Хепберн, Брижит Бардо, Джейн Фонда — это олицетворение вашего стиля, но, к сожалению, уже ушедшая эпоха…

- Вы правильно сказали: это все осталось в прошлом. Но вы на меня хорошо посмотрели? Я сам — человек прошлого. Скоро на этой планете меня уже не будет. Уступлю место молодым и талантливым. В Украине тоже очень много талантов. Я очень люблю представления — театральные, цирковые, номера кабаре… Вы знаете, что сейчас во всех мировых конкурсах первые места занимают украинцы? Среди акробатов, циркачей очень-очень много ваших соотечественников.

Я был в Монте-Карло вместе с семьей принца на цирковом фестивале; победили в конкурсе именно украинцы. Они были самые креативные, у них больше воображения. Вы очень тонкий народ, поэтому будущее — в ваших руках.

- У вас есть любимые клиенты?

- Нет. Женщины сегодня уже не одеваются только у одного кутюрье. Брюки от одного дизайнера, пиджак от другого, сумка от третьего… И это замечательно. 50 лет назад барышни одевались в одном стиле, у одного модельера. Я считаю, это глупо. Ведь это были не женщины, а модные картинки. Жертвы моды! Сегодня же существует Интернет, издается масса газет и журналов — отличные способы оповещения людей, поэтому женщины хорошо знакомы с модой. Они могут выбирать, и это прекрасно.

- А для кого вы никогда не стали бы шить одежду?

- Было такое, что я отказывался работать с очень знаменитыми, важными звездами, потому что я их не чувствовал! Знал, что испорчу, потому что был недостаточно хорош для них… Но причина только в моем видении. Одежда, которую я создавал, не подходила личности. Люди, конечно, уходили злыми и обиженными, не понимая, что я спас их имидж.

- Наверное, трудно ощущать себя гениальным человеком?

- (Пауза. ) Главное, ничего не бояться и доводить до конца все свои идеи! Французский писатель XVI века Франсуа Рабле писал: «Делай то, что должен, и будь что будет».

- Чего вам не хватает для полного счастья на этой планете?

- На этой планете счастья не существует. Здесь — ад! Когда апостолы спросили Иисуса: «Учитель, являешься ли ты хозяином этого мира?», он им ответил: «Вы — глупцы. Принц этого мира — Сатана! А я исхожу из Царства Отца». Все нужно пережить  — плохо это или хорошо…

- Вы с собой в Париж из Украины что-то повезете?

- Из каждого путешествия привожу с собой воспоминания об увиденном, и это самое главное. У меня четыре параболические антенны и 1600(!) телевизионных каналов: украинские, русские, болгарские — мне очень нравится болгарская музыка! Я наблюдаю за жестами людей разных национальностей. Меня очень интересует жестикуляция.

Когда меняется жизнь, изменяется одежда. Стилист — не создатель, он всего лишь передатчик, ретранслятор, указывающий на проблемы, которые происходят в мире в конкретный исторический момент. Например, когда юбки удлиняются — значит, все плохо в экономическом плане. Когда укорачиваются — в стране с экономикой все в порядке. Если в моде нет ремней, царит полная сексуальная свобода… Если же ремни туго затянуты, это говорит о том, что мы входим в пуританский период. Когда женщины становятся на шпильки, они хотят стать ангелами и покинуть землю. Прямые волосы — это политическая стабильность! Развевающиеся на ветру свидетельствуют о том, что политические режимы рушатся… Посмотрите на прически женщин — коммунистических лидеров 80-х годов…

- В Киев еще приедете?

- Конечно, если буду еще жив, то почему бы и нет! (Смеется. ) И если буду в состоянии участвовать в показах.